3 октября в 01:57
|
|
watcher125
"И вот где-то в середине шестнадцатого века он воистину с т а л всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном еще до ледникового периода, он обрел возможность творить л ю б о е чудо. Каждый из магов имеет свой предел. Некоторые неспособны вывести растительность на ушах. Другие владеют обобщенным законом Ломоносова – Лавуазье, но бессильны перед вторым принципом термодинамики. Третьи – их совсем немного – могут, скажем, останавливать время, но только в римановом пространстве и ненадолго. Саваоф Баалович стал всемогущ. Он мог все. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда"(c)Сами Знаете Кто ;-) Для меня это всегда было примером того ,что будет, если мы идол абстрактного Добра поставим выше и Бога и человека. То есть наоборот, подобный мир, в котором чудо разумным существам можно творить только в случае, если оно не причиняет вреда "ни единому живому существу" (так у АБС было написано), а при этом законы природы имеют право убивать кого хотят - это мир воплощенного ужаса. Вот с таких мелочей и начиналось восхождение АБС к идее того, что абстрактное морализаторство - это хорошо. Хотя вроде бы они показали к чему ведет подобное морализаторство хотя бы в "Трудно быть богом". А отсюда уже было недалеко и до "Града обреченного", где морализаторство съело всё - и историю, и науку, и саму мораль. Или "Волны гасят ветер" - где почти с математической пристрастностью Стругацкие доказали, что благое, светлое будущее для человечества вполне невозможно и недостижимо. Дескать любое восхождение есть эволюция, любая эволюция переходит в биологическую форму, а любая биологическая эволюция - это отбраковка неприспособленных, на которую люди не могут не пойти (ради прогресса), но и не могут согласиться (из гуманизма). Это отрицание гуманного будущего растёт из идеи, что ни одной "слезинки ребёнка" не должно быть пролито во имя такого будущего. То есть на идеях И. Карамазова (Достоевский показывает, как именно эти идеи приводят Ивана к безумию и к одержимости). К сожалению, И. Карамазов (как и Воланд) умеет убеждать. Гений русских классических писателей в том, что они несомненное зло показывали так мощно и сильно, что оно "соблазняло и избранных". А Иван Карамазов - это зло несомненное (в лице своих теорий, конечно). Один из трех таковых персонажей великой русской литературы - первым таким был Печорин (страдающий гений байронического демонизма) вторым был Иван Карамазов (страдающий гений бездушного рационализма), а третьим был булгаковский Воланд (ну тут, простите, уже был изображен реальный падший князь ада). И что характерно и Печорина считали "прогрессивной личностью" и атеистом Карамазовым восхищались западные экзистенциалисты и Воландом бредила наша антисоветская интеллигенция. Не видя того, что они - отрицательные персонажи и такими написаны. И что двойное дно, не в том, что они положительные, а в том, что "да, вот так именно так выглядит подлинное, а не игрушечное зло - оно выглядит так, что каждый читатель может нарядить его в одежды добра". Но именно может. А не должен. P.S. Бердяев как-то сказал: "В России литература была настоящей философией". 2 |