9 сентября 2023
|
|
Заяц
Чувство, как будто Рабинович перепел Паваротти. То есть можно и так сказать, конечно, но у Стругацких-то все намного тоньше и с куда большим количеством сомнений, неуверенности, а под конец даже и понимания, что другим это не нужно. И образ учителя у них завоевывает внимание окружающих не статусом, а своими собственными качествами. И далеко не все готовы их слушать, и в "Отягощенных злом" даже собственный сын учителя отказался от него. Так что это ещё вопрос, что люди "должны". Ну я сужу по "Волны гасят ветер". Там же, если помните "люден" Логовиков, в ответ на просьбу научить обычных людей чему-то полезному, отвечает прямым хамством: "Можно как говорится, научить медведя ездить на велосипеде, но будет ли польза от этого медведю?" (и это именно хамство, ту же самую мысль, можно выразить иначе) В "Улитке" простые люди (Деревня) вообще изображены так, что на их фоне Домарощинер - это ангел какой-то. И не власть учителей интересует, а как нам стать лучше. "Ты должен сделать добро из зла...", "есть только одна проблема... вернуть людям духовное содержание, духовные заботы". В общем, классическая Великая Русская Литература, хоть и фантастика. Возможно. Но сначала Стругацкие понимали, к чему приводит элитарная психология. В "Трудно быть богом" она Румату Эсторского привела по сути почти к распаду личности. Антон больше уже не станет прежним никогда. А всё начиналось с того, что "я знаю больше всех", "Базовая теория не верна" - вообще это у Стругацких повторяющийся мотив И чисто техническая деталь: это все не "потом", а с первых книг и до последних. Если это так, мне Стругацких искренне жаль. Впрочем, я думаю, это упрощение, большое упрощение. В ранних книгах нет дистанции. Есть дистанция "снизу", какой-нибудь человек в тех же "Стажерах" смотрит на Кондратьева, кажется и думает "какой это гигант" или что-то в таком роде. Сами же Кондратьев, а потом Комов, Горбовский - они не ведут себя как "мэтры". И тем контрастнее литература "в стол" у тех же авторов, как будто они там отказываются от всего, что до этого писали. . В общем, классическая Великая Русская Литература, хоть и фантастика. Нет, это литература Модерна. Это не классическая литература в прямом смысле слова. Классическая литература закончилась на Чехове и Горьком. Даже Шолохов, не говоря уже о Булгакове - это уже Модерн, а не классика. Вообще Серебряный век, за исключением отдельных его представителей - это не классика. То что она великая - я не спорю. Концентрация смыслов на единицу текста огромна. А так мне Стругацких очень жалко. Вы думаете, я хочу их в чем-то обвинить? Нет. Я просто вижу крушение всего, во что они верили, постепенный отказ от идеалов в пользу "частных моралистических стремлений". Когда всё, что осталось это "надеятся на лучшее". И всё. В этом смысле Стругацкие - это зеркало СССР, как Л.Н. Толстой был зеркалом русской крестьянской революции. СССР распался и Стругацкие закончились. Даже смерть одного из них совпала с концом СССР. СССР - это ведь советский Модерн, по сути. Постмодерн наступит в России позже. Мы при нём живём. 4 |