4 сентября 2019
|
|
П_Пашкевич
«Мастер и Маргарита» не хоррор в чистом виде, это да. Но вот отдельные моменты для меня вполне вписываются в категорию ужас-ужасов. Когда в кабинет к Римскому являются Варенуха и Гелла — я, сказать по правде, в детстве всерьез пугалась. :) И более тонкие штуки — общая атмосфера страха и абсурда в городе, нехорошая квартира и все такое. А вот Гофман не пугает... ну, в прямом смысле слова. Так-то он тоже умеет внушать ощущение абсурда и липкого кошмара, и хэппи-энды у него действительно настораживающие. Но для меня это чтение не пугающее, а занимательное. Недосказанность — да, это, по-моему, главный принцип жанра. Поэтому мне всегда казалось, что словосочетание «роман ужасов» — это почти оксюморон. Страшит неизвестность, а мало кому из авторов удается водить за нос читателя на протяжении двух сотен страниц, не поднимая завесу таинственности до конца. А стоит ее поднять — напряжение ослабевает и на смену страху приходят другие переживания (хуже всего, когда это разочарование, а именно так обычно и бывает). Стивен Кинг про это хорошо писал: …Ничто не пугает так сильно, как то, что находится за запертой дверью. Вы подходите к двери в старом покинутом доме и слышите, как что-то скребется за ней. Аудитория замирает вместе с героем, когда он или она (чаще она) подходит к запертой двери. Героиня распахивает дверь и видит насекомое размером с автомобиль. Аудитория кричит, но в этом крике звучит странное облегчение. «Насекомое в десять футов — это, конечно, ужасно, — думает зритель, — но с десятифутовым насекомым я справлюсь. Я боялся, что оно будет в сто футов ростом»… И даже если за ней насекомое не в десять, а в сто футов ростом, публика облегченно вздохнет и подумает: «Насекомое в сто футов — это ужасно, но с ним я справлюсь. Я боялся, что оно будет в тысячу футов». Поэтому, кстати, совсем не страшен Воланд — он слишком понятен и нагляден. Поэтому не пугает Мефистофель — за исключением, может быть, момента в самом начале, когда он только появляется перед зрителем/читателем. Но здесь авторы, собственно, и не ставили перед собой задачу именно напугать. Они писали не хоррор. 1 |