Scaverius Онлайн
27 августа в 18:11
|
|
Яросса
Мое восприятие и оценки учения Руссо в плане количества в нем логики и здравого смысла полностью совпадают с вашими. Но как-то я никогда не считала его настолько весомой фигурой. Мне всегда казалось, что сколько-нибудь вдумчивый человек не будет воспринимать его всерьез. Хотя управлять толпой, вбрасывая им похожие тезисы, конечно, можно. Однако ж что касается течения всей философской мысли... Приходит на ум такая параллель: вначале схода оползня может скатиться первый отдельный камешек - провозвестник, но не он вызывает оползень. Оползень вызван деформациями в глубине горной породы, подрывом структуры, связывавшей поехавший пласт с подлежащей базой. Как-то так) Руссо был из людей, которые четко понимали определенные вещи и абсолютно не понимали других. Сирота, растущий в злобной оппозиции родственникам, он быстро стал мизантропом. Воспитанный католическим священником и после аббатом, которые научили его техникам "изобразительной" молитвы, он стал считать чувства человека выше разума. Образованный бессистемно и кустарно (в основном он всю жизнь занимался самообразованием), он смог понять ограниченность теории общественного договора (как её смог понять И. Кант, считавший, что общественный договор - это абстракция, и что общества никогда так не возникали) и сделать собственные выводы. И эти выводы привели его к неразрешимому противоречию - между социальным прогрессом и природой человека. Руссо считавший природу человека доброй, считал весь прогресс социальным злом. Но пи этом он не мог не видеть, что прогресс ведёт к увеличению благосостояния людей, накоплению знаний. Руссо разрешил это противоречие тем, что выделил основные "болевые точки" прогресса и правильно описал их как то, что ведёт к неравенству и угнетению. Но оказался совершенно неспособен объяснить ПОЧЕМУ это так. Плюс к этому он высказал довольно здравые мысли насчет природы "общественного договора" в том смысле, что его заключают не индивиды совокупно, а социальные группы и даже "нация/народ" (du people, the people). Это позволило тем радикальным либералам, о которых пойдет речь дальше, отвергнув радикальную демократию Руссо (которая вообще обогнала своё время и была технически невозможна во множестве обществ, чём он и сам писал), при этом создать теории национального договора государства и общества (Конституция) и, учтя критику партий со стороны Руссо как органов частных эгоистических интересов, выработать конкурентный согласительный механизм (конкурентное голосование), который не позволял бы партиям брать в руки оружие и воевать (как они это делали в средневековье). Анархисты сделают из Руссо совершенно другие выводы. Их заинтересует идея о благой природе человека и политическом угнетении. Они будут искать свободы - дальше и глубже чем у Руссо, свободы не только от государства, но от общественной иерархии и принуждения. Они разоблачат в своих трудах и работах всю ту огромную, невидимую для исследователей прежних времен роль государства в угнетении и подавлении личности. Но левые анархисты сделают вывод в целом обратный Руссо - без коллективизма, без реальной взаимопомощи людей, угнетения не преодолеть. А правые анархисты пойдут дальше по пути индивидуализма (анархо-капитализм) и посчитают, что частная собственность - это вообще-то не зло, а зло - только государство. К. Маркс сделает из Руссо третий вывод. Его заинтересует природа отчуждения человека от общества как такового, описанная у Руссо как социальное зло. Он отвергнет идею Руссо,что человек был от природы счастливым индивидуалистом и заговорит о родовой природе личности. А следовательно, когда-то в прошлом должен был состояться разрыв личности с родовой природой, который и позволил личности и обществу развиваться (социальный прогресс), но одновременно породил токсичные "иллюзии" (государства, классы, расы и проч.), которые стояли бы над человеком как порождения его социального творчества и указывали бы ему как жить. Вывод Маркса: "Die Tradition aller toten Geschlechter lastet wie ein Alp auf dem Gehirne der Lebenden" ("Традиции всех мертвых поколений, тяготеют как кошмар над умами живущих" - пер. мой). Нет, Руссо внёс очень много, как видите. Без него никакого понятия "нация", никаких Конституций, никакой идеи о том, что открываемые европейцами племена "дикарей" - дикари только с точки зрения европейца, никакой идеи отчуждения, никакого анализа вреда государства для общества и личности (напомню, утопический социализм идеализировал государство) и так далее. Всеми этими идеями человечество пользуется до сих пор, благополучно забыв, кто собственно их автор. А да, ещё я забыл, идея природосообразного воспитания и вообще представление о том, что ребёнок в процессе воспитания - это личность, сильно вдохновлено именно Руссо. Извините, но в формате сообщений в блогах, всего не расскажешь. Одно точно - без Руссо у нас бы не было антропологии и педагогики в том виде, в котором они сейчас существуют. |