↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


14 июля 2020
Опричница
Scaverius
Бакунин сотрудничал с Нечаевым и перенимал его радикализм (до определённого момента), а так же - восхищался решительностью. Они оба учились друг у друга в какой-то мере.
Говорю же, Нечаев был слишком жёстким для того, чтобы считать его полноценным учителем. Это практик.

У Бакунина были и другие примеры для подражания. Сам Нечаев тоже возник как революционер не в безвоздушном пространстве, он читал Чернышевского "Что делать?" и восхищался Рахметовым, он также восхищался Каракозовым, совершившим покушение на Александра II


Я не писала анализ. Напротив, нарочно упростила события, чтобы показать как Достоевский привёл интеллигенцию к возмущениям. Через Солженицына, да - фигуру «чудовищной лжи», но заметную.

Я бы сказал, что не через Солженицына и более того, что стиль Солженицына совершенно иной. Солженицын и по своим идеям и по своему стилю как писатель напоминает с одной стороны "старых реалистов" , а с другой как раз ранних революционеров-нигилистов. Солженицын стремился к полному и совершенному уничтожению СССР как государства, притесняющего народ.


Вы так часто читаете их издательства?) Первый раз о таком слышу.

Нет, я изучал в свое время политическую философию. В том числе консервативную. Я могу вам сказать, что И.Л. Солоневич - это один из теоретиков консерватизма. Его критика СССР, кстати, была вполне похожа на критику Солженицына, но, в отличие от последнего, Солоневич был не только пропагандистом. Мечтая возродить монархию и Церковь, Солоневич отказывался от того, чтобы уничтожать в СССР социализм (напротив, он говорил об укреплении государственной собственности). Позднейшие события сделали его злобным человеком и когда он стал сотрудничать с нацистами - это уже по сути была другая личность (такая эволюция характерна была для части белых эмигрантов). Кстати, в самой гражданской войне Солоневич принимал довольно маргинальное участие, сам он, насколько помню, не воевал, а писал в белых газетах статьи.


Литература не убивает. Убивает «заигрывание» с чужой пропагандой (хорошо написанной - в том числе). Большевики тоже могли ошибаться.

Знаете, я в сочинениях Ф.М. Достоевского (кроме, возможно "Дневника писателя") не заметил никакой пропаганды, кроме пропаганды христианства. Для меня как христианина является большим вопросом, "убивало ли христианство коммунизм", так как даже многие классики марксизма признавали, что христианство было освободительным движением своего времени. Из христианства советский человек мог извлечь многое, что вообще не противоречило декларируемым целям коммунизма. Если Ф.М. Достоевский приводил его к этому - то на мой взгляд, это прекрасно. Другое дело, что для государственного атеизма в СССР - это было ужасно, поскольку если в рамках христианства появлялись такие писатели как Достоевский, это означало, что религия плодит не одних только моральных и умственных уродов. А пропаганда атеизма в СССР была крайне вульгарной (по крайней мере во второй период существования) и анекдот про Марьиванну, которая говорит деткам "а теперь все сложите фигу и поднимите её вверх", это не совсем анекдот. СССР мог пострадать от Достоевского только в той мере, в какой в рамках СССР пострадала христианская религия. И тут -- да, есть проблемы. Но Солженицын, являясь вроде как "православным литератором", на деле во многом мимикрировал (да и потом, в эмиграции, вел себя как какой-то правый фанатик, а не христианин, христианин не будет призывать начать превентивную ядерную войну с СССР). Христианское "диссидентское движение" в СССР было, но это были совсем иные люди и цели у них были другие. Они приветствовали ослаблении давления на Церковь в 80-е годы и негативно отнеслись к распаду страны и узурпации власти Ельциным в 1993 году (в большинстве своём).
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть