↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


5 мая 2020
C17H19NO3
Scaverius
> Законы диалектики на примерах отлично доказываются, но работают не везде
Это значит, что эти «законы» — никакие не законы.

Нет, это значит, что законы диалектики - это логические законы, это законы рассмотрения (как вы правильно написали, методологические модели) и работают они в рамках логики и прилагаются не ко всем состояниям в рамках природы, общества и человека, а только к таким, в рамках которых происходит развитие или деградация (то есть изменение состояния, динамика).


Ну тогда и «законы диалектики» следует называть не законами, а например, паттернами мышления.

Верно, это принципы логического мышления в применении к динамическим состояниям объектов рассмотрения. А законы формальной логики - это принципы логического мышления в применении к статическим состояниям объектов рассмотрения.


Какие проверяемые следствия этот принцип позволяет сформулировать и проверить применительно к предложенному примеру?

В пределе он позволяет нам точно утверждать, что существующие меры наказания и исправления преступников порождают преступные сообщества, а прогноз позволяет нам утверждать, что из противоречия, если оно диалектическое - нет выхода, кроме как переход пары противоположностей в иное состояние (третье) через отрицание отрицания. Это все подтверждается и эмпирически, ни в одной стране мира преступность не была побеждена карательными органами.


Ну т.е. можем ли мы проверить либо вычислить с точностью до заданной погрешности, что некоторый конкретный институт (та же «мораль коммунистического общества», кстати что это?) действительно позволит отказаться от принуждения и государственного насилия? Или это просто красивое рассуждение, содержащее только слова и ничего больше?

То, что это будет именно коммунистическая мораль - это да, я каюсь, забежал вперед. Все, что нам позволяет утверждать диалектический метод - это то, что в рамках самого противоречия нет решения. В рамках формальной логики всё просто - либо преступники победят закон, либо закон покарает и исправит преступников. Но формальная логика работает здесь только в рамках статики (то есть индивидуальных противоречий конкретный преступник-конкретный закон). И формальная логика не позволяет нам сделать никакого прогноза на будущее. А диалектическая позволяет сказать, что преступники в будущем должны будут исчезнуть так же, как должны исчезнуть карательные органы, при условии, конечно, если общества хотят решить данную проблему.


Или даже ещё проще: можем ли мы конкретно из представленного примера определить некоторые свойства правоохранительных органов и/или преступных организаций, позволяющие отличить их, например, от клуба филателистов? Можем ли мы вычислить частоту возникновения и распространённость преступных организаций применительно к конкретной ситуации с правоохранительными органами?

На основе представленного мы не можем вычислить характеристики объекта в статике (отличия преступных организаций от клуба филателистов), тут вам формальная логика должна помочь. А вот частоту возникновения и распространенность преступлений или даже проще - в какой среде они будут возникать - мы можем предположить, исходя из того, что это пара диалектических противоположностей. Во-первых, чем сильнее один член пары диалектической противоположности, то тем сильнее "зеркало" внутри первого члена пары. Условно говоря, если перед нами тоталитарный режим, то в рамках этого режима благодаря сильной и развитой карательной деятельности количество преступлений в рамках самих правоохранительных органов ("тень") будет выше (они неизбежно будут чаще преступать закон, стараясь выловить как можно больше преступников), но выше будет и общее количество преступлений. Если перед нами авторитарный или формально-демократический режим, то и количество преступлений в нём будет меньше. Во-вторых, преступные организации в рамках любого режима будут обязательно возникать внутри системы наказаний (тюрьма), при этом опять же в тоталитарном режиме, где активность правоохранительных органов выше и преступники чаще попадают в тюрьму, тюрьма станет средой, порождающей преступность (и останется таковой на какое-то время даже после того, как тоталитарный режим уйдет в прошлое). В-третьих, сама по себе частота и характер преступных организаций зависит от множества факторов, не связанных с парой данного противоречия (менталитет населения, развитость правового поля, социальный строй). В-четвертых, можно также сделать вывод, что часть преступных организаций порождены самими условиями отбывания наказаний.


На каком основании? Аксиомы не формулируются «из воздуха на ровном месте», а являются формальным обобщением некоторой совокупности теоретических моделей.

Возьмите геометрические аксиомы. Они не являются формальным обобщением теоретических моделей, они самоочевидны. Через две точки на плоскости можно провести прямую и только одну. Точно так же, есть какое-то количество людей нарушающих закон и есть какое-то количество людей, которые следят за его соблюдением. Самоочевидно, что первые и вторые противостоят друг другу. Или вы будете доказывать, что цель преступников - это не нарушать закон и цель правоохранителей - это не ловить преступников и потом сажать? Будете очевидности отрицать?


Почему бы, например, не принять за аксиому, что противоположностями являются правоохранительные органы государства — и клуб филателистов? Ведь и для них можно найти свои и черты единства, и противоречия.

Потому, что противоположности были выделены мной не исходя из диалектической логики, а исходя из самоочевидности. Диалектическая логика помогла проверить, являются ли эти противоположности диалектической парой. Если бы например, преступников в рамках правоохранительных органов не существовало, а заключение в тюрьму не воспроизводило бы преступников, то противоречие не было бы диалектическим. А коль скоро оно диалектическое, то можно сделать вывод о том, что оно не решается путем устранения одного из членов (упразднения), но только путем развития в нечто третье. Это третье потом получит четвертое (образует новую пару противоречий) и начнется новое развитие. Представьте себе треугольник. Тезис и антитезис (правоохранители/закон-преступники/хаос) - это противоречие в основании треугольника, а вершина его - это новая общественная мораль (вершина треугольника, синтез). Но эта мораль сама по себе будет противостоять чему-то, скажем каким-то группам индивидов, которые будут считать уже эту мораль принуждающей и несправедливой. Так возникнет новое основание для нового треугольника. И этот процесс по Гегелю бесконечен (развитие бесконечно).

Теперь давайте все же проверим являются ли противоречия между правоохранительными органами и клубом филателистов диалектическими и есть ли там единство. Единство, напоминаю, это в данном случае социологическое единство (целей и интересов социальных групп). Едины ли цели и интересы у клуба филателистов и у правоохранительных органов? Нет, не едины. Противоположны ли клуб филателистов и правоохранительные органы как социальные общности? Да, противоположны - и по целям, и по интересам, и по самой деятельности. То есть единства там вообще-то никакого нет (не только самоочевидного, но и логического). Но можно посмотреть и далее. Возникают ли внутри клуба филателистов тайные сторонники правоохранительных органов, которые пытаются нарушить деятельность клуба филателистов и посылают ли филателисты своих тайных представителей в правоохранительные органы, чтобы подорвать закон и порядок? Нет. А где нет "теней" (когда внутри объекта А противоположного объекту В, есть маленькое не-А, которое тождественно антагонистическим целям объекта В), то нет никакого диалектического противоречия. Итак, еще раз (два вида противоречия)
1) Обычное противоречие (в рамках социогуманитарных наук) - члены противоречия противостоят друг другу, имеют разные цели и интересны, разновекторную деятельность. Единства между ними нет. Например, это могут быть отдельные преступники и следователь.
2) Диалектическое противоречие - члены противоречия противостоят друг другу, имеют разные цели и интересы, но едины в методах и сущностных признаках, победа одного над другим не устраняет противоречие (оно возникает вновь), развитие обеих членов до третьего состояния (которое упразднит два предыдущие) неизбежно.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть