Суть многих историй в их метафоричности. Автор ставит целью передать читателю определённый комплекс эмоций. Создать ощущение пафоса/депрессивности/романтичности/сказочности.
Всякие притчи, сказки, романтические комедии и любовные романы, детективы в мягких обложках, истории про ВОВ и прочий массхудлит.
И ради этих целей авторы ну очень часто жертвуют логикой происходящего. Персонажи действуют так как надо автору, а не так как поступил бы разумный человек. Персонажи действуют согласно эмоциональному контексту, а не согласно соображениям личной/общественной полезности. Персонажи не действуют, а просто плывут по течению. Некоторые поступки совершаются вообще без какого-то смысла и причины, просто чтобы двигать замерзающий сюжет в нужную сторону.
Явление "рационалфика" это антитеза к всему вышеописанному. Автор намеренно старается писать про разумных рассуждающих людей. Логически обоснованные поступки персонажей становятся самоцелью.
При этом в прочих аспектах рационалфики вполне уязвимы для всех прочих грехов массхудлита - мери-сьюшность, подыгрывание протагонисту, самовосхваление из чужих уст, синдром взрослого в детском саду и проч.
Один из самых примечательных изъянов рационалфиков - эффект диванного воина. Легко быть рациональным когда ты сидишь дома в тепле и комфорте и можешь часами анализировать ситуацию. Гораздо сложнее действовать рационально когда ты в холоде-голоде, когда в крови кипят эмоции страха и гнева, когда решение нужно принять буквально за две минуты.
Я писала, что я уволилась. Но мне нужно доделать кое-что. Чем быстрее, тем быстрее Добби будет свободен. Накидайте магии пожалуйста, чтобы я побыстрее все закончила и так как я хочу)