↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!

Комментарий к сообщению


1 сентября 2024
Amby_99
Выше тов. Матемаг отлично разложил по полочкам 😉 Это вкратце. Если углубляться, то тут материал необъятный и затрагивает ряд смежных областей. С литературой всегда так.
Попробую кое-что добавить на материале Тургенева, раз уж в посте я его взяла для примера.
Сам Тургенев писал:
Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления.
Психологизм такого рода называется косвенным, или предметно-итоговым — переживания героя передаются через доступные наблюдателю внешние их проявления: поза, жест, мимика, поступок. Назревающее объяснение между героями сопровождается таким комментарием повествователя:
Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова… Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела ей уйти и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод.
Сложная гамма чувств, владеющих героями, не вполне ясна даже для них самих, и автор-повествователь тем более не берется их анализировать. Читателю представлена надводная часть айсберга: это создает впечатление невыразимой словами смутности и глубины. Через поведение героев, минуя слова, их переживания индуцируются нам. Но для этого необходимо настроиться в унисон с автором. «Тупому», как выразились выше, читателю Тургенев недоступен. Так судит о нем, например, герой рассказа Чехова:
Читал «Дворянское гнездо». Лаврецкий с Лизой. Хо-хо! Он с ней и так, и этак, с подходцами, а она, шельма, жеманится, кочевряжится, канителит… убить мало!
Вот и все, что он понял. Такому человеку, как правильно заметили выше, и разжевывать не стоит.
Если надо уточнить, что происходит в душе героя, автор пользуется средствами фиксированного психологизма: чувства и состояния констатируются без уточнений, откуда о них стало известно. Часто обе формы у Тургенева сочетаются. Например:
<Косв.:> Литвинов не вернулся домой: он ушел в горы и, забравшись в лесную чащу, бросился на землю лицом вниз и пролежал там около часа. <Переход:> Он не мучился, не плакал; он как-то тяжело и томительно замирал. <Фикс.:> Никогда еще он не испытал ничего подобного: то было невыносимо-ноющее и грызущее ощущение пустоты, пустоты в самом себе, вокруг, повсюду… Ни об Ирине, ни о Татьяне не думал он. Он чувствовал одно: пал удар, и жизнь перерублена, как канат, и весь он увлечен вперед и подхвачен чем-то неведомым и холодным.
Выбор типа психологизма может также указывать на разную степень близости повествователя к разным героям. Например, в «Записках охотника» Тургенев не описывает нам душевное состояние персонажей-крестьян, ибо справедливо полагает, что крестьянская душа для него — лес темный. Герасим у него вон вообще глухонемой, и это прямо символично. А вот Рудин Тургеневу внутренне близок, и он позволяет себе прямо описывать его душевное состояние:
Рудин вернулся домой в состоянии духа смутном и странном. Он досадовал на себя, упрекал себя в непростительной опрометчивости, в мальчишестве. Недаром сказал кто-то: нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
Раскаяние грызло Рудина.
Уже в следующем абзаце появляется Ласунская, которая автору чужда и неприятна. Тут он ограничивается косвенным психологизмом:
К вечеру Дарья Михайловна появилась часа на два в гостиной. Она была любезна с Рудиным, но держалась как-то отдаленно и то посмеивалась, то хмурилась, говорила в нос и все больше намеками… Так от нее придворной дамой и веяло. В последнее время она как будто охладела немного к Рудину.
Следующий абзац — мысли Рудина — опять даются напрямую:
— Что за загадка? — думал он, глядя сбоку на ее закинутую головку.
При этом, однако, стабильно выдерживается POV Рудина.
Способ изображения зависит от избранной манеры повествования, от того, насколько автор ощущает (или нет) свою близость к данному конкретному персонажу, и от того, насколько, на его взгляд, в данном конкретном эпизоде необходима «расшифровка».
Тут есть масса переходных и промежуточных форм, а вот общих рецептов и алгоритмов, увы, нет. Если б были, все писали бы гениальную прозу. 😀
У Тургенева обычно есть герой, с чьими действиями и переживаниями чаще всего совмещаются комментарии повествователя и его POV. Таков Рудин, Лаврецкий, Елена Стахова, Литвинов, Нежданов, Санин и пр. Однако в «Отцах и детях», например, такого явно предпочитаемого персонажа нет.
Способы «рассказывания» избираются согласно задачам произведения. Там, где интерес представляет преимущественно один герой и то, что с ним происходит, естественно избрать форму повествования от первого лица: герой-рассказчик (например, в «Асе»). Рассказчик может и не являться главным героем произведения, но принимать известное участие в сюжете: в этом случае он вправе говорить лишь о том, что непосредственно было доступно его наблюдению и о полученных стороной сведениях («Первая любовь»). С уверенностью он может фиксировать только собственные чувства и мысли.
Когда события рассказываются от третьего лица, мы имеем дело с собственно повествователем. Форма его присутствия в тексте также бывает различной. Он может в какие-то моменты говорить «от автора», сливаться с ним и пр. Часто его комментарии, реакции на происходящие события создают представление о некой конкретной личности. Тогда говорят об образе автора (например, в «Евгении Онегине») или об авторе-повествователе (например, в романе «Что делать?» он настолько активен, что даже вступает в беседы с читателем).
У Тургенева чаще всего используется внеличный повествователь . Его особенность в том, что, сколько бы он ни говорил о героях, ничего не дает узнать о самом себе. Он может комментировать происходящее, но его комментарии не создают индивидуального образа говорящего:
Наступила долгая осенняя ночь. Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под кровом дома, у кого есть теплый уголок… И да поможет господь всем бесприютным скитальцам!
Это сказано о Рудине. Но что-то подобное сказал бы в этом случае почти всякий человек. Вот в каком смысле употребляется определение «внеличный».
Что это дает? Особую свободу. Такой повествователь не связан никакими условными ограничениями, даже непредставим физически; он в своем тексте — всезнающ и всеведущ, свободно перемещается из одной точки пространства или времени в другую, «подключен» к разным информационным полям и свободно черпает оттуда нужные сведения, проникает, когда это ему нужно, в сознание своих героев.
Это очень удобно в определенных случаях: например, в крупном произведении с разноплановой проблематикой и относительно большим числом героев, к чьим мыслям и чувствам необходимо получить достоверный доступ.
Внеличный повествователь не может активно формировать читательскую позицию, предлагать «свое мнение» (для Чернышевского, например, такая возможность была очень важна), но Тургеневу это и не нужно. Читатель поставлен лицом к лицу с художественным миром, в котором течет жизнь, дожидающаяся его собственной, а не навязанной автором оценки. Это не означает, что у Тургенева нет авторской позиции, идей, которые он хочет и может донести до читателя. Но он не делает этого прямо: воздействие идет через отбор материала, через сюжет; авторская мысль растворена в произведении, а не сформулирована в нем.
Но даже и такой всезнающий повествователь в своем психологическом анализе доходит только до порога, за которым кончается доступное рассудочному постижению. Подсознательные переживания передаются через их невольные внешние проявления (косвенный психологизм): так Лаврецкий, беседуя с неприятной ему женой, «застегивается доверху», как бы невольно стараясь отгородиться от нее даже физически. Но это объяснение остается на откуп читателю — автор жест Лаврецкого никак не комментирует. Ты должен сам увидеть эту картину и понять, что герой чувствует.
Этим Тургенев диаметрально противоположен Толстому, который строит свою «диалектику души» на рационалистическом анализе. (Но Толстой — это еще отдельная тема, и так с каждым писателем.) По мысли же Тургенева, претензия все объяснить словами только подчеркивает беспомощность автора. Когда Санин читает письмо Джеммы, повествователь ограничивается замечанием:
Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее — и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать.
То же самое в финале «Дворянского гнезда»:
Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, — увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть