↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


5 августа 2020
"Лишний человек" - это не определенный литературный архетип, а скорее типаж. Как правило в рамки этого типажа попадали персонажи, которые:
1. Смешно или комично выглядели в обществе, отторгались своим социальным слоем.
2. Были людьми с какими-то передовыми идеями, которые были не поняты.
3. Были людьми с тяжелым характером и внутренними личностными проблемами.
4. Переживает глубокую трансформацию в итоге (в конце романа) и как правило, "плохо кончают" (выражение ХIX в., не дай вам Бог его употребить в современном школьном классе).

Среди "лишних людей" встречались следующие "типы" личности:

1. "Скучающий аристократ-передовик" (Чацкий, Онегин). В Онегине больше аристократизма и "сплина" (хотя он "Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом" и проч.) В Чацком больше патриотизма и гражданственности ("Уж если суждено нам все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев" и проч.). Онегин в конце романа переживает "излечение любовью", но на его любовь, теперь искреннюю - не отвечают. Чацкий переживает излечение от наивности.
2. Байронический (демонический) герой - это Печорин. Печорин написан как отрицательный герой, хотя у нас закрепилась странная традиция считать его героем чуть ли не положительным. Между тем - это именно демон-разрушитель и таким он автору дорог, таким он написан. Сам автор прекрасно понимал, что его герой - это "болезнь". Из всех лишних людей он наиболее жесток. Он нарочно старается вызвать у людей ненависть и во многом автобиографичен (Лермонтов, говорят, в личном общении был настолько невыносим, что один известный литератор, не помню кто, о нем сказал, что его надо было задушить еще ребенком). В то же время при всей своей внешней бесчувственности и жестокости Печорин способен на чувства. Ф.М. Достоевский даст образец такого же жестокого типа в герое "Записок из подполья", но там данный персонаж еще более мелочен, мстителен, зато обладает большей остротой ума.
3. "Бесплодный мыслитель" (Рудин). Это человек, который не способен на чувства, но способен мыслить и ясно выражать свои мысли. В конце концов он гибнет "за идею", в которую не верит в попытке хоть что-то почувствовать. Предтечу такого типа, только не лишнего, а цельного и полного жизни дал А.С. Пушкин в рассказе "Выстрел", в образе Сильвио.
4. "Бесплодный мечтатель" (Обломов, Базаров). В отличие от "бесплодного мыслителя", Обломов отличается развитым умом и чувством, но парализованной волей. Воля же его парализована потому, что как и Базаров, он не видит выхода, не видит для себя места в современной ему жизни (он целиком отвергает современность). В типе Базарова дан еще и образ "бесплодного революционера", для которого вся революционная деятельность заключается в разрушении старого ("И решились ни за что не приниматься?" ехидно говорит ему Павел Петрович). Его воля тоже парализована и он может "только ругаться", любовь же его губит (как, собственно, и Обломова).
5. "Маленький лишний человек" или "угнетенный" (Чулкатурин, Акакий Акакиевич). Чулкатурин живет и умирает бесплодно и является квинтэссенцией этого типа, Акакий Акакиевич после смерти перерождается в злобного призрака и мстит своим обидчикам (богатым и знатным). Впрочем у Гоголя есть еще более пронзительный тип такого "маленького человека" - это мелкий чиновник Поприщин ("Записки сумасшедшего"), который от бесправия и унижения сходит с ума.
6. "Бесплодный...идеальный человек" (князь Мышкин). Ф.М. Достоевский и тут отличился. Он добавил к "галерее" лишних людей бесплодную идеальную личность, которая действует по принципу "Я вечно хочу блага, а порождаю лишь раздор". Замысел тут, я думаю, был представить, как выглядел бы человек, во всех аспектах похожий на Христа, кроме божественности в рамках дворянского "высшего общества". И писателю это мастерски удалось (замысел там на деле был еще сложнее), но для данного анализа хватит.
7. Завершу, пожалуй, А.И. Куприным. Он дает нам тип "интеллигентского идеалиста-романтика" в двух ипостасях, первая "наивная" и вторая "ницшеанская" (Ромашов и Назанский в "Поединке") Это типичные "лишние люди" и они гибнут, один от пьянства, второй на дуэли. Новизна тут в том, что перед нами отрицательный женский персонаж, который доводит до пьянства одного и гарантирует гибель другого. Персонаж, перед которым всё зло Печорина напоминает шалости щенка по сравнению со злодеяниями волка-оборотня. Надо же додуматься дразнить наивного юношу своей красотой, отказывать намеренно ему в близости, а потом, когда начнется скандал, уговорить его пойти на дуэль (чтобы спасти свое будущее) и отдать ему себя, в то же время мужу внушить, что для карьеры ему полезнее убить Ромашова (это читается между строк). В результате Ромашов пошел на дуэль уверенный, что в него стрелять не будут, а Николаев выстрелил и убил.

Так что, в итоге "лишние люди" слишком разные, среди них и пылкие патриоты, и бесплодные мечтатели, и маленькие, забитые и угнетенные жизнью люди, и идеалисты-романтики, и байронические демоны, и скучающие аристократы. Кого-то хочется просто пристрелить, кому-то искренне сочувствуешь, над судьбой других хочется плакать, кто-то вызывает тяжелое, саднящее чувство разрушенной под бременем реальности личности...
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть