Еще одна вещь упущена - Остап Бендер - это по сути архетипический персонаж, Робин Гуд, Дон Кихот, короче - "борец со злом". Да, в сниженно-пародийном ключе, но борец. Несмотря на громогласные заявления о том, что ему нужно "Рио-де-Жанейро", где "все поголовно, в белых штанах", он не особо расстраивается от явных неудач и вообще ему важен процесс, а не результат. В "Золотом теленке", когда Остап получает своё богатство, его это не радует. Его это раздражает. Ему это совершенно не нужно:
"Кришна! - кричал великий комбинатор, бегая по своему номеру. - Вишну! Что делается на свете? Где сермяжная правда? А, может быть, я дурак и ничего не понимаю, и жизнь прошла глупо, бессистемно? Настоящий индус, видите ли, все знает про нашу обширную страну, а я, как оперный индийский гость, долблю все одно и то же: "Не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных". До чего же гадко!" (И.Ильф, Е. Петров "Золотой теленок")
А еще это персонаж пророческий. Сами посудите, он:
1) Прекрасно умеет обманывать и манипулировать людьми ради своей цели.
2) Ненавидит окружающую его действительность и хочет сбежать за рубеж.
3) Его привлекает капитализм, но исключительно как объект паразитирования.
4) Он прекрасно умеет разрушать (включая даже разрушение девичьих иллюзий), однако его не радует никакое созидание (нет семьи, детей, нет ничего своего).
5) Он легко готов отказаться от цели и признать её недостижимой.
6) Он любит бороться с чужим злом, но сам в себе его не опознаёт.
Я думаю, что перед нами - собирательный образ пассионарной части советской антисоветской интеллигенции ("диссидентов") + "цеховиков". В 20-е годы эта часть людей была многочисленна, но наступил сталинизм и она "переквалифицировалась в управдомы". Не забываем, что в общем-то она не "экзистенциальный враг" СССР. Ей в общем-то пофиг (см. пункт 5). Она хотела бы пожить "вне рамок душного государства" и её привлекает "Запад как земной рай", но не более того. У неё, этой прослойки были свои достоинства - например, этический абсолютизм ("добро есть добро, зло есть зло"), романтизм (Остап Бендер - большой романтик, способный на поступки) и проч. Но в целом созидать она никогда не умела, как и "пользоваться плодами разрушенного". Поэтому когда эту часть населения использовали в 80-90-е годы, она лишь пожала плечами и "растворилась" в новом мире 90х. Кто-то стал "Корейко" и действительно превратился в противоположность Бендера, кто-то просто опустился и спился, кого-то убили братки, кто-то разочаровался и замкнулся в своей "академической башне" и так далее. Кстати, увидеть в С.П. Мавроди Бендера сложно. Но можно. Кстати, его ждала та же судьба, что и Бендера - финальное поражение. Собрал деньги для других дядей, его кинули в тюрягу, а когда он вышел и стал собирать "для себя" - его ждало новое поражение, а потом "на автобусной остановке, от инфаркта" - короче классическая схема, кто понял, тот понял.
Так что Бендер - трагический персонаж. А не только комический. И уровень трагедии здесь - весь ХХ век. Весь ХХ век этот тип людей в России безуспешно пытался добиться своих целей. Принося попутно огромное горе миллионам других людей (причем не со зла и не специально). И так ничего и не добился.
P.S. Потом в 2008-2010 на сцену выйдет "новый коллективный Остап". И его тоже используют. Но это будет уже совсем другая история, еще более грустная.
NAD:
«Ziil Los Dii Du» - что-то типа «Я пожираю твою душу» .
Это уникальный крик главного героя.
Автор работы пожирает душу читателя. Целиком и полностью. Не всю, часть он отдаёт обратно, чтобы переварит...>>«Ziil Los Dii Du» - что-то типа «Я пожираю твою душу» .
Это уникальный крик главного героя.
Автор работы пожирает душу читателя. Целиком и полностью. Не всю, часть он отдаёт обратно, чтобы переварить прочитанное, насладиться мастерством слога, выдохнуть.
Это просто блестяще, Автор.