IMHO еще один параметр - чтобы что-то ценить, нужно лично воспринимать сложность. Всех мальчиков в богатых семьях учили рисовать, так как для офицера до изобретения фотографии зарисовка была единственным способом передать другим увиденное, да и картография. Всех девочек учили играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. Поэтому богатый человек понимал, что рисовать это труд и талант, и художникам платили внятные суммы, на которые они могли существовать.
Технологический ценз - магазинов с красками не было, нужно было уметь растереть пигменты, или измельчить строительные, или составить что-то самому, сварить олифу и так далее. То есть учась технологической части, художник параллельно учился и остальному. Опять же не было учебников, только ученичество, чтобы узнать что и как. То есть шел отбор - недостаточно упертые в своем желании рисовать, до масляных красок просто не добирались, меняя профессию.
Сейчас - изобилие. Материалы и инструменты начального уровня посильны по цене, продаются если не в любом городе, то проезд за ними посилен по цене и быстр, да и доставка.
От нашествия профанов относительно закрыто только ювелирное дело - оборудование дороже, либо нужно быть хорошим слесарем, чтобы его сделать самому. В РФ добавляются проблемы с законом. Но и тут появились проволочкокрутители, которые wire wrap , и среди них есть немного достойных мастериц своего дела. Причем "проволочники" и "сборная бижутерия" это уже 20 век, до него проволоки были просто менее доступны.