5 ноября 2022
|
|
У вас просто мало идей, на мой взгляд. Я вот, например, стараюсь не лить воду, а текст всё идёт и идёт. Если речь идёт о романе, то:
а) Много сюжетных линий. Со своими конфликтами, со своей идеей (хорошо, если одной). Линии взаимодействуют меж собой - идеи тоже перекликаются, зачастую рождают новые в этом "диалоге". б) Ключевая идея - если она единственная - очень объёмна и многогранна. Это не "любить хорошо, ненавидеть плохо", это что-то, уходящее в философию корнями, а то и полностью ей принадлежащее. Вопросы свободы воли, просто свободы, искусственного разума, отношения волшебства и неволшебников или разных волшебств между собой, вопросы соотношения личного могущества и общественного блага, вопросы Творения (мира/миров - как минимум), Творца, вопросы о природе зла и добра, о природе самой человечности - и многое другое. Т.е. вы не выбираете в качестве идеи что-то вроде "а что если Гарри будет..." или "а пусть Драко..." Собственно, это и не является идеей в литературоведческом смысле. Если вам нечего сказать на уровне этики, философии, может быть, глубин теологии, реже - чём-то сложно-футурологическом, то с романом как таковым будет тяжко. в) Когда вы пишите роман, вы пишете "вдолгую", это... не знаю, как многие песни Epica, которые на 7+, а местами на 10+ минут. Если вслушиваться, то постепенно вы начнёте различать в них гармонию не только и не столько "малых" интервалов времени (пятёрки-десятки секунд там) и "средних" (то, что соответствует припевам-куплетам в трёхминутках), но и долгих - минутные и выше интервалы. То же самое с романом. Помимо гармонии внутри сцены и между сценами, появляется гармония между главами, гармония между частями. И роды гармоний, вообще невозможные в рассказах, например, гармония между сюжетными линиями. г) Детали и повторения имеют смысл. Вы пишете широкими мазками, в ваших силах буквально выписать историю жизни человека и многих людей - но при этом вы можете углубляться, фокусироваться в отдельных местах сколь угодно сильно. В романах атмосфера становится полноценным слоем текста, действительно сложным, с которым вы можете играть, как со своеобразной музыкой текста. В рассказах атмосфера - это как пара переборов, только намекающая на мелодию - в романах она уже песня. Ну или фоновый звук, если одинаковая:) Вы буквально "красите" главы, сцены, эпизоды - вот как это можно выразить в рассказах? Думаю, никак. То же самое относится к эволюции идей, характеров, ситуаций - вы можете позволить себе сколь угодно плавную или резкую эволюцию, можете останавливаться на всех диссонансах, на каких пожелаете, разобрать человека или место до последней детальки. Что касается воды. Вода нужна. Это констатация факта, а не моё предположение там. У вас в макси может быть целая глава напряжённого экшена. А потом нужна вода. Хотя бы немного. Можно с переключением на другого рода напряжённость, но всё равно нужна вода. Это особенности восприятия читателями и особенности эволюции темпоритма. Люди устают от постоянной напряжённости - что внутренней, что внешней. Поэтому места напряжённостей сменяются местами расслабленности и наоборот. Это никак не мешает вам "в воде" вешать ружья, например, оставлять ключевые для финальной головоломки элементы и пр., тут важно, чтобы оно было периодом расслабленности, а не напряжённости. Рассказ, мини - это маленькая форма. Читатель не устанет за 50 кб сплошного экшена или там бесконечного стекла. За 100 кб - устанет. За 200 кб? Дропнет, хех. Но дело не в дропе, а дело в том, что это ещё и вам самой было бы некрасиво, м-м-м, однообразно, серо, экшен там или стекло стали бы сливаться в фон, от которого уставали бы и вы сами. Поэтому периоды напряжённости в больших формах сменяются периодами расслабленности. Это может быть сюжетно обусловлено, а может и не быть (ничего не мешать вставить немаленькое описание, углубившись в какую-нибудь сцену пробуждения-завтрака... а заодно раскрыть персонажа). Чтобы лучше понять, о чём я говорю, откройте здесь http://philologos.narod.ru/tomash/tema.htm главу "Мотивировка" (с тремя подглавами, ясен пень) и проглядите. Мотивировка реалистическая заставит вас углубляться там, где бы вам самой бы не хотелось порою... а надо. Мотивировка композиционная позволит понять, насколько глубокой должна быть идея, чтобы вызвать для своего раскрытия ажно роман. Если вам "нечего сказать", т.е. если у вас нет яркой, требующей раскрытия, но при этом глубокой идеи или есть, но вам она не интересна, то и большой формы не получится. Ну а что в этом удивительного? Рассказ тоже без всяких предпосылок не напишешь, даже с драбблом не получится на ровном месте. Ну а что касается мотивировки художественной... Играть с отсылками, традициями, жанрами, штампами, фандомами, мирами - вам оно как? Роман предоставляет широчайшие возможности таких игр. Вы можете сплетать и переплетать культурные слои, переосмыслять привычное, играть с сюжетными ожиданиями читателя и т.п. Если вам это не интересно, то... Зачастую одной художественной мотивировки достаточно, чтобы из идеи-на-рассказик вырастить повесть. Ну и как всегда, ключевой вопрос - это вопрос интереса. Если вам ИНТЕРЕСНО писать один и тот же текст днями, если вас что-то глубоко цепляет, если вам приятно вновь и вновь погружаться туда - вы напишете и миди, и макси, и монстромакси, сколько бы лет это ни заняло. Интерес может быть искоркой, может быть костром, который прогорит рано или поздно, а может быть тепловой электростанцией, которая будет питать месяцами и годами. Это уже во многом - к особенностям личности. Не каждый человек способен выполнять без необходимости, по одному только интересу некий проект неделями, месяцами, годами. С другой стороны, даже если способен - поди найти тот самый ключик от электростанции. 3 |