↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#субконтинентальное #цитаты #ып #ня #религия #история

История религиозных исканий
Бхимрао Амбедкара сама по себе крайне интересна. Сам лидер неприкасаемых был одним из немногих открытых атеистов среди индийских политиков, но считал, что "угнетённым массам" необходима какая-то иная религия вместо индуизма. Индуизм и традиционную индусскую деревню Амбедкар ненавидел искренне и от всей души, рассказы Ганди о грядущей после независимости деревенской утопии его бесили.

Амбедкар, подобно князю Владимиру, колебался между несколькими религиями. Христианство он отверг из политических соображений, в сикхизме и индийском исламе нашёл те же касты, а состоятельные бомбейские парсы сами испугались того, что сотни тысяч неприкасаемых вдруг начнут переходить в зороастризм.

Оставался буддизм. На Цейлоне ещё в конце XIX века было создано общество "Махабодхи", одной из целей которого было именно возрождение буддизма в Индии. Амбедкар встречался с членами общества, монахи убеждали его, что уж у них на острове никакой кастовой дискриминации точно нет.

(Последнее не совсем верно, у сингалов-буддистов касты тоже есть, просто всё несколько менее явно)

К середине 1930-ых гг. Амбедкар окончательно решил увести далитов в буддизм. Но тут надо было подготовится - он изучал историческую традицию, священные тексты и т. д. С его точки зрения, буддизм был изначально именно идеологией низших классов, орудием в борьбе против брахманского угнетения. В Индии буддизм был полностью уничтожен реакционерами, да и в других странах его истинно-революционную сущность предстояло открыть заново. Например, концепция "четырёх благородных истин" внушает верующим ложный пессимизм, её надо убрать. А вот "Пять священных заповедей" это дело хорошее, настоящий моральный кодекс борца за кастовое равенство, пусть остаются. Концепция кармы и перерождений антинаучна, в нашем буддизме такого не будет. Нирвана же есть и достижима ещё в этой жизни - это полное осознание верующим своих классовых интересов.

Буддийские монахи с Цейлона примерно на этом месте сказали, что это всё не буддизм, а хрень какая-то. Амбедкар сказал, что это ещё как буддизм, просто вместо большой, малой и алмазной колесниц он решил создать новую колесницу - Наваяну.

В октябре 1956 года, за два месяца до смерти, Амбедкар формально перешёл из индуизма в буддизм. Вместе с ним буддизм приняли почти полмиллиона его сторонников-далитов - считается, что это самая массовая одномоментная смена религии в XX веке.

Амбедкар умер, но дело его живёт. В этом можно убедиться, посмотрев на карту распространения буддизма в Индии. В горных районах на севере страны распространён тибетский буддизм, а вот большое пятно в центре целиком на совести Амбедкара. По данным переписи 2011 года в Индии жило 8,5 миллионов буддистов, почти 90% из них это именно обратившиеся после 1956 года последователи Амбедкара.

Амбедкар, пытавшийся перетащить неприкасаемых из индуизма в буддизм преуспел лишь отчасти. В буддизм охотно переходили представители его родной касты махаров, проживающие на территории современного штата Махараштра. Сейчас в Махараштре почти 6% буддистов, до 1956 года их не было вообще. Но за пределами Махараштры доля необуддистов не превышает десятой доли процента. Многие далитские политики декларируют симпатию к буддизму, но массовых обращений не происходит.

Но в Махараштре буддисты действительно превратились в одну из значимых религиозных общин. Другое дело, что речь идёт именно об изобретённой Амбедкаром необуддистской "наваяне". Является ли амбедкаровский "необуддизм" буддизмом - вопрос достаточно сложный. Многие считают, что соотношение примерно такое же, как между славянским язычеством и неоязычеством начала XXI века.

Как мы уже говорили, Амбедкару на подобную критику было в общем-то плевать, он создавал новый рационально-атеистический буддизм, без суеверий и с прижизненной нирваной. Но вот к чему он точно не был готов, так это к собственному обожествлению.

В буддийских храмах Махараштры стоят статуи Амбедкара, низкокастовые буддисты молятся ему как богу (ну хорошо, как бодхисаттве), приносят ему жертвы, просят о хорошем урожае и удаче на выпускных экзаменах. По праздникам религиозные процессии носят бюсты Амбедкара по городам и деревням, на главного индийского атеиста 1930-ых гг. надевают цветочные гирлянды и кормят его простоквашей. Амбедкар говорил, что такого нельзя делать с Шивой и Вишну, но про себя ни разу не обмолвился.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#scifi #возможно_баян #к_чужим_историям #мимими #ня #рекомендую #субконтинентальное

Пост Ал Ластор напомнил об этом замечательном рассказе, что не может не послужить поводом его прорекламировать.
#субконтинентальное #Вопрос
Lados, учитывая популярность разговоров за ядерное оружие в Махе - никто еще не догадался/осмелился что-то из мифологии снять как модерн- или киберпанк-AU?
Показать 20 комментариев из 26
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть