↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Природоохранная зона (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
R
Жанр:
Повседневность, Мистика, Исторический, Hurt/comfort
Размер:
Макси | 249 090 знаков
Статус:
В процессе
Предупреждения:
Гет
 
Проверено на грамотность
На дворе 2013 год. Двадцатилетняя Маша работает продавщицей в небольшом продуктовом магазинчике. У нее есть бабушкина «однушка», кредитный ноутбук с фанфиками и непонимание — как жить эту серую и скучную жизнь.

Из необычного — только Лес под окнами. В городе его считают дурным местом, но Машина бабушка рассказывала о нем интересные сказки...
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

Глава одиннадцатая, в которой Маша беседует с Ириной Павловной

2013 год, пятнадцатое марта

 

Следующие два рабочих дня прошли у Маши сумбурно. Физически она присутствовала в магазине, но мысленно танцевала с Огоньками. Потом ловила на себе обеспокоенный взгляд Алинки и усилием воли возвращалась к обычной рутине.

Рассказать о происходящем подруге Маша пока не решалась. Даже если Алинка ей поверит, то сразу захочет увидеть все своими глазами. А вдруг Огонькам не понравится чужой человек?

И они больше никогда не пригласят Машу потанцевать…

Однако рабочие обязанности все же выдергивали из переживаний. Она разговаривала с покупателями, занималась приемкой товара и проверяла остаток кассы — временно позабыв о переливающихся всеми цветами светящихся шарах.

Но утром выходного дня переживания вернулись с утроенной силой. Самая неприятная мысль была прежней: что, если это сумасшествие?

“Ладно, — попыталась успокоиться Маша, заваривая утренний чай. — Даже если я сбрендила, от этого, по крайней мере, нет вреда окружающим…”

Чай мгновенно окрасил воду в темный цвет. Вряд ли он заварился так быстро — скорее всего, к листьям просто добавили краситель.

“Надо мыслить позитивно, — вновь постаралась подбодрить себя Маша. — Если я не сошла с ума, то что это может быть? Откуда бабушка вообще взяла сказку про Танцующие Огоньки? Их видел кто-то еще?..”

В последние годы жизни бабушка и не вспоминала о Лесных духах. Строго говоря, за год до смерти она вообще начала забывать все подряд — город, знакомых, положение предметов в собственной квартире. Ее восприятие мира стало похоже на причудливый калейдоскоп из осколков воспоминаний, случайных фантазий и вчерашних снов.

Так, в бабушкином мире все еще существовала ее родная деревня. В хлеву стояли коровы, которых нужно было подоить до рассвета, на полях зрело зерно — которое пора собирать, пока не начались дожди. В такие моменты Маша пыталась указывать ей на льющийся из окон солнечный свет или лежащий на земле снег, но это не срабатывало. Бабушка легко соглашалась со всеми доводами и так же легко возвращалась обратно в фантазии.

Временами бабушка садилась на лавку в коридоре и ждала “Тишу”. Тихон — именно так звали Машиного дедушку — должен был с минуты на минуту подъехать на мотоцикле к крыльцу. А потом повезти бабушку кататься с ветерком по сельским дорогам.

В этих случаях Маша не напоминала ей о реальном положении дел. Бабушка выглядела гораздо счастливее, находясь внутри этой иллюзии.

Врач прописал целую гору таблеток, которые не особо помогали. К тому же, таблетки нужно было принимать после еды — но и обычный прием пищи вскоре стал проблемой. В последние месяцы Маше приходилось, ласково уговаривая, кормить бабушку с ложки — точно так же, как сама бабушка когда-то кормила маленькую Машу, пока мама пропадала на работе.

Следуя каким-то остаточным воспоминаниям, в такие моменты бабушка вспоминала о Машиной маме — и начинала искать свою дочь.

— Где Таня? — спрашивала она, и Маша пользовалась этим моментом, чтобы засунуть ей в рот ложку с кашей. — Где она?

Как бы сильно Маша ни любила бабушку, уход за больным человеком выматывал. К счастью, время от времени на помощь приходила Ирина Павловна — соседка по лестничной клетке и старая бабушкина подруга.

“Точно, Ирина Павловна! — спохватилась Маша, уцепившись за эту мысль. — Она же всю жизнь проработала в городском краеведческом музее!.. Может, она в курсе истоков сказки об Огоньках?..”

Пожалуй, стоило навестить соседку и задать вопросы.

С пустыми руками ходить в гости Маша не привыкла. Из сладкого дома были только сахар и яблоки, купленные вчера по уценке в магазине. Залежалые яблоки есть в сыром виде уже было невкусно; а вот для начинки пирога они годились отлично.

Она быстро взбила бисквитное тесто, добавила нарезанные яблоки, присыпала корицей для запаха — и отправила результат в духовку.

В городском краеведческом музее Маша была лишь раз — на школьной экскурсии. Там ей запомнилась старинная карта бывшей губернии, на которой вместо города была изображена лишь пара деревень. А еще — золотые скифские украшения, выставленные в отдельном зале и красиво переливающиеся под искусственным светом.

После этой экскурсии она еще месяца два канючила у бабушки какое-нибудь золотое украшение себе в подарок. Но вскоре Алинка обнаружила на Промке ларек, торгующий позолоченной бижутерией — огромной, сверкающей, пусть и не слишком аккуратно сделанной.

Сама Алинка сразу же купила там массивную позолоченную цепочку — которую, по тогдашней моде, цепляла на джинсы или носила вместе с куртками из искусственной кожи. Бабушка любила шутить, что Машина подруга где-то урвала себе кусок якорной цепи, который стоило бы приварить на место, пока корабль не унесло в открытое море.

Маша же накупила множество позолоченных браслетов, серег и кулонов. Самыми любимыми ее украшениями стали серьги в виде соцветия колокольчика и браслет на руку, состоящий из множества тонких звенящих колец.

Когда пирог испекся, Маша выложила его на поднос и постучалась в соседскую дверь.

— Бегу, бегу! — послышалось за дверью. Раздались шаркающие шаги, скрежещущий звук отпирания замка, и на пороге возникла Ирина Павловна в одном из своих любимых халатов в цветочек. — Машенька, как хорошо, что ты зашла! Давненько тебя не было!.. И любимый бабушкин пирог испекла, вот молодец!..

— Да знаете, то работа, то дела, все недосуг… — выдала Маша банальное оправдание и передала соседке пирог.

Внутри соседской квартиры было тепло, пахло свежепостиранным бельем и почему-то хвоей. На стене просторной гостиной мерно тикали большие часы. Сквозь выходящие во двор окна проникали детские крики и лай собак.

— Держи, Машенька, — Ирина Павловна поставила перед севшей на диван Машей свежезаваренный чай и кусок пирога.

— Как у вас дела? — поинтересовалась Маша, пробуя чай.

— Хорошо, — откликнулась Ирина Павловна, присаживаясь напротив. — Внук на неделе заезжал, жениться собрался… Девушка вроде хорошая. Шторы с тюлем перестирала, умучилась… Да вот и все. Что у нас, стариков, происходить-то может? Лучше ты расскажи. Как у тебя с женихами-то? Небось, очереди выстраиваются?

Маша покраснела и смущенно буркнула:

— Все нормально.

— Понятно, — усмехнулась Ирина Павловна. — Ну, тогда лезть не буду. Другое спрошу: никак ты в Лес начала захаживать?

Маша поперхнулась кусочком пирога.

— А откуда вы…

— Когда возвращаюсь с рынка, то и дело вижу тебя на тропинке, — улыбнулась Ирина Павловна. — Осторожнее там шатайся. Ты девушка красивая, не дай бог, что случится…

На рынок Ирина Павловна ездила автобусом; значит, возвращалась домой она пешком с конечной остановки, расположенной дальше по Северной окружной.

Маша кивнула собственным мыслям, а вслух заметила:

— Вы говорите прямо как моя бабушка.

— Помню, Нина рассказывала, как ты любила в детстве по ночам на Лес глазеть. Она с тобой намучилась: мать твоя на работе, а ты вместо сна стоишь на табуретке и в окно смотришь. А там темень такая, хоть глаз выколи. Что ты хочешь увидеть — непонятно…

— Бабушка говорила, что в Лесу живут сказочные существа, — рассмеялась Маша. — Ну, из наших местных легенд. Видимо, я надеялась их разглядеть…

Сделала глоток чая и призналась:

— Мне вот что непонятно. Бабушка всегда относилась к Лесу… хорошо. Любила и уважала. А все мои знакомые Леса боятся. Да и газетные сплетни жути нагоняют…

— Сказывается разница восприятия, — академическим тоном ответила Ирина Павловна. Маша удивленно моргнула: теперь перед ней сидела не бабушкина подруга, а заслуженный музейный работник. — Ты же знаешь, где твоя бабушка родилась?

— В деревне неподалеку. Ее уже не существует… А что?

— Скажи-ка мне, какое значение для деревенского жителя имеет лес?

— Там… можно насобирать малины какой-нибудь?

— Верно, лес кормит. В нем растут грибы и ягоды; течет речка, значит, можно наловить рыбы. А к кормильцу нужно относиться с любовью и уважением.

— А горожане?

— А горожане все покупают в магазинах вроде твоего. Любителей природы среди нас тоже немного… Тем более, место неухоженное, опасное. Есть риск нарваться на алкаша или наркомана. В общем, для наc Лес — это такое бесполезное образование, где бродят маргинальные личности.

— Вы ведь всю жизнь проработали в музее. Можете рассказать подробнее про связанные с Лесом легенды?

Из коридора в гостиную зашла Мурка. Удивленно мяукнула, увидев гостью, а затем запрыгнула на диван и подсунула руку под голову, требуя ласки.

Маша почесала кошку за ухом.

— А ты к нам в музей давно заходила? — спросила тем временем соседка.

— Да как-то все не до того было…

— А зря! — веско сказала Ирина Павловна. — Какая у нас там выставка скифо-сарматской культуры! Полсотни одних только золотых монет в коллекции, загляденье… Ладно, тогда возьми на полке четвертый том музейного каталога. Вот там, серенький, с циферкой четыре на корешке… Хоть так посмотришь.

Маша встала, чтобы взять указанный предмет. Каталог оказался толстой книгой со светло-серой обложкой и пожелтевшими от времени страницами. Внутри было много черно-белых фотографий каких-то блюд, кувшинов, отдельных черепков и еще чего-то, что напоминало верхнюю часть вешалки.

— …Это навершие, — усмехнулась Ирина Павловна ее предположению. Сакральный предмет, не нужно на него пальто вешать… Конкретно здесь изображено Мировое древо.

— А что это? — спросила Маша, рассматривая иллюстрацию. Пока она не могла понять, почему Ирина Павловна вдруг вспомнила про скифов.

— Олицетворение мироздания. Крона из семи ветвей — верхний мир, ствол — средний, корни — нижний. К ветвям на цепочках подвешены колокольчики, полумесяцы и круги, символизирующие гром и небесные светила. А видишь небольшие фигурки под ветвями? Это кошачьи хищники.

— А что они там делают? — заинтересовалась Маша.

— Согласно мифам, выступают брачными партнерами Мирового Древа.

— Придумали же… — удивилась Маша фантазии скифов.

— Мышление древних было образным и символичным, — пожала плечами Ирина Павловна. — Ведь им было необходимо структурировать хаос окружающего мира, превратить его в понятный космос…

Маша не до конца поняла последнюю фразу, но уже переключила внимание на следующий рисунок:

— А это что?

— Здесь показан союз Неба и Земли. В мифологии практически всех индоевропейских народов это — первоначальная божественная пара, источник всего живого…

— Но при чем тут Лес? — не выдержала Маша.

Ирина Павловна усмехнулась ее нетерпеливости:

— Дело вот в чем. Весь относящийся к нашей роще фольклор можно разделить на два типа: довоенный деревенский и относительно современный, городской. В деревенском присутствует сохранившаяся с давних пор вера в леших, водяных, русалок… И других характерных для нашей культуры персонажей. В современном говорится об НЛО, снежном человеке или чем-то подобном… Но что интересно — загадочные Танцующие Огоньки и Черный Конь присутствуют в обоих вариантах.

— А еще какая-нибудь разница между этими двумя типами фольклора есть? — поинтересовалась Маша.

— Да, и я тебе ее уже озвучила. Деревенский фольклор повествует, скорее, о правилах мирного сосуществования с потусторонними явлениями. Например, как вести себя в Лесу, чтобы не навлечь беду и уйти с добычей. А городской — суть мрачные страшилки про гиблое место. Здесь имеет смысл обратить внимание на социально-экономический контекст. Ты, конечно, не застала, а вот я хорошо помню, как от веры в светлое будущее мы пришли к депрессивным девяностым…

Взгляд Ирины Павловны слегка затуманился.

— …Все вокруг разваливалось, кругом — разруха и бандитизм. Кто-то искал спасение на дне бутылки, кто-то употреблял вещества посерьезнее, а кто-то и вовсе хотел верить, что сейчас прилетят инопланетяне и заберут его на летающей тарелке... Фольклор всегда подстраивается под общественные реалии.

— Но Конь с Огоньками присутствуют и там, и там?

— Верно, — подтвердила Ирина Павловна и жестом указала на книгу в Машиных руках. — И по моему мнению, историческая основа тут дохристианская, языческая. С тех незапамятных времен, когда в наших краях жили скифы...

Маша с возросшим любопытством взглянула на каталог.

— ...А что мы знаем о скифах? — оседлав любимый конек культуры, Ирина Павловна окончательно ударилась в лекционный тон. — Кочевой ираноязычный народ. Собственной письменности у них не было, поэтому ученым приходится либо полагаться на древнегреческие источники, ведь скифы активно торговали с греками, либо проводить культурологические параллели с родственными скифам народами, либо непосредственно изучать объекты исторического наследия…

— А почему вы решили, что легенды про Лес связаны со скифами?

— Конь — очень характерный образ для бога или божка кочевых народов. Скорее, всего, почти все мужские скифские божества могли быть представлены в образе коня или всадника на коне.

— А какой конкретно бог появляется в наших легендах? — спросила Маша. Эта тема была ей интересна меньше увиденных воочию Огоньков, но информация лишней не будет.

— Давай подумаем… — задумчиво протянула Ирина Павловна. — Верховное божество у скифов было женским — Табити, богиня домашнего очага, или шире — огня во всех проявлениях. Конечно, ее образ прямо связан с огнем. Следом идет Папай — олицетворение неба. Его чаще изображали в образе старика, а среди животных к нему ближе бык и лебедь. Его супруга Апи олицетворяет собой влажную, оплодотворенную землю…

— Как-то непохоже на то, что нам нужно, — с сомнением вставила Маша.

— За ними идет Гойтосир, — вновь усмехнулась Ирина Павловна. — Из всего пантеона мы знаем о нем меньше всего. Его имя можно попробовать трактовать как “пастух”, “охранник”, “защитник правопорядка”. Есть предположения, что он как раз мог представать в образе коня. Но в целом Гойтосир ассоциируется с солнцем, небом и светом… Мне он всегда напоминал культ солнечного бога финно-угорских народов, мчащегося по небу на белых конях.

Маша, обрадовавшаяся было упоминанию коня, к концу реплики Ирины Павловна сникла:

— Но раз Гойтосир ассоциируется со светом, он скорее тоже белый конь? А в историях про наш Лес — наоборот, Черный…

— Верно, — кивнула соседка. — Поэтому пошли дальше. Агримпаса — женское божество плодородия, главным образом животного и человеческого. Не то. Далее идет победоносное божество, которое Геродот именует Гераклом, не приводя скифского имени. Больше ничего особо не известно. И наконец, последний из пантеона — Арес, бог войны, его олицетворение — меч. Мы также называем его именем греческого бога войны, так как скифское имя неизвестно. Возможно, оно было табуировано; а может, его не было вовсе — имелось только фетишистское поклонение мечу…

— Значит, больше всего подходит Гойтосир? — уточнила Маша. — А потом идут другие мужские божества, которые также могли быть конями…

— Если рассматривать исключительно верховный пантеон, то да, — рассмеялась Ирина Павловна. — Но если быть поскромнее, есть еще два варианта. Первый — речь идет о каком-то местечковом божке в образе Черного Коня. Больше информации о нем просто не сохранилось.

— А второй?..

— Второй — интереснее. Еще у скифов существовало божество по имени Тагимасад, не входящее в семерку главных богов. Его почитало только одно из скифских племен, зато — главенствующее над всеми остальными.

— А почему он нам интересен?..

— Это божество морей, рек и озер, — просто ответила Ирина Павловна. — Тесно связанное с образом коня.

— О! — восхитилась Маша и процитировала бабушкины слова по памяти. — “Черный Конь, который бежит по реке и владения свои осматривает..” Похоже…

— Еще интересно, что в мифах скифов — а может и в реальности, кто знает — существовала такая мера длины, как конский бег. Конский бег отмерял надел кочевника.

— А что мы еще знаем о Тагимасаде? — Маша почуяла, что напала на след.

— Геродот прямо отождествляет его с греческим Посейдоном, — пожала плечами Ирина Павловна. Она не разделяла Машину взбудораженность, ведь для соседки это был просто давно известный научный материал. — Посейдон ведь не только бог морей и рек, но и, согласно мифам, сотворил первого коня из скалы. Вообще индоиранский образ коня имеет самое непосредственное отношение к воде…

Маша задумалась:

— То есть наш Черный Конь — скорее всего, Тагимасад?

— С большой долей вероятности можно сказать только то, — покачала головой Ирина Павловна, — что у местных легенд есть языческая, основанная на скифской мифологии основа. Дальнейшие наши предположения вилами по воде писаны. Возможно, по той самой, по которой Черный Конь бежит…

Маша хихикнула.

— …Ты еще учитывай, что у многих кочевых племен вообще не было единообразных представлений о богах. В конце концов, языческие боги — это не ГОСТ на колбасу, который везде должен быть одинаковый.

— А что насчет Танцующих Огоньков? — перешла Маша к более интересующей ее теме.

— Тут сложнее. Ничего, прямо напоминающего Огоньки, в мифологии скифов я не назову, — вздохнула Ирина Павловна. — Но ключ может быть в новогодних ритуалах. Обрати внимание: согласно городским легендам, Огоньки чаще всего видят в марте. Как раз в канун скифского Нового года. Многие народы праздновали Новый год весной — это связано с циклом умирающей и возрождающейся природы. Конкретно у скифов существовали огненные ритуалы весеннего праздника, так называемое “зажигание весенних огней”... Огонь, повторюсь, в целом был священной стихией: огонь как тепло домашнего очага; огонь как алтарь, пожирающий жертву…

— То есть Танцующие Огоньки — это роща празднует Новый год? — улыбнулась Маша.

Ирина Павловна рассмеялась:

— Возможно. Кстати, есть еще одна интересная деталь. В скифской мифологии, что важно, вообще существовала концепция священных рощ. Появление ее легко объяснимо, ведь роща для кочевника — угроза. Там может сломать ногу конь, и тогда придется пустить его на мясо; а если коня пожрут волки, то и мяса не будет. Как скиф мог объяснить себе и соплеменникам, что туда нельзя? Потому что там живут боги, а боги не любят, когда их покой нарушают.

— Получается, у скифских богов есть… ограниченная область действия? — Маша как могла сформулировала свою мысль. — В роще они тебя могут с тобой взаимодействовать, а за ее пределами — нет…

— Это верно для большинства языческих богов, — подтвердила соседка.

— А что вы говорили про жертвы?.. — спросила Маша следом. Упоминание неведомых жертв настораживало.

— Древние боги жестоки, — пожала плечами Ирина Павловна. — Отражение жестокости мира, в котором жили народы, в них верившие. Могущество, по представлению древних, завязано на силе. Богов надо не столько уважать, сколько бояться…

“Надеюсь, Танцующие Огоньки не связаны ни с какими жертвами, — опасливо подумала Маша. — Они же такие милые…”

Но вслух спросила:

— Мне вот что еще интересно. Поговаривают, что из-за всех этих Лесных сказок у нас часто свет чудит и гаснет. Это тоже как-то связано со скифами?

— Думается мне, у скифов было не очень хорошо с электричеством, — рассудительно заметила Ирина Павловна, и Маша ойкнула, осознав глупость вопроса. — Это, конечно, современный фольклор. Подозреваю, прямо связанный с коммунальной разрухой девяностых…

— Понятно…

— Знаешь, что общего между тобой и скифами? — вдруг улыбнулась Ирина Павловна.

— Внешность? — предположила Маша самое очевидное.

— И это тоже, — кивнула соседка. — Но я о другом. Скифы тоже очень любили золото и природные мотивы в украшениях. Звезды, полумесяцы, колокольчики часто встречаются на навершиях и подвесках.

— Бабушка вам и про мои украшения рассказала? — улыбнулась Маша.

Ирина Павловна кивнула:

— Было дело. Очень ее уж твои блестяшки веселили. Говорила, наша Маша — что сорока, все золотое да блестящее в дом тащит… Вот пусть теперь тебе женихи украшения и дарят. А то зачем, спрашивается, еще они нужны?..

— Вы сказали, что я и внешне на скифов похожа, — с сомнением протянула Маша, отвлекая соседку от неведомых женихов. — Но ведь я цыганка, в папу. Разве скифы и цыгане как-то связаны? Или это просто случайное совпадение?

— А ты прям уж так уверена, что цыганка? — неожиданно огорошила ее Ирина Павловна. — Ты на глаз отличишь представителя цыганского народа от представителя народа ираноязычного? Я вот не возьмусь…

Маша почувствовала резкое облегчение. Она шла к соседке за дополнительной информацией, которая могла бы прояснить, не сходит ли Маша с ума. И вот нашелся лишний аргумент в пользу реальности Огоньков! Маша может быть кровно связана со скифами — именно поэтому Огоньки и появились перед ней.

“Неужели я и правда какая-то особенная?.. — растерянно подумала она следом. — Но кто тогда мой папа? Может, они с мамой тоже встретились не случайно?..”

— О чем задумалась? — спросила Ирина Павловна, отвлекаясь на свой кусок пирога. — Может, еще чайку?..

— Нет… Спасибо вам за рассказ, — встрепенулась Маша. — Я, наверное, уже пойду… А можно я каталог с собой возьму? На время.

— Бери, что ему на полке пылиться, — легко согласилась Ирина Павловна. — Если хочешь, могу тебе дополнительную литературу поискать. Правда, там будет не столько про скифов, сколько общая информация о народах мира…

Несколько минут спустя к уже стоящей на пороге Маше соседка принесла стопку книг. На вершине стопки лежал бумажный конверт.

— А это? — заинтересовалась Маша.

— Загляни, — улыбнулась Ирина Павловна. — На выходных антресоли разбирала, и нашла.

Маша последовала совету. Сердце вдруг пропустило удар.

В конверте лежали старые фотографии. На них была Ирина Павловна, бабушка и совсем молодая рыжеволосая и зеленоглазая девушка, на пару лет младше самой Маши.

— …Спасибо, — выдавила из себя Маша. Сказать что-то длиннее помешал внезапный ком в горле. Она еще никогда не видела маму такой молодой.

— Заходи почаще, — напутствовала ее Ирина Павловна, то ли не заметив Машиной реакции, то ли сделав вид.

В своей квартире Маша отложила ставшую вдруг совсем неинтересной мифологию и впилась взглядом в фотографии. Ей вспомнился один из вечеров времен собственного детства.

— …Работы нет, денег нет, — расстроенно говорила мама на кухне, пока Маша стояла у двери и боялась зайти внутрь, чтобы не отругали: ей давно пора было спать. — …Купить не на что.

— Да ты… и не видела, — вздохнула бабушка. — ...Сутками дома не бываешь.

— Жить на что-то надо, — возразила женщина. — У Шевцовых возьмем… не хочу, чтобы Маша вечно в обносках…

— Так давай я вместо тебя пойду… — возразила бабушка. — А ты с Машей…

— Не получится… С трудом смогла договориться…

— …собачки выставочные…

“Какие собачки?” — удивленно подумала маленькая Маша. Слова про безденежье и безработицу ей были давно знакомы — каждый взрослый любил их повторять. Возможно, это было какое-то пока неизвестное Маше правило взрослых людей. Но про собачек она еще ничего не слышала.

Возможно, у мамы на работе живут собачки. И мама ходит туда их гладить. А бабушка тоже хочет погладить собачек, но мама отказывается с ней делиться. А поделится ли она с Машей?...

Она так погрузилась в эти важные мысли, что не услышала, как отворилась кухонная дверь. А в следующую секунду уже оказалась в объятиях мамы — теплых и крепких. От мамы привычно пахло духами с жасмином.

…Маша подняла одну из фотографий ближе к лицу: ей почудилось, что от снимка исходит тот самый, давно позабытый жасминовый аромат.

Она просидела еще какое-то время, медленно перебирая фотографии — пока рядом не зазвонил сотовый. Мелодия вызова резко вторглась в старые воспоминания, вынудив вздрогнуть.

— Здравствуйте, Маша, — весело сказал голос Ильи, когда она нажала на кнопку.

— Здравствуйте… — растерянно поприветствовала его Маша.

Голос немного замешкался:

— …У вас все в порядке?

— Да, — торопливо сказала она и глубоко вздохнула, окончательно приходя в себя. — Просто задумалась. Рада вас слышать.

— Взаимно. Я хотел спросить: вы не откажетесь завтра вечером, например, часиков в семь, составить мне компанию в ресторане?

— Не откажусь, — улыбнулась Маша. За сегодняшними событиями она умудрилась напрочь забыть про все романтическое и сейчас заново осознала, что скоро у нее будет свидание.

— Тогда заеду за вами где-то в полседьмого. До встречи?

— До встречи. Буду ждать! — заверила его Маша.

Собеседник положил трубку.

“В моей жизни стало как-то много чудес, — задумчиво решила Маша, откладывая сотовый и переводя взгляд обратно на фотографии. — Сначала Илья. Потом Огоньки… Мам, что тут вообще происходит?”

Глава опубликована: 06.01.2025
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев
Sofie Alavnir Онлайн
Из интереса к автору и по доброй памяти о другой его работе, решила прочесть первую главу. Тем более, что тоже пишу отчасти русреал, и было любопытно, как другой, совершенно отличный от меня по духу творец справится с данным сеттингом.

Начиная с хорошего, у вас вышла очень хорошая образность, работа с лексикой и создание атмосферы самого-самого конца 90-х, уже почти нулевых. Гопота говорит действительно как гопота, метафоры красивые, персонажи в общении и по поведению убедительны. Атмосфера такая: тягучая, тоскливая, во многом меланхоличная. Не моя трава, я всё же ценю большую динамику, но легко могу представить людей, которым такое должно очень хорошо зайти.

Из недостатков, отметила бы, что на мой взгляд материала для первой главы маловато. Ощущение, что это лишь обрывок той законченной в себе мини-истории, которую в моём понимании должна представлять из себя одна глава книги. То есть в первой главе уже должно что-то произойти, положено начале некой сюжетной арке, которая развивалась бы в дальнейшем. Тут есть ровно две сцены, но они тематически, сюжетно никак не связаны между собой. Ощущение, что это два отдельно лежащих обрывка гипотетической первой главы, а не полноценная первая глава.

В целом не хватило нормального курса в ход дела. Макси начинается "вдруг", словно я зашла на сеанс в кино через минут пять-десять после начала и пропустила всю подводящую к сути экспозицию. Очень многое остаётся на совесть домыслов читателя, что в определённом контексте может быть хорошо, но как мне кажется, в данном случае следовало бы всё же додать того, кто здесь, что, зачем и почему.

Грубо говоря, в моём понимании, в первой главе обязательно должно быть весомое пояснение "Кто мои герои и почему они вам должны быть интересны".

В общем смысле, пока я вижу не собранную, плотно связанную сюжетно воедино главу, некий целенаправленно идущий нарратив, а две очень красиво, образно и живо написанных сцены, которые вместе не клеятся. Словно два обрывка прелестнейшей из картин, витающие в вакууме вдали друг от друга, неясно откуда пришедшие и куда идущие.

На этом всё, надеюсь этот первый краткий отзыв по первым впечатлениям будет вам полезен.
Показать полностью
november_novemberавтор Онлайн
Sofie Alavnir

Спасибо за такой большой и подробный отзыв! Мне было весьма приятно его прочесть.

Очень рада, что вам понравилась образность, лексика и атмосфера. Я долго над ней трудилась)) Правда, мне постоянно кажется, что нужно было потрудиться еще. И что везде проскальзывают ошибки и помарки. Но в какой-то момент я просто сдалась, решив, что как получилось -- так и получилось. "Лучшее враг хорошего" и все такое.

Насчет "обрывков". Понимаю, о чем вы говорите. Дело в том, что у нас разняться подходы к изложению. Вы предполагаете, что первая глава должна представлять из себя законченную мини-историю.

А мне нравится иначе. Мне нравиться создавать именно "обрывки", кусочки калейдоскопа, которые со временем сложатся в единый узор, единую картину -- если, конечно, читатель продолжит чтение. Эти два обрывка связаны -- но для того, чтобы узнать как, нужно читать дальше.

Это можно сравнить с собиранием пазла -- я люблю такое читать и вот, попробовала написать сама).
Sofie Alavnir Онлайн
november_november

Что ж, каждому своё. Я вряд ли стану читать макси дальше, но желаю удачи в дальнейшей работе над ним. Захотелось просто хоть как-то поддержать ваши славные начинания.
Мне нравится ваш язык. Он простой, и в то же время образный, в меру лаконичный, в меру ироничный. Читать одно удовольствие)
И русреал прямо осязаемый. Так и видишь этот подоконник с кружка́ми от чашек, и "хризантемы" в речной воде, и фотографии на стенах, каждая - со своей историей...
november_novemberавтор Онлайн
Ангина

Cпасибо за отзыв!

Очень рада, что вам понравился слог. Самой мне вечно кажется, что где-то недокручено, где-то перекручено, и вообще "Боромир написал бы лучше".

Постараюсь продолжать в том же духе!
Sofie Alavnir Онлайн
november_november

Не, не так.

"А Боромир бы уже написал весь макси, и следующий бы сейчас выпускал!".
november_novemberавтор Онлайн
Sofie Alavnir

-- Боромира бы уже номинировали на Оскар!
-- Но Оскар дают за кино...
-- А Боромиру бы дали за книгу!
Sofie Alavnir Онлайн
november_november

Эх, не так давно, как раз впервые посмотрела всю трилогию Властелина Колец в оригинале. Надо было дотерпеть до перечитывания книг на английском, но не удержалась. Смотрела разумеется режиссёрские версии. Такие чудные фильмы всё-таки, со второго просмотра полюбила их ещё больше.
Жаль, я не умею писать красивые и подробные отзывы, которые ваша работа несомненно заслуживает :'(

Но мне по-прежнему все очень нравится. Ваши меткие наблюдения, ёмкие описания (буквально два-три слова - а получается цельный образ!), узнаваемые и понятные многим жизненные ситуации.

Ну и героини, конечно. Такие живые и настоящие, со своими мечтами, планами, характерами, особенностями мировоззрения. В них просто веришь, как будто они живут на соседней лестничной клетке.

В этой главе мои симпатии Алинке. Маше невероятно повезло с подругой)
november_novemberавтор Онлайн
Ангина

Большое спасибо за такой теплый комментарий!

Думаю, вы к себе несправедливы -- у вас получаются хорошие отзывы. Конкретно этот комментарий здорово поднял мне настроение с утра -- не хуже горячего кофе. :)
Ух, какая Маша храбрая! Я бы сбежала из Леса, только увидев в зеркале человеческую тень, а она осталась до темноты, да ещё и к огонькам подошла. И даже почти с ними подружилась.

Вот и мистику в реал подвезли) Жутковатую, но красивую. Завораживающе-любопытную.
november_novemberавтор Онлайн
Ангина

У меня есть ощущение, что Маша (как и Алинка, кстати), не столько храбрые, сколько... Больше боятся того, что настанет, если они не будут совершать разные смелые поступки)
Этот оридж попался мне очень вовремя. Как раз хочется почитать что-нибудь неспешное, спокойное и уютное. И жизненное. Не знаю, насколько автору эти характеристики кажутся подходящими, но для меня он в эти критерии вписался) Перед этим я прочитала "Свет в окне напротив") Да, тоже жизненный, несмотря на волшебный мир))

Ощущения в целом такие, как я и ждала. И действительно чувствуется жизнь: разные, разноцветные кусочки, порой невеселые и даже почти мрачные (если бы их не смягчала то ли общая теплота, то ли мое восприятие), порой светлые и уютные. И те и те узнаваемы. Со временем, кстати, проясняется, почему невеселые чувства у обеих героинь так сильны: когда узнаешь их путь от школы до магазина, вдобавок сама работа там достаточно тяжелая и нервная, чтобы просто устать и задолбаться. Читая, осознаешь, как тебе повезло, если работа приносит пусть не сияющее счастье самореализации, а хотя бы удовлетворение х))
А светлые чувства, мне кажется, во многом будут связаны с волшебной стороной, и кажется, что она будет преимущественно дружелюбной. Но и без волшебства есть хорошее - и просто лес, - то есть Лес, это имя собственное, - и люди.

Кстати о людях. Если Маша более возвышенная (лучшего определения я не придумала)), то Алинка более практичная и простая девушка, с менее интеллектуальными интересами, и учебой она не интересовалась, в отличие от Маши с планами на поступление. И, возможно, они подружились потому, что в Машином классе не было людей такого же склада, как Маша. А может, и не поэтому, а потому, что жили в одном дворе или сидели за одной партой, и эта связь оказалась крепче, чем интеллектуальная, как у Гермионы с Роном и Гарри:) Как бы там ни было, дружат они не на этом основании, но дружат крепко и по-настоящему - потому что есть вещи важнее интеллекта. Алинка совершает настоящий подвиг, отказавшись от мечты, и хотя я считаю, что это к лучшему - стопудово в Москве она бы ничего не достигла, а в худшем случае и влипла бы куда-нибудь, - но для нее это была огромная жертва. И, что не менее важно, она Машу этим не упрекает - а не жалеть о принесенном в жертву через год, два или три - это, пожалуй, даже сложнее, чем ее принести. Или, может быть, Алинка повзрослела и стала оценивать свою мечту реалистичнее. (и она продолжает по-дружески помогать уже в меньшем масштабе, но тоже ощутимо - подменить подругу на работе, когда заболеет, тоже ценно).

Вроде бы общее я уже сказала, поэтому перейду к частному)
Да, еще эти длинные названия глав звучат как в сказочной повести, напоминает "Винни-Пуха")) Это создает ощущение уюта и немного детской книжки, которую перечитываешь во взрослом возрасте.

Первая глава и правда скорее пролог. Это я не к тому, что надо менять название, но соглашаюсь с тем, что она вступительная)

Мне кажется, удалось передать детское восприятие. Обычно от попыток изобразить ребенка меня коробит - дети получаются неестественные, особенно их реплики, которые авторы пытаются сделать то наивными, то мудрыми - и те, и те получаются банальными и фальшивыми. Да, дети порой говорят очень проницательные и даже мудрые вещи, но это не прописные истины, это чаще всего взгляд с необычного угла или неожиданное и по-детски сформулированное, но метко выхваченное главное. И наивность, по-моему, тоже в основном связана с тем, что дети иначе воспринимают вещи и связи между вещами, то связывают несвязанное, то обращают внимание на несущественные связи и не замечают существенных. Примеров, правда, вспомнить не могу)) но можно взять прямо отсюда: вороньи крики как дополнительный аргумент в пользу того, что ночь имеет цвет воронова крыла))

К первой главе у меня есть замечание. Я бы оставила описание внешности Маши только во второй главе, там, где она сравнивается с женщиной с мозаики. Вот там оно просто идеально встроено, да еще и объясняется, почему это важно. К тому же там Маша уже взрослая, а пока она ребенок, мне кажется, непринципиально, как ее представит читатель и вообще представит ли)) В первой главе видно, что описание тоже старались встроить в текст, но, имхо, получилось все же средне. Это вообще, по-моему, очень сложная вещь - описание ГГ нужно (не всем и не всегда, но большинству), а дать его так, чтобы оно выглядело гармонично и удачно, очень сложно и редко когда удается. Обычно все равно оно выглядит нарочитым, даже когда его пытаются подать "естественно", видно, что это автору надо, а не тексту х)) Удачных примеров я так и не вспомню. Только свой, потому что я очень гордилась и радовалась, что мне это удалось)) Это была фраза типа "налетел ветер и взъерошил светлые Динкины волосы" , и она мне до сих пор кажется удачной. В общем, реально сложно, - хорошо фикрайтерам, у них внешность персонажей заранее известна читателям))
Словом, я бы оставила описание только во второй главе, где оно действительно очень гармонично встроилось в текст, и это действительно отличная авторская находка, а в первой мне кажется не таким уж важным, как выглядит Маша в детстве.

Еще одно замечание есть ко всему тексту - я уверена, что эпитеты типа "Машины" и "Алинкины" пишутся с заглавной буквы. Я не помню правило и какая это часть речи, может, вообще местоимение, но они совершенно точно пишутся с заглавной. А со строчной только тогда, когда имя стало нарицательным или очень известным (викторианская эпоха, пушкинские стихи).

Дальше мне сложно писать связно, про "человеческую" линию я вроде рассказала, а про мистическую могу только сказать, что интересно и нравится, и она кажется дружелюбной) Еще понравилась реакция Маши, с размышлениями о том, как мы воспринимаем чудеса в десять и двадцать лет, и всем остальным. А последняя сцена, где вторая встреча с Огоньками и танцем, очень... теплая? уютная? И напомнила строчку из песни: "В волосах моих попрячутся цветные огни".

А, еще про романтическую линию! Она мне тоже нравится, развивается неспешно, хотя неожиданное появление Ильи с розой и удивило, сначала показалось книжным или киношным, но потом была показана предыстория - и оно стало казаться намного жизненнее) И после события пока не форсируются.
Еще мне понравился тот разговор в школе пару лет назад. Какой спокойный, мягкий и доброжелательный, и в то же время ясный и четкий отказ. Отдельно хочу отметить слова о том, что в теории "после" возможно, но не стоит этого ждать, и это не совсем честно по отношению к обоим. И все это очень спокойно и здраво сказано. В общем, идеальный отказ - насколько отказ вообще может быть идеален)))

Пока что это все мысли) буду ждать продолжения, которого что-то долго нет:( Рано или поздно там еще, мне кажется, должен произойти разговор при свете газовых конфорок) (О, кстати, вспомнила, что у меня был замысел зарисовки, где тоже должны были светиться конфорки))
Показать полностью
november_novemberавтор Онлайн
Круги на воде

Благодарю за отзыв!

Очень рада, что работа кажется тебе жизненной и уютной) Я всегда мечтала писать что-то подобное. Значит, понемногу начало получаться.

Да, с детским восприятием по мере написания я мучалась особо. Поначалу у меня вышло так же, как в плохих фиках -- как будто говорит маленький взрослый. Раз десять, наверное, переписывала, чтобы убрать это ощущение.

Насчет описания в первой главе -- поняла, но пока ничего конкретного сама сказать не могу. Наверное, выложу всю работу, а потом окину ее взглядом полностью -- и решу, как отношусь к этому замечанию.

Насчет эпитетов -- передам бете.

Очень-очень рада, что нравится романтическая линия. ^^ Мне она, как понимаешь, тоже очень заходит)) Хотелось описать, в целом, адекватных людей с адекватным взглядом на отношения.

Насчет продолжения -- я, конечно, об этом уже писала у себя в блоге, но напишу тут.

Бета не выходила на связь с конца ноября. Надеюсь, ее просто увлек конец года -- типичное время для рабочих авралов. Я подожду до новогодних праздников, а там уже буду поступать по ситуации.

В любом случае, в следующем обновлении будет целых четыре главы -- то, что я хотела выпустить постепенно, до нового года, я просто выпущу разом. Скорее всего, как раз в праздники.
Показать полностью
november_novemberавтор Онлайн
Что ж, еще раз большое спасибо Altra Realta, которая взяла на себя беттинг новых глав. 💙
Ох, как живо, просто и в то же время трагично.
Всё в сердце отзывается. Спасибо.
november_november
Спасибо за ответ:) большую часть я просто молча лайкаю))

Я всегда мечтала писать что-то подобное. Значит, понемногу начало получаться.
Ага:)

Наверное, выложу всю работу, а потом окину ее взглядом полностью -- и решу, как отношусь к этому замечанию.
Согласна, хорошая мысль:)

Хотелось описать, в целом, адекватных людей с адекватным взглядом на отношения.
Вот это очень здорово, да) и придает ориджу особую ценность:))
Продолжаю читать с большим удовольствием.

Сильное впечатление сон Ильи произвёл. Какой же он жуткий и одновременно тесно связанный с реальностью...
november_novemberавтор Онлайн
Ангина

Cпасибо за отклик!)

Когда я начала выкладывать здесь оридж, с самого начала смирилась с мыслью, что популярностью он пользоваться не будет. У меня уже был опыт того, как быстро произведения по популярным фандомам набирают читателей, и как сложно в этом плане фандомам непопулярным и ориджам.

Но я же пишу не ради популярности, а потому, что хочется все это написать. Так что просто продолжаю.

Тем не менее, ловлю на мысли, что комментарии очень даже радуют и стимулируют выкладывать дальше)
november_november
Тем не менее, ловлю на мысли, что комментарии очень даже радуют и стимулируют выкладывать дальше)
Это так, поэтому я и пытаюсь по мере сил вас поддержать)

Отсутствие отзывов здорово демотивирует, рано или поздно начинает казаться, что работа никому не нужна. А ведь на Фанфиксе даже какой-нибудь кнопки "жду продолжения" нет, чтобы хоть как-то показать, что мне действительно ваша история очень нравится и я правда жду продолжения.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх