↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Ночь была прекрасна. Лунный свет серебрил деревья, отражаясь в каплях застывшей с вечера росы. Проникал меж ветвями, мягко мерцая, успокаивая. Светлая сказочная ночь. Слишком светлая. Как у Куинджи. «Лунная ночь на Днепре».
Варя любила Куинджи. Могла часами стоять и смотреть на "Березовую рощу".
Интересно, вывезли ли картины из Третьяковки? Должны были. Может, спрятали в запасниках.
Варька осторожно освободила одну руку — затекла. Сколько еще стоять? Почему вообще она здесь? В глухом лесу, в ледяном болоте, мокрая, грязная...
Хорошо бы сейчас сидеть у папы в мастерской на Арбате, пить чай с земляникой и слушать споры художников. Они всегда говорили об одном и том же: о старых мастерах и о новых формах.
Или гулять с Катериной — она рассказывала бы о звездах и объясняла мудреные физические теории.
Если совсем честно, ей хотелось бы еще хоть раз увидеть Сашу. Александра. Строгого, серьезного, спокойного.
Он только однажды был другим, в тот последний вечер. Его губы, и руки на её теле, и нежный шепот, и обещание, которое она не сдержала…
Ребенок зашевелился. Пора было кормить. Варя переложила тяжелый сверток на руку, которая немного отдохнула, отодвинула пеленку, выпростала грудь. Маленький жадно приник к ней, но почти сразу выплюнул разбухший сосок — молока было мало. Откуда, если у матери с утра ни крошки во рту, и она стоит по пояс в болоте?
Внезапно послышались приглушенные голоса. Фрицы их догнали. Наконец-то. Сейчас обойдут болото стороной, и тогда отряд сможет двигаться дальше. Через несколько часов они уже точно будут на поляне. Там горячая еда, тепло. Жизнь. Может быть даже прилетал самолет и есть письма от мамы.
Ребенок закряхтел, собираясь заплакать. Варька прижала головку младенца к груди, стараясь заглушить писк, подняла глаза.
Командир отряда — хмурый Никитин — смотрел на нее. Она обвела взглядом остальных.
Их было всего десять. Никитин, совсем еще молодой — куда ему быть командиром? Но он справлялся хорошо. Один раз только дал слабину, когда прижал Варьку в лесу, неумело касаясь ее ртом и признаваясь, что у него у самого это в первый раз, и он боится умереть так и не узнав. После долго извинялся, говорил, что это не потому, что она «городская», а значит, все можно — Варя не сразу поняла, о чем он. Потом Никитин привел ее в свой закуток в землянке, скупо объяснился в любви, опять целовал, и еще, и еще...
О том, что Варя, возможно, в положении, ей сказала одна из женщин, находившихся в отряде. Ребенок родился в начале лета. Она назвала мальчика Сашей. Никитин говорил, что они поженятся, как только будет возможность. Сейчас он смотрел на нее спокойно, понимая — сам виноват, сорвал ее с места и потащил за собой.
Варя закрыла глаза. Их всего десять. Десять душ.
Медсестра — серьезная девочка из Ленинграда — там осталась ее мать. Балашов — суровый дядька, бывший бригадир какого-то завода, доброволец, успевший побывать в окружении. Левинсон, молчаливый грустный парень, чуть старше Варьки, скрипач, тоже из добровольцев. Котов — этот был младше, из местных, его семья заживо сгорела в Хацуни. Остальных Варя знала плохо — они были из другого отряда. Все десятеро шли на поляну к дяде Мите. Никитин потащил ее с собой, в надежде, что прилетит самолет и можно будет отправить их с Санечкой на большую землю.
Голоса фрицев стали отчетливей. Варя ненавидела немецкий язык, грубый, назойливый. А папа смеялся над ней и читал Гёте в оригинале. Так красиво.
"Du liebes Kind, komm, geh mit mir!
Gar schöne Spiele spiel ich mit dir….
— О милый ребёнок, иди же со мной!
В волшебные игры сыграем с тобой..."
Если бы только она раньше поняла, что ждет ребенка. Если бы Никитин не держал ее возле себя. Если бы она не пошла в школу связисток. Если бы Саша не ушел на фронт и не погиб в первом же бою. Если бы не началась эта проклятая война.
Ребенок надрывался, пытаясь оторваться от материнского тела, кряхтя и задыхаясь. У Вари ныло в груди. Она не могла удержать его крик.
А немцы были близко. И в ночном лесу любой звук был слышен отчетливо.
Ведь они, те, которые там, в чаще, идут по их души, они ведь тоже читали Гёте?
Варя посмотрела на Никитина. Их десять. Десять...
Она вспомнила, как первый раз услышала крик ребенка, и после родовых мук, страха, злости, отчаяния — вдруг ощутила такое невероятное счастье! И смеялась, глядя на маленькое сморщенное тельце и ручки, зажатые в кулачки...
Варька молча опустила спелёнатый кокон вниз, в черную жижу. Тишина оглушила ее.
Вот и все. Лунная ночь по-прежнему была прекрасна. Варя закрыла глаза. Мама. Мамочка...
Третьяковка. Арбат. Папина мастерская. Куинджи. И прекрасная "Всадница" Карла Брюллова...
Как же теперь, мама?
Медленно-медленно Варя опустилась вниз, в вязкую болотную воду.
Почему так тихо ночью в лесу? Почему она не успела сказать Никитину, что любила? Зачем все это?
Их было десять...
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
* * *
Болотная жижа медленно успокаивалась. Голоса фрицев становились тише. Луна скрылась за облаками. Примерно через полчаса Никитин дал команду — двигаться на север.
Terekhovskayaавтор
|
|
Спасибо большое за такую обширную матчасть и внимание к истории.
Читайте книги о войне. там есть ответы, буквально по каждому пункту ваших претензий. |
Ирина1107
Показать полностью
Извините, что вмешиваюсь, но вы тоже судите с точки зрения современного благополучного человека в мире с антибиотиками, отпускали по беременности и проблемой недостатка физ.нагрузки. Человеческий организм имеет резервы и довольно большие, в том числе и младенческий. Длвольно известный факт, что у кормящих на определеннлй степени истощения пропадант молоко - не от стресса, а от истощения. Младенцы, не получающие достаточного питания, не набирают вес, но и не обязательно умирают: они растут рахитичными и слабенькими, от слабости не могут активно двигаться и плакать, но могут выкарабкаться и вырасти до взрослого возраста - но скорее всего останутся как минимум низкорослыми и с последствиями рахита. В случае невыносимым обстоятельств, организм может работать изрядное время на грани своих возможностей: это и голодное существование, и марш-броски на десятки километров, и жизнь в землянках на болоте, и вытаскивали раненых с поля боя (вес мужчин превосходит вес женщин на 10-20 кг, санитарками были девушки). И в таком режиме рациональность (умрем все вместе и мучительно - партизан не щадили - или умрет только один) могла выйти на первый план. Если вы почитаете, например, упомянутую книгу Алексиевич, или Алеся Адамовича о партизанском движении в Белоруссии или о блокаде, или найдете фотокниги Якова Давидзона о партизанах Белоруссии (там есть и фотографии и истории некоторых людей с фото), или посмотрите документальные фильмы о блокаде (был фильм Кирилла Набутова и был цикл передач "Дети блокады", снятый если не ошибаюсь питерским каналом 100ТВ), либо найдете сборник историй о блокаде издательства Детгиз (и заодно найдете рецепт и состав "хлеба", который в блокадном Ленинграде выдавали - он вроде есть на сайте Петербургского Музея хлеба), то можете найти множество ответов на ваши вопросы. 1 |
Ирина1107
Показать полностью
Анонимный автор Уже оставляла свой коротенький отзыв об этой работе. Мне она очень понравилась. Настолько, что я даже проголосовала за нее. Вопросы по поводу того, могла ли женщина, недавно родившая, выжить в таких условиях возникали, но быстро были отброшены, поскольку не говорится насколько недавно она родила. А стресс может значительно повысить живучесть. Молока у голодной женщины действительно будет меньше, чем у сытой... Но опять-таки не всегда. Однако прочитала последние комменты и не смогла остаться в стороне. Что смущало и смущает, так это утопление собственного ребенка ради спасения других, десять их было, сто - какая разница. Возможно, это исключительно субъективно и есть более рациональные и... совестливые женщины, но лично я, если представить гипотетическую ситуацию выбора - спасать население целого города или своего ребенка - выбрала бы второе. Женщина спасает свое дитя, а о других пусть заботятся другие, если вдруг... Эгоистично, но правдиво. Поэтому этот момент возмущает. На мой взгляд, единственный вариант, когда нормальная мать способна убить ребенка, это если альтернатива для него хуже смерти. Например, если бы в этой истории, героиня не на соратников смотрела, а представляла, что будет, если фашисты найдут их и возьмут в плен с живым малышом, и что будут с ним делать смеха ради или для выпытывания информации... Вот тогда, да: прости, маленький, но лучше так... |
Terekhovskayaавтор
|
|
Мне как автору очень приятно внимание к работе - она не оставляет равнодушными людей и это очень ценно!
Показать полностью
В последнее время тема войны меня не отпускает. Было очень много прочитано материалов, да что материалы - разговоры с людьми, прошедшими войну и детьми, и уже взрослыми - еще живы ветераны и есть те, которые теперь уже готовы что-то рассказать. Для меня абсолютно дика ситуация, что мать убивает ребенка. Но моя героиня поэтому и топится сама - как пережить свой поступок? Но я вам расскажу другую историю. Мать бежала от наступающих фашистов с двумя детьми. Один постарше, другой помладше. И вот, понимая, что не в состоянии идти с двумя она оставила одного. Оставила. Понимаете? Одного своего. Такого же родного. Чтобы выжил второй. Как это понять? никак. Просто никак. А знаете что потом было? Немецкий солдат взял этого ребенка, принес в деревню. Нашел мать и отдал ей. По моему он мать ударил. За то, что так с ребенком поступила. Вот так. Как это понять? Никак. А другой немец убив в Хацуни 318 человек, включая детей до года, в докладе командованию объяснил свои действия так - чтобы дети не мучились без родителей. Этот человек умер в 70-х. Как он жил? Думаю, смеялся, улыбался, временами был счастлив. Можно это объяснить? Наверное как-то можно. Для чего я все это пишу? Понимаете, за все то время, которое я занимаюсь литературой - я выучила одно очень жесткое правило - в жизни бывает все. Ни одному автору может в голову не прийти то, что случится в жизни. Будут миллион раз доказывать - так не бывает, а жизнь одномоментно объяснит - бывает. Другое дело, что автору нужно донести до читателя историю так, чтобы не возникало сомнений. Это, конечно, самое сложное дело. И я не могу сказать, что, я справилась с задачей. Но если рассказ вызывает споры и желание понять - возможно я все-таки чего-то добилась. 2 |
Однако, очередная штампованная слезодавилка. С ужасно криворукими ссылками в шапке х_х
|
Terekhovskayaавтор
|
|
Цитата сообщения Lasse Maja от 27.07.2020 в 21:56 Однако, очередная штампованная слезодавилка. С ужасно криворукими ссылками в шапке х_х Я не соглашусь с репликой штампованная. Со ссылками вроде все в порядке. |
Это мне не просто не зашло, а оттолкнуло.
Показать полностью
Хотя для меня тема Великой Отечественной очень живая и больная – конечно, через близких людей. Однако, всё же заглянув в комментарии к этой работе, обнаружила, что автор, кажется, искренен. И что многим читавшим таки зашло. Порадовало, однако, что моё впечатление близко к впечатлению нескольких глубоко мною уважаемых авторов. Не уверена, что смогу точно определить, что послужило причиной моего отвращения к тексту. Мышление героини, скорее, современное – не из того времени и непохожее, ИМХО, на мышление людей того времени (я тоже встречала их среди близких мне людей)? Поток пафоса, совершенно искусственного – не таков был пафос в то время? То, что героиня утопилась вслед за ребёнком? Это тот ещё эпик фэйл, этого явно не было в реальной истории, и для того времени и советского человека – это до того мимо, вот просто фу. Автор, кмк, не попал в верный тон, причём не в одной точке текста, а такое впечатление – что нигде. Да, я категорична, да, я далеко не эталон, да, я не претендую на получение Букера или, скажем, Большой книги. Куда мне, я вообще не о том. Но вот как у читателя – эта история у меня вызывает желание плеваться. И не ядом, автор, а с досады. Прощения просить за такое вот чувство к этой работе - не стану. Это просто моё совершенно искреннее мнение. Когда-нибудь все, кто живьём видел ту войну, уйдут – все. И мы уйдём – те, кто помнит своих родных, тех, которые пережили ту войну. И повода для дискуссий такого рода, возможно, не будет. ВОВ будет восприниматься как, к примеру, сейчас - война с французами 1812 года. Как исторический факт. И есть на Фанфиксе истории о Великой Отечественной, которые у меня вызывают совсем другие чувства. Например, https://fanfics.me/fic123651. Там, конечно, не пять, а сорок кб, но он мне вспомнился сразу же. Читала чуть меньше двух лет назад. 2 |
Terekhovskayaавтор
|
|
Агнета, большое спасибо за ваш отзыв и такое подробное обоснование. Каждый отклик только помогает авторам расти - кому как не мне это понять.
Мне кажется, ни под одной работой здесь, на этом конкурсе, не было такого в комментариях - не могу даже сформулировать, чего именно - это и не обсуждение, и не осуждение, и не конфронтация... нет. И я, автор, перечитывая ваш комментарий прекрасно понимаю о чем вы и почему. И... Честно я могу с вами согласиться во многом. Возможно, если бы это была не моя работа, я бы тоже негодовала, протестовала, кипела. Но работа моя. И мне остается только думать о том, что сделать, чтобы сделать лучше. Не эту работу. Я ее вряд ли буду трогать. И так же как я рада вашему отклику, я рада отклику тех, кто оказался со мной на одной стороне. Спасибо всем за такие теплые и добрые комментарии. И за чувства и за эмоции. Я сейчас думаю о тех авторах, которые убрали свои работы из конкурса. Разве им писали столько, сколько получил скромный автор "короля"? Но я бы ни за что не убрала ее. И я даже собираюсь деанонится. 5 |
Анонимный автор
Это замечательно, думаю, все комментаторы ждут деанона с нетерпением! =) |
Terekhovskayaавтор
|
|
Stasya R, спасибо большое, что зашли и спасибо за комментарий! Я полностью согласна - нужно читать, писать и думать.
П_Пашкевич - и вам тоже спасибо! Меня почему-то заворожило именно на звание "Ольховый"... И еще фраза из фильма "Я родом из детства": "Нельзя ненавидеть народ, народ который дал миру Бетховена, великих классиков мировой литературы, Шиллера, Гёте, Гейне..." 1 |
Terekhovskayaавтор
|
|
Цитата сообщения Агнета Блоссом от 02.08.2020 в 12:26 Terekhovskaya Я целый день думаю над вашим предложением... У меня как раз была другая мысль - эту историю рассказывает не сама героиня, а потомки тех, кто был с ней и выжил... Что-то я тут подумала: а что, если сделать вашу героиню не девушкой из того времени, а попаданкой? Может быть, современной девушке снится вот это: болото, ребёнок на руках, и всё далее происходящее? А в конце рассказа, когда ребёнка она утопила, наступает темнота - и она просыпается? А потом идёт... в музей, к примеру. Или встречается с кем-то из тех, кто видел войну своими глазами, и они говорят о чём-то. Как вам? Но, не знаю... Стоит ли вообще что-то менять? |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|