![]() |
nordwind Онлайн
29 мая 2021
|
WMR
Зависит от того, как интерпретировать текст и на чем расставлять акценты. Любое художественное произведение, тем более такого уровня, дает широкое поле для трактовок. «Вешние воды» тоже входят в цикл «таинственных повестей», предметом которых Тургенев сделал в первую очередь иррациональное начало в человеке: то, что ускользает от анализа и «объяснений». Грубо говоря, если бы это была просто повесть о том, как молодой русский за границей влюбился в милую и красивую итальянскую девушку, то «таинственного» в ней было бы не так уж много. А вот почему он ее так позорно бросил из-за женщины, которую не мог уважать и в сущности даже не любил, – это уже другой вопрос, и для меня он и есть самый острый в повести. Эта тема у Тургенева возникает периодически - отчасти она связана с биографическими обстоятельствами; хотя я терпеть не могу приплетать к интерпретации текста биографию автора, но тут личные заморочки Тургенева есть отражение достаточно распространенной проблемы. Сам образ «вешних вод» – это не только юность, но и стихия, которая увлекает за собой человека, бессильного ей противостоять. При детальном разборе повести из нее действительно можно очень много чего вывести, Вы правы; но такой разбор потребует очень много пространства, цитат, подключения контекста и пр. А в «усеченном» варианте остается только то, что воспринимается читателем как «главное», а для меня главным является именно изумление Тургенева перед иррациональностью человеческой души. Для другого читателя получится другой художественный итог, потому что текст не существует «сам по себе»: он работает только во взаимодействии с личностью и опытом читателя. Это отдельная тема, она скорее из теоретической области – рецепция художественного текста. Я рассчитываю сделать по ней специальный пост в свое время… 2 |