↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
miledinecromant
18 декабря 2018
Aa Aa
#Матчасть #Махадэв #Индра_с_ваджрой #Обмен_опытом #Шинсен_трава #Арийские_земли

Если говорить об интересе к истории и культуре стран Азии, то моя информационная экспансия началась на берегах Тамагавы недалеко от Эдо, где один широко известный в узких кругах юный крестьянин косил серпом траву «Бычий лоб» и мечтал стать настоящим самураем. В итоге самураем он всё-таки стал, а я научилась разуметь скверные английские субтитры.

Затем мой путь лежал по дорогам Токайдо и Накасэндо в Киото, затем на Кюсю, оттуда вслед за амбициями Тойотоми Хидейоши в Корею. Затем в Поднебесную и какими-то странным путями через Камбоджу в Индию. Если же говорить о историческом культурно-религиозном процессе, то он развивался с точностью до наоборот. И как это было у Маршака - во время пути собачка могла подрасти, а то и вовсе мутировать.

Обратите внимание на этого замечательного товарища с колотушкой.


Его зовут Дайкокутэн (大黒天, «Великий Чёрный») и он один из семи Ситифуку-дзин (богов удачи). И тяготы эмиграции вряд ли позволили вам его сразу вот так опознать, хотя имя по паспорту уже может навести на нужные размышления. Это у нас он стал Торбинсом, а там, в своих Индиях на санскрите он Бэггинс, то есть если дословно, по первому своему гражданству это никто иной, как Махакала, больше известный всем нам как Шива, он же Рудра, он же Шанкара.

Такую странную метаморфозу он начал претерпевать еще когда путешествовал через Китай. В седьмом веке отправившийся в Индию китайский монах Ицзин упомянул в своих путевых заметках тот факт, что встречал в индийских храмах двурукие статуэтки Махакалы (в китайской трансляции он дословно переводится как раз как раз 大 + 黑 Dà hēi), выступающего покровителем кухни (по одной из версий он защищал монастырские кухни от инфекционных заражений). Данная мода прижилась и в Китае, где Махакала также стал покровителем кухни . В девятом веке Китай посетил основатель школы Тэндай, Сайтё (最澄 767-822), который завёз в Японию статуэтку Махакалы, которого не сходя с места дословно с китайской транскрипции и перевели Дайкокутэном.


Благодаря тому, что первые иероглифы имени еще одного, уже местного божества Окунинуси (大国主 Правитель великой страны») могли быть прочитаны как «Дайкоку», возникла игра слов, которая привела к отождествлению Дайкокутэна с Окунинуси. Начиная с четырнадцатого века Дайкокутэн прочно утвердился в числе семи богов счастья, в роли кухонного бога снабжающего верующих едой.

Конечно же, добрался Шива до Японии и в более привычном всем варианте, с поправкой на местную специфику. Это защитник и покровитель буддизма Дайджизайтен (Daijizaiten, 大自在天 Великое небо). Получился он переводом еще одного имени Шивы - Махешвара (через Makeishura 摩醯首羅).


По одной из версий был побеждён Трайлокьявиджайей Видьяраджей, покорителем трехчастных миров (он же Ваджрасаттва, Ваджрапани, Держащий в руке ваджру, всё уже догадались что все эти товарищи - ненаглядный дэврадж наш Индра), который, изображается попирающим своими ногами Шиву и его супругу Уму (Парвати) Видимо, за всё хорошее. На этом изображении он лихо отплясывает на Шиве брейкданс. Вот что значит взять себя в руки и разучить приёмчик-другой. Про Индру и шаолиньское кунг-фу я напишу как нибудь в другой раз.

Однако вернёмся в нашему эмигранту Дайджизайтену. В буддизме он считается покровителем северо-восточного направления мандалы. В мандале Гарбхадхату школы Сингон изображается сидящим на тёмно-синем быке Нанди, в сопровождении супруги Умы (тоже сидящей на быке). В Индии эта форма носит имя Ишана. Хотя Ишана не является в Японии объектом отдельного культа, тем не менее, существует много ритуальных текстов, посвящённых ему.


Некоторые изображения его сохраняют темно-красную кожу, а другие нет, но аспект жестокого действия обычно присутствует.


В средние века благодаря буддийской традиции Япония считалась домом Шивы (из-за северо-восточного расположения относительно Индии), и да, Шива считался космическим управителем Японии. Также он считается создателем китайской письменности. Он и Парвати считаются родителями богини Гигетен (技芸天) покровительницы искусств, которая как все дети Шивы родилась нетрадиционным способом. В этом случае из его волос.

Есть ещё уникальное божество, появившееся в японской культовой сфере сравнительно поздно - в конце четырнадцатого века. Это трехголовый Санмен Дайкоку - одновременно Шива (в кухонном варианте - Дайкокутэн), Кубера (озверевший на японских берегах - Бисямонтэн) и Сарасвати (Бензайтэн).


Легенда гласит что когда Сайтё хотел основать монастырь Энряку-дзи на горе Хиэй, он как это обычно бывает молился о божественной защите и помощи. И в ответ на его молитвы и явилось это трёхголовое божественное нечто и отлично защищало монастырь, до тех пор пока монастырь не начал наращивать армию и устраивать вооруженные разборки с идеологическим противником. Тогда божественный покровитель прогневался на монастырь и к ним на огонёк заглянул Ода Нобунага, которого после визита Энряку-дзи стали называть не иначе как демоном-повелителем Шестого Неба и почитать воплощением зла.


Как трехглавое божество, Санмен Дайкоку награждает последователей богатством и добродетелью. В другой форме, на этот раз из эзотерического буддизма, он воинственное божество, побеждающее зло.

В своей гневной и более привычной нам форме, в которой можно углядеть черты Вирабхадры, Санмен Дайкокутен имеет три лица и шесть рук (цвет кожи у каждого черный). Он носит синюю змею как браслет и ожерелье из черепов. У него три глаза. Как правило, он носит шкуру слона и меч. В одной руке он держит время держа за волосы Гаки (голодного призрака) и а другой - барана за рога.


В позднем средневековье и в эпоху Эдо, культ Санмен Дайкоку как бога удачи был очень популярен, и в лесах сохранилось много маленьких статуй.

И да, куда уж мы без Хокусая.

18 декабря 2018
12 комментариев
Jinger Beer Онлайн
Весьма интересно и познавательно!
Джин Би
Спасибо.
Вообще, одно удовольствие изучать во что в сознании японцев превращается та или иная идея, заверенная к ним из внешнего мира. Иногда на яблонях вырастают такие арбузы, что диву даёшься.
*жмёт руку собрата*
Я, правда, до Индии не дошла, застряла в Китае.
Спасибо за пост с картинками.
7th bird of Simurg
У вас все впереди :-)
Сотни и сотни ли забористой травы по пояс :-)

Как там было у классика:
Ива страдает и слива скорбит -
Оба должны оглянуться. )))
miledinecromant
Нет, пожалуй, нет.
Я нашла все, что искала, в дзен-буддизме, тащемта.
7th bird of Simurg
Там не так разухабисто весело, по сравнению с первоисточником :-)))
miledinecromant
Зато там есть хлопки одной ладонью и прочие флейты без отверстий)))
*щурится от удовольствия*
От части, мне даже дзен не нужен. Когда есть иные миры и прочая веселуха. :устало вхдохнула:
0.0 Шива изменился за лето! И... Индра потешил свое эго!
А что было со мной, когда я узнала, что милостивая Гуаньинь изначально была усатым мужиком!
ivanna343
Да да да.
А всё почему?
Потому что очередной монах-переводчик зевнул и из 33 упоминаний в тексте целых 7 налажал с родом.
И понеслось :-)))
natoth
Проблема всех знаменитостей - хочешь спокойно путешествовать по миру, нужно сделать так, чтобы тебя не узнали.
Но я так для себя и не выяснила почему именно колотушка! :-)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть