↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Valeriya Homos
4 августа 2020
Aa Aa
#реал
#русская_литература
#лишний_человек

"Лишний человек" - красивое определение м*дака.
Именно так сказала моя знакомая. И я... не нашла, что ответить, ведь по сути всё верно. Что Печорин, что Онегин - оба отличились на страницах русской классики. Жаль, что Чацкий не вошёл в их круг, он бы разнообразил картину. А если серьёзно, то я не понимаю, почему "лишний человек" зачастую ведёт себя мерзко и отвратительно. Как таким героям сочувствовать?

"Лишний человек" - герой, которого не понимает общество. Так почему нельзя написать про умного персонажа, который своими целями/амбициями/знаниями/прогрессивными идеями опережает свой век, но при этом не ведет себя по-скотски?
4 августа 2020
20 комментариев
Ну, Безухов, например, вполне себе лишний человек, но при этом в общем и целом не мудак.

Однако в общем вы правы. За исключением того, что "лишний человек" - это вполне определенный тип. Не просто тот, кого не понимает общество, а тот, кто мается дурью потому, что его не понимает общество. Т.е. некая доля мудачества или неадекватности там встроена по определению.
Да Чацкий тоже тот ещё фрукт. Как у него пригорело, что его, такого замечательного и прогрессивного, променяли на хитропопого тихоню.
ShadowHawk
Да Чацкий тоже тот ещё фрукт. Как у него пригорело, что его, такого замечательного и прогрессивного, променяли на хитропопого тихоню.
Да тут у любого пригорит. Человек заграницей тусил, образовывался там, вернулся, а его на местного подлизу променяли. А потом сумасшедшим объявили. Любой бы на карете подальше свалил от такого общества.
Ну может потому что не бывает такого? Если общество не готово принять идеи, то тут варианта три: 1) долго-долго подводить общество к этим идеям, часто в ходе пути теряя цели;
2) достаточно жёстко и больно ломать устои общества;
3) забить, и свалить к тётке, в глушь, в Саратов.
Valeriya Homos
Ну а чего он ждал? Это сейчас э-ман-си-пация и скайп, а тут - мужик уехал (вроде и не обещал по возвращении каких-то ухаживаний, емнип), ждать у моря погоды с перспективой остаться старой девой (или выскочить за любого, лишь бы не) тоже не айс.
Ой, ну слушайте... к ним и Ромашова, и Безухова, и Обломова... и Базарова даже - причисляют. Не всё то лишний человек, что байронический персонаж.
EnGhost
Но зачем при "ломке устоев общества" над людьми издеваться? Бэлу никогда Печорину не прощу
Valeriya Homos
Да Печорин вообще та еще сволочь. Выбесил он меня сильно под конец повести. Жалко было очень всех девушек.
Valeriya Homos
Бэла это кто? Я Печорина лет 15 назад читал, не слишком хорошо помню имена.
Любопытно, что выражение "лишний человек" пошло с повести Тургенева "Дневник лишнего человека", чей герой имел довольно мало общего с Онегиным и Печориным. И ничего байронического в нем не было.
ShadowHawk
Чацкого тут как-то обсуждали. Чего можно ждать хорошего от человека, который приходит в гости по утрам (тарам-пам-пам!) и будит девушку, которая бы пару часов еще спокойно поспала?
Виктор Некрам
Вопрос в том, на что хорошее он сам рассчитывает от такой не вовремя разбуженной девушки? XD
ShadowHawk
На всё, разумеется! Он же ее облагодетельствовал - в гости пришел! ЧСВ over 9000 страшная штука.
Ох как же меня бесили на уроках литературы вот эти ярлыки! Вот писатель старался, придумывал героя, такого вот своеобразного, живого, а учебник на него - шлёп ярлычок! Мне так было за них обидно :(
"Лишний человек" - это не определенный литературный архетип, а скорее типаж. Как правило в рамки этого типажа попадали персонажи, которые:
1. Смешно или комично выглядели в обществе, отторгались своим социальным слоем.
2. Были людьми с какими-то передовыми идеями, которые были не поняты.
3. Были людьми с тяжелым характером и внутренними личностными проблемами.
4. Переживает глубокую трансформацию в итоге (в конце романа) и как правило, "плохо кончают" (выражение ХIX в., не дай вам Бог его употребить в современном школьном классе).

Среди "лишних людей" встречались следующие "типы" личности:

1. "Скучающий аристократ-передовик" (Чацкий, Онегин). В Онегине больше аристократизма и "сплина" (хотя он "Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом" и проч.) В Чацком больше патриотизма и гражданственности ("Уж если суждено нам все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев" и проч.). Онегин в конце романа переживает "излечение любовью", но на его любовь, теперь искреннюю - не отвечают. Чацкий переживает излечение от наивности.
2. Байронический (демонический) герой - это Печорин. Печорин написан как отрицательный герой, хотя у нас закрепилась странная традиция считать его героем чуть ли не положительным. Между тем - это именно демон-разрушитель и таким он автору дорог, таким он написан. Сам автор прекрасно понимал, что его герой - это "болезнь". Из всех лишних людей он наиболее жесток. Он нарочно старается вызвать у людей ненависть и во многом автобиографичен (Лермонтов, говорят, в личном общении был настолько невыносим, что один известный литератор, не помню кто, о нем сказал, что его надо было задушить еще ребенком). В то же время при всей своей внешней бесчувственности и жестокости Печорин способен на чувства. Ф.М. Достоевский даст образец такого же жестокого типа в герое "Записок из подполья", но там данный персонаж еще более мелочен, мстителен, зато обладает большей остротой ума.
3. "Бесплодный мыслитель" (Рудин). Это человек, который не способен на чувства, но способен мыслить и ясно выражать свои мысли. В конце концов он гибнет "за идею", в которую не верит в попытке хоть что-то почувствовать. Предтечу такого типа, только не лишнего, а цельного и полного жизни дал А.С. Пушкин в рассказе "Выстрел", в образе Сильвио.
4. "Бесплодный мечтатель" (Обломов, Базаров). В отличие от "бесплодного мыслителя", Обломов отличается развитым умом и чувством, но парализованной волей. Воля же его парализована потому, что как и Базаров, он не видит выхода, не видит для себя места в современной ему жизни (он целиком отвергает современность). В типе Базарова дан еще и образ "бесплодного революционера", для которого вся революционная деятельность заключается в разрушении старого ("И решились ни за что не приниматься?" ехидно говорит ему Павел Петрович). Его воля тоже парализована и он может "только ругаться", любовь же его губит (как, собственно, и Обломова).
5. "Маленький лишний человек" или "угнетенный" (Чулкатурин, Акакий Акакиевич). Чулкатурин живет и умирает бесплодно и является квинтэссенцией этого типа, Акакий Акакиевич после смерти перерождается в злобного призрака и мстит своим обидчикам (богатым и знатным). Впрочем у Гоголя есть еще более пронзительный тип такого "маленького человека" - это мелкий чиновник Поприщин ("Записки сумасшедшего"), который от бесправия и унижения сходит с ума.
6. "Бесплодный...идеальный человек" (князь Мышкин). Ф.М. Достоевский и тут отличился. Он добавил к "галерее" лишних людей бесплодную идеальную личность, которая действует по принципу "Я вечно хочу блага, а порождаю лишь раздор". Замысел тут, я думаю, был представить, как выглядел бы человек, во всех аспектах похожий на Христа, кроме божественности в рамках дворянского "высшего общества". И писателю это мастерски удалось (замысел там на деле был еще сложнее), но для данного анализа хватит.
7. Завершу, пожалуй, А.И. Куприным. Он дает нам тип "интеллигентского идеалиста-романтика" в двух ипостасях, первая "наивная" и вторая "ницшеанская" (Ромашов и Назанский в "Поединке") Это типичные "лишние люди" и они гибнут, один от пьянства, второй на дуэли. Новизна тут в том, что перед нами отрицательный женский персонаж, который доводит до пьянства одного и гарантирует гибель другого. Персонаж, перед которым всё зло Печорина напоминает шалости щенка по сравнению со злодеяниями волка-оборотня. Надо же додуматься дразнить наивного юношу своей красотой, отказывать намеренно ему в близости, а потом, когда начнется скандал, уговорить его пойти на дуэль (чтобы спасти свое будущее) и отдать ему себя, в то же время мужу внушить, что для карьеры ему полезнее убить Ромашова (это читается между строк). В результате Ромашов пошел на дуэль уверенный, что в него стрелять не будут, а Николаев выстрелил и убил.

Так что, в итоге "лишние люди" слишком разные, среди них и пылкие патриоты, и бесплодные мечтатели, и маленькие, забитые и угнетенные жизнью люди, и идеалисты-романтики, и байронические демоны, и скучающие аристократы. Кого-то хочется просто пристрелить, кому-то искренне сочувствуешь, над судьбой других хочется плакать, кто-то вызывает тяжелое, саднящее чувство разрушенной под бременем реальности личности...
Показать полностью
Scaverius
В целом соглашусь. Только вот относить Акакий Акакиевича к "лишним людям" я бы не стал. Он именно "маленький человек", а вот "лишним" себя совсем не чувствует. Наоборот, свою работу в департаменте он находил наполненной смыслом, вполне её любил и делал хорошо.
WMR
Scaverius
В целом соглашусь. Только вот относить Акакий Акакиевича к "лишним людям" я бы не стал. Он именно "маленький человек", а вот "лишним" себя совсем не чувствует. Наоборот, свою работу в департаменте он находил наполненной смыслом, вполне её любил и делал хорошо.

Ну не-а. В каком-то смысле он все же превращается в лишнего. По ходу повествования. У него отнимают "шинель" - символ его счастья и награды за работу и он умирает. И после смерти вообще превращается в мстителя. Кстати, тогдашняя знать, которая это произведение читала, испытывала мистический ужас - "ведь это привидение буквально со всех нас сдергивает шинель". А в рамках советского преподавания литературы из произведения "Шинель" сделали обычную жалостливо-назидательную историю про "маленького человека".
лишний человек
"лишний человек" зачастую ведёт себя мерзко и отвратительно

*плачу* что за наезд(((((
К заглавному посту: очень интересная тема!
Но хочу акцентировать: большинство т.н. "лишних" -- это XIX век, причём часто первая половина. И без нормального знания тогдашних реалий трудно понять, откуда вообще эти герои, почему, и с какого перепугу книги о них так прогремели по выходу из печати. А большинство не только реалий тогдашних не знает, но даже в истории периода слабо ориентируется. Эффект тот же, как если б людям годов этак 182х--183х показали сериал "Отбросы" или там "Улицы разбитых фонарей".
Термин "лишний" суть придумка, шаблон, т.е. этакая подзорная труба восприятия, которая видит вон тот фрагмент картины. Причём картину подставил и трубу направил именно вот туда один и тот же человек.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть