↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Скарапея Змея
30 июля 2014
Aa Aa
#на_заметку

Не так давно поднималась в блогах тема Мэри-Сью, если не ошибаюсь, вопрос звучал так: является ли Мэри-Сью персонаж, который никак не демонстрирует свои сверхспособности, а скромно сидит в сторонке и, видимо, думает умные мысли. Я вот кожей чувствую - Мэри-Сью, а обосновать трудно.
Пожалуй, дело даже не в самом персонаже, а в отношении Автора. Если все, происходящее в произведение, обусловлено не внутренней необходимостью (сюжет, характер персонажа, особенности мира) а нужно для показа ГГ, то ГГ - Мэри-Сью.
Возьмем литературный пример: Джима Хокинса взяли юнгой на "Испаньолу" потомучто в Англии того времени мальчики того же возраста и происхождения часто становились юнгами; Гарри Поттер принял участие в турнире Трех Волшебников, чтобы он мог победить и встретиться с Волдемортом. Сильвер приручал Хокинса, потому что это его обычная тактика убалтывания юнцов; Лжегрюм учил Поттера для того чтобы тот мог противостоять Империусу Лорда. Есть, конечно, нюанс: на самом деле все,что происходит в произведении, для чего-то нужно Автору, мастерство и заключается в умении эту очевидность замаскировать. И умница Стивенсон описывает вполне логичную ситуацию, когда старый пират селится в трактире на берегу; а мадам Ро заставляет директора Хогвартса проводить собеседование в трактире.
В хорошем тексте авторская воля не бросается в глаза, в мэри-сьюшном она просто слепит. Избежать этого в фанфике, наверное, даже сложнее. Ведь нужно переиначить существующий текст таким образом, чтобы желание фикрайтера видеть любимого персонажа самым-самым не было совсем уж очевидным. Я не знаю, как, например, убедительно замаскировать тот факт, что СС и АД четыре ночи придумывали заклинание, изменяющее восприятие Гермионы, лишь для того, чтобы автор упоенно расписывал ее ум, талант и прочее.
Другими словами, Мэри-Сью из персонажа получается не благодаря его качествам, а из-за отношения Автора, который вращает Вселенную текста вокруг него.
30 июля 2014
45 комментариев
А ЗАЧЕМ КВАЗИМУДАКУ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОТТЕРА РИДУ?
GreyDwarf спасибо, за ссылку. Читаю.
Однако я писала несколько об ином, о том, что, вводя НП, с очевидной целью показать НП мы неизбежно получаем Мэри-Сью, потому что присутствие персонажа в тексте должно быть обусловлено не только желанием Автора.
Дорогой Евгений выискивать смысл в ваших постах непосильная задача для слабого змеиного мозга.
Матемаг Онлайн
Скарапея Змея, "не демонстрирует свои сверхспособности" - не МС. МС обязательно демонстрирует свои способности, даже если это - удача. Кстати, таких МС тоже надо уметь видеть.

"Если все, происходящее в произведение....нужно для показа ГГ" - так и должно быть, если это текст о человеке и его судьбе, характере, личности. Другое дело, что опытные авторы маскируют авторскую волю. Неопытные - не умеют или не могут. Но это дело обоснуя. МС и обоснуй - разные вещи. Бывают совершенно обоснованные МС, бывают и безооснуйные фики без всяких МС.

"Мэри-Сью из персонажа получается не благодаря его качествам, а из-за отношения Автора, который вращает Вселенную текста вокруг него" - не согласен. Отношение + качества. Две составляющие. Если автор описывает персонажа с любовью - это не значит, что персонаж - МС. Персонажа может быть много, даже слишком много, но это ещё не МС. МС - это когда отношение автора резонирует с крутостью и всепобедизмом персонажа. Просто крутость... ну, Гендальфа и Арагорна Марти-Сью не считают - это как бы намекает. Просто отношение... эмн, навскидку не вспомню, но читал и такие тексты. Ах да! Любовные романы, например, желательно в классическом антураже, фэнтазийные - таки МС обычно. Особенно если пишет женщина. Персонажа, её переживаний, авторского произвола - не просто много, а МНОГО. Однако никто не называет героиню МС. И правильно делают.

...смысл в словах Евгения далеко не всегда имеется.
Показать полностью
Матемаг
"Скарапея Змея, "не демонстрирует свои сверхспособности" - не МС. МС обязательно демонстрирует свои способности, даже если это - удача".
Любой персонаж демонстрирует свои способности, как вы верно заметили ниже Гэндальф и Арагорн - не являются МС, хотя явно обладают сверхспособностями и при необходимости демонстрируют их. Тут дело вкуса, я не люблю Наследников, Избранных и т.д., но к гасконцам-фехтовальщикам отношусь весьма тепло. :) У персонажа могут быть выдающиеся способности, но если мир живет своей жизнью, не оглядываясь на него каждую секунду, это просто его характеристика.

"Если все, происходящее в произведение...нужно для показа ГГ" - так и должно быть, если это текст о человеке и его судьбе, характере, личности". Если ни чем, кроме этой необходимости не мотивировано.
Соглашусь - бывают безобоснуйные фики без МС, но Мс с обоснуем, уже не МС. Если, конечно, обоснуй не пришит белыми нитками.

"Если автор описывает персонажа с любовью - это не значит, что персонаж - МС". Не значит.

"Персонажа может быть много, даже слишком много, но это ещё не МС". Угу.
Отношение Автора - не тоже, что "описывает с любовью". Я вот всех своих персонажей с любовью описываю. Некоторых правда с садистской. Проблема именно в выстраивании всего текста под этого персонажа. Неумении создать иллюзию, будто мир живет сам по себе, персонажи действуют сами по себе, а не ради того, чтобы ГГ...
Как-то так.
Показать полностью
Матемаг Онлайн
"МС с обоснуем, уже не МС" - вы глубоко не правы. Но я ложусь спать, потому примеры ищите сами... если читаете МС:) И, кстати, бывают ещё и интересные МС. Серьёзно.

Под "описывает с любовью" я имел в виду именно сильный акцент на персонаже и его хороших сторонах. Как в МС:)
Интересный и с обоснуем это Команда.
Матемаг Онлайн
Евгений, нет. Там обоснуя не хватает как раз. Это как если куче подростков дать мозг универсальных гениев, способный работать не хуже взрослого профессионала в своей области. Не могу вспомнить среди фанфиков МС с обоснуем, но среди ориджей сойдёт, например, цикл Ясинского про магопрограммиста.
МС-когда персонаж крут до абсурда и не имеет равных.Как "ГП и проклятье Солнца и Луны". Поттер-вампирооборотень, которого ничто не берет и нет ему противника...Мне читать надоело.
Матемаг Онлайн
"когда персонаж крут до абсурда и не имеет равных" - повествование от лица Бога, например, не будет МС. Или от лица Эру, что во многом одно и то же. Потому что "нет равных противников" не означает "нет подходящих задач и проблем".

"которого ничто не берет" - его там какое-то растение прекрасно брало. Достаточно подсыпать в чай или выстрелить дротиком с его эссенцией - и готово.
Еще раз спасибо за ссылку на Остров без сокровищ - работа вдумчивая, и, зная Стивенсона, я не удивлюсь если параллельно истории для пасынка он для самого себя придумал такой горький рассказ. Однако... Каноничный Остров сокровищ лучше. Возможно, сам Стивенсон написал бы потрясающую историю о Ливси-якобите, Джиме, стреляющем в спины и сквайре - алкоголике-растратчике, но Тычинов не Стивенсон: его персонажи получились плоскими, карикатурными. Реконструкции пошлы неимоверно. Чего стоит Редрут, ненавидящий Джима за то, что его мать когда-то ему отказала, ненавидящий так, что мечтает убить? А Джим эпилога, сидящий на опийном препарате, к которому являются мертвецы? Банально до тошнотворности. Все же фанфик по Стивенсону писать себе дороже - мгновенно становится ясно, кто здесь гений. а кто так, типа, писатель.
Матемаг Я не люблю фанфики с МС, на мой взгляд это что-то вроде духовного онанизма. Лет в 9, помнится, я сама что-то такое придумывала по мотивам Майн Рида, и в 13 по Дюма (счастье, что Интернета не было!), но сейчас мне 33 и я предпочитаю полноценный секс с любимым человеком и хорошую историю с полноценным сюжетом, прописанным миром, достоверными персонажами, а главное, имеющую идею. Идею, тему, проблематику, а не повесть о том какой некто замечательный и какие подвиги насовершал.
кукурузник Ах, если бы! Это самый безобидный вид МС, квинтэссенция так сказать. Мегакрутость наиболее узнаваемый признак, но не суть. Он вытекает из желания Автора крутить мир вокруг ГГ. Однако, если мозгов у Автора чуть больше чем у табуретки, он постарается как-то задрапировать МС. Вроде как не мегакрут, а своей невинностью силен или удача у него и т.д.
Показать полностью
эээ... МС интересная и с типа-обоснуем - "Что сказал покойник" пани Хмелевской? Героиня прорыла ход из подземелья замка с помощью вязального крючка и обосновала это как профессиональный архитектор особенностями строительного материала и почвы замков на Луаре :)))
А вообще вы меня озадачили. Я думала, что МС - вполне конкретный типаж.
"когда персонаж крут до абсурда и не имеет равных" - повествование от лица Бога, например, не будет МС. Или от лица Эру, что во многом одно и то же. Потому что "нет равных противников" не означает "нет подходящих задач и проблем".
Проблема, Сделать из Эдайн Верных.
Alienка "Я думала, что МС - вполне конкретный типаж". И фикрайтеры знают, что так думает большинство читателей, вот и гримируют своих МС. Типа, не блондинка, не на шпильках, силой взгляда не убивает, значит не МС.Важны не внешние признаки, а суть.
Про Хмелевскую ничего сказать не могу - я жанр, как таковой не люблю.
Постмодернистская Мэри-Сью , не читали? :)
"- Я не могу-у! – рыдала мисс Такая-то. – Я невдолбенно честная мэри-сью-у-у!
Столь неожиданное признание выбило профессора из колеи. Он плюхнулся за учительский стол и осоловело уставился на костлявое зареванное созданье с жидкими косичками и конопатой переносицей.
- Ничего не понимаю. – пробормотал он, наконец. – Какая же вы мэри-сью? Мэри-сью – это вот, - руки профессора очертили в воздухе подобие песочных часов, - и вот, - ребром ладони он обозначил среднестатистическую длину шелковистых, блестящих, пушистых и густых мэрисьюшных волос. – А еще у них, как правило, есть какой-нибудь сверхъестественный дар…
- Я п-п-пы-п-постмодернистская мэри-сью! – пуще прежнего зарыдала девица, с грохотом впечатывая в парту пунцовый от переживаний лоб. – Сверхъестественно тупая и невероятно честная-а-а-а! Как я жить-то дальше бу-у-уду-у-у-у! – она шумно высморкалась в промокашку и подняла на Снейпа покрасневшие глаза.
- Сволочь твоя авторша! – с чувством проговорил профессор, ужасаясь открывшимся перед барышней перспективам. – Так изуродовать человека! Женевской конвенции на нее нет!"
Показать полностью
Матемаг: "повествование от лица Бога, например, не будет МС. Или от лица Эру, что во многом одно и то же. Потому что "нет равных противников" не означает "нет подходящих задач и проблем".
Во-от! Вы сформулировали суть: МС - персонаж ДЛЯ КОТОРОГО подбираются проблемы. То есть, образ имеется. А на фига он в тексте? А щаз придумаем!
Как ввести персонажа в повествование вобще целая наука.Легче всего с теми кого спасли (как Джар-Джара Бинкса из ЗВ, первого эпизода) или кого наняли (Рик о"Коннел из "Мумии").
Появление родственников, бродячих мудрецов и прочих новых персон должно быть осторожным и своевременным.
Матемаг Онлайн
Скарапея Змея,
"Я не люблю фанфики с МС" - вкусовщина:)

"МС - персонаж ДЛЯ КОТОРОГО подбираются проблемы" - и это тоже описание, а не определение. Для раскрытия не МС-ного образа тоже могут подбираться проблемы, как легчайшие для персонажа, так и сложнейшие.
Более полно будет так: МС - персонаж, для которого все проблемы легки (может быть как внешне, так и де-факто), персонаж, образом и образом решения проблем которого автор наслаждается, любуется, живописует. Повторюсь, две составляющие: крутость (в данном случае описанная как "решение всех проблем") и (само)любование ей и персонажем. "само" - потому что автор и читатели обычно представляют себя на месте персонажа, а также потому, что частенько и сам персонаж "такой весь крутой", от себя самого "балдеет".
Матемаг я же не спорю, что вкусовщина.

МС - персонаж, для которого подбираются проблемы, не описание, на мой взгляд, а именно то зерно, из которого вырастает весь остальной букет. Отсюда и крутость (проблемы подобраны, чтобы их решить) и самолюбование (подобраны именно с целью насладиться крутостью)
Все же в произведении не МС проблема - то, что интересно Автору и читателю само по себе, она лежит в основе текста.

У меня есть идеи, которые я не могу реализовать именно потому, что я вижу образ, а проблематики нет, значит, ее придется изобретать искусственно, только для того, чтобы образом налюбоваться - прямой путь к МС. Вы ведь примерно то же предлагали: вот есть такой образ, как бы не МС и задавались вопросом, а что ей теперь делать? Может еще и противника подстать добыть? Но тогда, причем здесь вообще Поттериана? Только спортивная площадка, на которой позирует МС. Должна быть тема, которая волнует, вопрос, требующий решения - тогда появляются конкретные задачи, которые должен решить персонаж, и то, как он их решает становится объектом наблюдения.
Я в нескольких фанфиках отдавала СС откровенно мэри-сьюшную позицию, а в Отягощенном наследстве даже упоенно описывала загар, кружева, драгоценные перстни и прочее, но... решала я вполне конкретные проблемы. Главный вопрос - на что можно пойти, ради спасения того, кто дорог лично ТЕБЕ - остался без ответы и передан читателям. Текст дал помовод полюбоваться СС, СС решал поставленные в тексте задачи - никаких МС в итоге!
Показать полностью
Матемаг Онлайн
"персонаж, для которого подбираются проблемы" - надо указать КАК подбираются проблемы, но даже этого мало для МС. Надо ещё особое отношение автора к персонажу.

"прямой путь к МС" - таки нет. Можно любоваться образом маленького человека, чем-то тебе симпатичного, подкладывая ему маленькие проблемы. Разделяйте проблемы, конфликты персонажа внутри текста (то, что называется "баланс") и проблематику текста как целого. Они могут совпадать, но так далеко не всегда - это самый тривиальный случай. Можно подкладывать персонажу простенькие задачки, любоваться его образом и одновременно затрагивать сложную тематику и проблематику. Суть в акценте. Если акцент на любовании, а тематика и проблематикой стоят где-то на втором, третьем и четвёртом плане, то это МС. Что не мешает МС-ному тексту эти самые проблемы поднимать. А если на первом плане проблемы и темы, а персонаж, будь он трижды крутой, служит лишь инструментом - не МС.

"Может еще и противника подстать добыть? Но тогда, причем здесь вообще Поттериана?" - баланс потребует усилить канонный противников, и только. Например, дать им мозг, а МС - тупую силу:) Помнится, давным-давно такую заявку оставлял, кажется, на форуме: тупой и мегакрутой главгерой (например, ГП) против более слабого, но умного злодея (например, Волдеморт). Ябыпочитал:)

К слову, я не один и не два текста начинал от образа персонажа или даже единственной сцены, в которой персонажем любуюсь, уже позже достраивая вокруг мир и проблематику. Значит ли это, что получились одни МС? Нет.
Показать полностью
Матемаг "Можно любоваться образом маленького человека, чем-то тебе симпатичного, подкладывая ему маленькие проблемы. Разделяйте проблемы, конфликты персонажа внутри текста". Думаю, мы разными словами говорим об одном и том же.
Есть тема произведения, проблема или проблемы, так сказать, стратегические, а есть задачи, которые решают персонажи - тактические и оперативные:), они появляются как раз в процессе соотнесения темы произведения и образа персонажа. А если основная цель - любование крутостью МС, то и задачи подбираются под эту цель, а тематика и проблематика играют роль интерьера(пусть МС геройствует в Хогвартсе против ПС; или, быть может, в декорациях НФ злобных инопланетян вышибает, что ей больше подойдет мантия или скафандр в обтяжку?)
Я тоже частенько отталкиваюсь от образа персонажа или единственной сцены - но это к вопросу о рождении замысла. "Когда б вы знали из какого сора..." Пожалуй так, в моем сознании присутствуют интересующие меня проблемы и некие образы. В процессе написания они сливаются, проблемы обретают конкретику через взаимоотношение персонажей с миром и друг с другом, становятся задачами, а персонажи реализуются через решение стоящих перед ними задач.
Показать полностью
Матемаг Онлайн
"А если основная цель - любование крутостью МС, то и задачи подбираются под эту цель" - воооот, теперь правильная цепочка. Не задачи подбираются такие. что получается любование крутостью МС, а наоборот - любование крутостью влечёт задачи. Оно первоначально. Консенсус?:)

"задачи, которые решают персонажи - тактические и оперативные" - а стратегические? Персонажи могут решать стратегические задачи!

"а тематика и проблематика играют роль интерьера" - к слову, у вас, мне кажется, несколько узкое понимание об МС. Возьмём цикл Злотникова "Берсерки". Некто Олег. МС. Берсерк, что означает контролируемую и не очень ярость с мегакрутостью. Кроме того, вне этой мегаярости может "видеть" наиболее эффективные пути решения проблем (причём - любых!) (эдакое узконаправленное прорицание или изменение вероятностей). Какие проблемы он решает? Ну вот например принципиальный конфликт цивилизации личностной свободы и цивилизации, строго подчинённой рациональности. И при этом МС, хех, даже тогда, когда его "вИдение" смогли обмануть - не помогло, пафосно превозмог. Но сама тематика достаточно интересна, проблематика - тоже. Конечно, глубины тексту ОЧЕНЬ не хватает, но сам факт... МС - очень разные.

О да, из чего только не творим:)
Показать полностью
А можно пример МС из кино?
Команда Доминика Торетто из Форсажей.Все эти ребятки на быстрых тачках все как один-круто ездят, эдакие мачо внешне и на всю голову отмороженные.С удовольствием грабят фуры,перевозят наркоту и тырят бензин с бензовоза.И при этом в кино они выставляются как эталон крутости.
Контрпример: "Черный пес", с Патриком Суэйзи.Том Круз вынужден втянуться в гущу событий.Он вовсе не собирается всегда жить так.Ему охота жить как все нормальные люди, растить дочь, не попадать в тюрьму...При этом в кино оговаривается что он хороший водитель, чтобы зрители не удивлялись что он на 379 выполняет.
Матемаг Онлайн
Не смотрел. Ни то, ни другое.
По таким критериям (весь текст вертится вокруг героя, автор играет с ним в поддавки и подгоняет под него испытания "по плечу") в МС много кого записать можно. Тот же Сен-Пре у Жан-Жака Руссо - и сплошные авторские любования, и испытания... кхм... короче, такие, что как только герою надо делать выбор - конфликт авторским произволом тут же отменяется и вместо кульминации получается пшик.
По мне МС появляется там, где на героя/героиню начинают неадекватно реагировать остальные персонажи текста. Всякие "неоправданные влюбления", когда какой-нибудь, скажем, главный мужской персонаж, который до того позиционировался как человек взрослый, сильный и независимый, вдруг авторским произволом "при звуках флейты теряет волю", падает к ногам героини и начинает там ползать. Или же МС - тля бледная, которая изрекает банальность, а все остальные герои вдруг ни с того, ни с сего складываются к ее ногам штабелями и восхищаются неземным умом - с чего, спрашивается? Как читателя меня это раздражает неимоверно, потому что полное ощущение, что меня держат за идиотку. В общем, складывается ощущение, что от самого присутствия такого героя рядом у всех окружающих едет крыша и деваются в неизвестном направлении интеллект и моральные установки; в остальном они плюс-минус нормальные, а тут вдруг резко с ума сходят.
А сверхталанты, ИМХО, действительно ни при чем - это deus ex machina, а если сверхталантами шнурки завязывают - эпицикл (см. Переслегина "Обязана ли фэнтези быть глупой?" + обсуждение понятия точно попадалось еще где-то, но так с ходу не вспомню).
Показать полностью
Матемаг Онлайн
Iska, это да, собственно, это любование должно быть внешним (автор) и внутренним (персонажи).
>Я не знаю, как, например, убедительно замаскировать тот факт, что СС и АД четыре ночи придумывали заклинание, изменяющее восприятие Гермионы, лишь для того, чтобы автор упоенно расписывал ее ум, талант и прочее.
Откуда это? Из вашего фика? Какого?
{Евгений} из какого-то снейджера. Я начала читать, поржала и закрыла, не добравшись до середины. Нет, ну как вы могли подумать, что я могу такое написать?!
Iska хорошее наблюдение. Гм, собственно, получается, что МС - Крошка Цахес, а Автор играет роль феи Розабельверде (из Гофмана).
Да, именно это я и имела в виду, именно Цахес, но без прозрения в конце.
А по любованию и спецзадачам приходит в голову еще масса вопросов.
Во-первых, чью оценку во главу угла ставим – автора или читателя? Плюс все, что отсюда вытекает. Как быть, если автор любуется совсем не теми качествами, от которых тащится читатель? И как с достоверностью узнать авторскую оценку, если автор сам не сознается, и как быть, если читатель ошибается? А если у автора и читателя культурная разница? А если автор, скажем, писал какого-нибудь Конана-варвара как пародию, а читатели вдруг взяли и прониклись всерьез?
Во-вторых, а исторический аспект будем учитывать или как? Если автор любовался и всеми силами подыгрывал, современные ему читатели любовались, а нынешние скажут, что слабак, и плеваться будут? Потому что тогдашний читатель жаждал высоких чуйств, а для нынешнего круто – это пудовые кулаки или на крайняк волшебная палочка (это я все на того же Сен-Пре намекаю). А античный роман куда денем? “Дафниса и Хлою”, скажем? Будем учитывать, что на тот момент нехватка денег на свадьбу (проблема решается тем, что божества подкладывают героям пухлый кошелек) и проблема происхождения (у героев вдруг находятся знатные родители) таким способом в литературе еще не решалась? И наделять собственнолапно придуманных героев небесной красотой Лонг тоже, кажется, первый придумал? Тогда уж весь жанр пасторали и прециозный роман можно сразу в Мэри-Сью пихать, скопом. О, а рыцарский роман куда девать? С его-то суровейшим кастингом на роль главной героини, которой даже темные волосы низзя, некрасиво?
Показать полностью
Матемаг Онлайн
"совсем не теми качествами" - ладно качества. Главное - действия. Не обязательно все, но большинство сколько-нибудь значимых. С качествами, действительно, путаница будет.

"если автор сам не сознается" - он должен сознаваться. Формулировками, текстом. Иначе - не МС. Анбалансный персонаж, возможно, но не МС.

"как пародию, а читатели вдруг взяли и прониклись всерьез" - хреново писал, значит.

"а нынешние скажут" - ОК, давайте будет отталкиваться от текущего культурно-исторического восприятия, его маркеров, критериев, стилистики, etc.

"тогдашний читатель жаждал высоких чуйств" - извините, но акцент на высоких чувствах - это не МС. Совершенно точно. Определение "(само)любование + крутость" подразумевает, что и то, и другое являются доминантами. Если вместо любования доминируют высокие чувства - это н МС.

С классикой не знаком, почти вся мне не идёт, а читать через силу... есть более интересные занятия. Не думаю, что в классике есть столько любования, чтобы появилось МС. С крутостью ещё куда бы ни шло.

"проблема решается тем, что божества подкладывают героям пухлый кошелек" - это называется "рояль в кустах", а не МС. Вы отличаете одно от другого?

"у героев вдруг находятся знатные родители" - или рояль, или художественное допущение. О роялях, например http://samlib.ru/k/kriwchikow_k_j/a3-1.shtml здесь. МС - это "встроенный в персонаж рояль"? Нет, не всегда. Рояль подразумевает ВНЕЗАПНОСТЬ и непредсказуемость, границы возможностей (вплоть до "тушить звёзды силой воли") МС могут быть определены явно или выводимы из предыдущего текста, что не делает его/её менее МС.

"наделять собственнолапно придуманных героев небесной красотой" - а какую роль играет эта небесная красота в текстах? Доминирующую, её можно назвать (все)побеждающей крутостью персонажа? Нет? Тогда не МС.

"некрасиво" - отличаем крутость, МС и не забываем о роли, которую играет персонаж в тексте и о любовании. МС - это не "просто любование". МС - это возвеличивание, это "смотрят снизу вверх", это любование поступками прежде, чем личностью (личность, если трезво оценить действия МС, может быть преотвратной, просто она побеждает и вообще вся такая хорошая, хех).
Показать полностью
А еще Мэри/Марти может изменить все события чихом и двигает рамки мироздания как коробочки.
Поскольку мы на ресурсе про ГП то будем примеры из ГП.
В Мэри влюбляются все мужские персонажи (и Снейп, и Волдеморт и все прочие), у Мэри всегда есть все магические побрякушки, которых в каноне даже не было.
Отдельно отмечу все большее количество попаданцев.На несколько хороших ("Не везет ,так не везет" например) куча хреновых ("Сквибы разные нужны, сквибы разные важны").Попаданцы наизусть знают канон, легко мирят врагов и ломают планы Дамблдору на раз.А он новых придумать не может.

Мэри/Марти еще и всегда самолюбивы и все делают как сами возжелают.Практически никогда не думают о других.А если МС и сделает добро кому-либо, то только из желания (своего или авторского) покрасоваться.
"Ладно качества. Главное - действия. Не обязательно все, но большинство сколько-нибудь значимых. С качествами, действительно, путаница будет".
- Ладно, не качества, а действия. Все равно, допустим, автор любуется - читатель нет. Утрируя ситуацию: сумасшедший автор, который по жизни маньяк, расписал в своей книжке, какой кайф резать глотки беззащитным жертвам, как круто его герой это делает и как им за это восхищается общество. А в конце концов его маньяк в одну морду перерезал горло Президенту США и главе ЦРУ. Это будет МС или нет?

"Он должен сознаваться. Формулировками, текстом. Иначе - не МС. Анбалансный персонаж, возможно, но не МС".
- А как должен сознаваться автор формулировками и текстом, чтобы можно было с уверенностью сказать, что перед нами МС? Тем, что героиня смотрит на себя в зеркало и думает "ай, какая же я душечка?" Пффф - она блондинка, и все тут, и неадекватно себя воспринимает. Не факт, что автор с ней солидарен. Что героине везет всю дорогу - а может он тезис "дуракам везет" иллюстрирует? Вот как отличить в тексте авторский голос от голоса героини? Поэтому я и сказала про критерий "как к МС относятся остальные герои" - это способ этот самый авторский голос вычленить. А еще что?

"как пародию, а читатели вдруг взяли и прониклись всерьез" - хреново писал, значит."
- Хреново или нет - вопрос отдельный. Но получилось точно не то, что автор хотел. Намерение разошлось с фактической реализацией. Это МС или нет?

"ОК, давайте будет отталкиваться от текущего культурно-исторического восприятия, его маркеров, критериев, стилистики, etc."
- А почему? Чем текущее такое уникальное? И почему графоманам прошлых веков надо отказывать в праве написать свою кровненькую и родненькую Мэри-Сьюшечку?

"Извините, но акцент на высоких чувствах - это не МС. Совершенно точно. Определение "(само)любование + крутость" подразумевает, что и то, и другое являются доминантами. Если вместо любования доминируют высокие чувства - это н МС."
- А если между способностью испытывать высокие чувства и крутостью стоит знак равенства? Если как раз способность переживать - это и считалось круто? Кто способен падать в обморок от любви и умирать от разлуки от разбитого сердца - крут. Кто не способен - тот полный отстой. Это совершенно серьезно было так - во главу угла в конкретную историческую эпоху ставился совершенно другой, непривычный нам критерий - способность переживать эмоции с повышенной интенсивностью. Не мышцы, не мускулы, не способность добиваться своего и торжествовать над врагами. Чувства. Текст - как соревнование, по какой еще фигне способен залиться слезами этот герой. При этом автор этим героем старательно любуется (даже не скрывал от современников, что вообще писал его с себя). Дело доходит даже до того, что враг ГГ, проникшись его неимоверной крутостью, в плане того, как этот ГГ красиво умеет переживать, вдруг резко отказывается драться с ним на дуэли и приносит свои извинения, хотя по факту был абсолютно прав. Да, такое писали мужчины; да, про любовь мужчины к женщине. Удалось ли этому кадру написать Марти Сью, а если нет, то чего ему не хватило?

"Это называется "рояль в кустах", а не МС. Вы отличаете одно от другого?"
- Не рояль в кустах, а deus ex machina. Вам такое понятие известно?
В тот исторический период это был _нормальный_ способ решения возникающих перед автором проблем и драматургических конфликтов. Богов из машин ждали все. Всегда. Без них вообще мало что обходилось, понимаете? Они Одиссея домой не пускали, они Эдипу сообщают, что он наконец прощен, они к падению Трои руку приложили и т.п. Это же Древняя Греция - там герой сплошь и рядом игрушка в руках Рока. Да, игрушка, да, не хотел, но жить с содеянным теперь все равно тебе - вперед, герой, барахтайся, хотя сам по себе ты и мало что можешь. Вот я и спрашиваю, можно ли при таким образом устроенной голове автора изловчиться и написать Марти-Сьюшку? Красивого, идеального, на чьей стороне всегда боги и которому боги кошельки носят, потому что ему денежек на свадьбу не хватает? Если он эдакий Емеля при богах-щуке, м?

"А какую роль играет эта небесная красота в текстах? Доминирующую, её можно назвать (все)побеждающей крутостью персонажа?"
- Ею все вокруг сильно любуются и из-за нее в героя и героиню все влюбляются и складываются к ногам штабелями, а они бегают от толп поклонников, время от времени используя оных для чего-нибудь полезного - флейту там какую полезную главгероине подарить и прочее по мелочам. Это уже достаточно всепобеждающая крутость?

"МС - это не "просто любование". МС - это возвеличивание, это "смотрят снизу вверх", это любование поступками прежде, чем личностью (личность, если трезво оценить действия МС, может быть преотвратной, просто она побеждает и вообще вся такая хорошая, хех)."
- Стоп-стоп, я вас совсем не поняла. Что значит - любование поступками прежде, чем личностью? Если поступками любуются, несмотря на совершившую их личность, то это же, наверное, хорошие поступки? Вроде бы хорошими поступками любому читателю не грех полюбоваться? И как еще можно оценивать действия героя, кроме как трезво? И как преотвратную личность (которая, наверное, потому и преотвратная, что совершает плохие поступки?) можно обозвать словами "вся такая хорошая"? Я явно чего-то не понимаю...
Показать полностью
Шикарная статья. Надо бы себя проверить.

Давайте не будем забывать о жанровых различиях. Есть эпическая поэма, есть пасторальный роман и т.д. со своими особенностями. Здесь ведь не только Герои, сюжетные ходы, но и стиль повествования будут различаться.
Возможно, о жанре МС стоит говорить именно, как о чем-то отдельном. На мой взгляд, это все же характерная ошибка в приключенческом жанре. Другая, не менее распространенная, отсутствие внутреннего конфликта, и, как следствие, развития персонажа=сосредоточенность на внешней канве. Быть может, МС стоит отнести к отдельному жанру или подвиду жанра - в таком случае - это не мой жанр, как, например, женский (а точнее бабский) детектив или детектив политический.
Если же говорить именно о фанфиках, о произведениях в лучшем случае вторичных по отношению к оригинальному произведению, то о МС надо предупреждать! Как про омегаверс или МПРЕГ. Замаскированная МС выбешивает также, как внезапная беременность одного из однополых партнеров. Это относится к той самой гипотетической якобы не мэрисьюшной героини, которая скромно сидит в сторонке, но реальным противником ей будет не Волдеморт, а специально приглашенный демон. Не все ли равно, чем именно любуется Автор - ее крутостью, красотой или невероятной скромностью? Данный персонаж помещен в мир Поттерианы исключительно для цели самолюбования. А значит является МС.
Показать полностью
Матемаг Онлайн
кукурузник,
"Мэри/Марти может изменить все события чихом и двигает рамки мироздания как коробочки" - не обязательно, повторюсь. Автор может прямо описать пределы силы МС. Другое дело, что они будут шире, чем у прочих персонажей. Вариант - крутость МС вообще заключается в нереальной удаче или безмерной красоте. И этого вполне достаточно чтобы написать тааааакую МС, что всем МС-ам МС:)

"то будем примеры из ГП" - вы отличайте только примеры от принципиального определения. Можно говорить о том, какие МС чаще всего, но не стоит забывать о других вариантах. Потому, кстати, я и выхожу за пределы фандома, что здесь не всегда есть нужные примеры. Например, МС не обязательно самолюбивы. Бывают эдакие мессии, хех, за которыми все бегут творить добро, как за Иисусом. Помнится, был МС-психолог на самиздате, который несколькими чихами разрешал все проблемы местных, хотя сам ни разу магом не был, а из способностей имел только прокачанную интуицию опасности, но боевых, например, никакой. Кстати, там потом слеш был, автор, конечно же, поставил ему в пару архимегакрутого метаморфа. Обязательно, хихикс, в мужской форме - ну что с этих женщин возьмёшь... Но целую первую книгу у психолога не было пейринга вообще и даже не намечалось. МС это не мешало. Такие вот примерчики.


Iska,
"Это будет МС или нет?" - не будет. Потому что действиями героя должны восхищаться или офигивать от его силы - персонажи. Это будет отсутствие баланса и идеи в произведении, а не МС. Потому что МС - это как отношение автора, так и отношение персонажей. Грубо говоря, МС "порабощает мир своей крутостью". В той или иной степени, но всегда - явно.

"А как должен сознаваться автор формулировками и текстом, чтобы можно было с уверенностью сказать, что перед нами МС?" - секундочка...
« - Запомните, имперских охотников нужно уважать и никогда не злить! Это касается всех, и магов в том числе.
Изложив эту важную мысль, я вышел на улицу и улыбнулся. А неплохо получилось, и даже позерство в тему пошло!» – например, так. Чувствуете МС-ность в стиле? Это Бубела с его Алексом. У женщин, кстати, это обычно явней видно, но мне лень искать женских МС, таких обычно не читаю.

«чтобы можно было с уверенностью сказать» – а вот чтобы с уверенностью, должно быть и отношение автора (которое выражается не только и не столько в стилистике, сколько в сюжете и тому, что с МС происходит; например, с ней/ним никогда не будет чернухи и т.п., зато обязательно будет победа), и отношение персонажей, и крутость. Иначе говоря, ни один из признаков не является достаточным сам по себе. Персонаж может обладать нереальной силой внушения, при этом он будет ещё и архикрутым, способным дать бой самому сильному злу и, как минимум, не проиграть, но «задать жару»… узнаёте Гендальфа?:) А потому не МС, что отношение автора другое:)

«героиня смотрит на себя в зеркало и думает» – а вот самовлюблённость МС совсем не обязательна. Более того, я чаще встречал случаи, когда МС нарочито скромна и ей все вокруг «да что ты так скромничаешь, ты ведь…» Ну вы поняли.

«Намерение разошлось с фактической реализацией. Это МС или нет?» – всем признакам соответствует – значит МС. В принципе, можно и по ошибке так написать.

«А почему? Чем текущее такое уникальное? И почему графоманам прошлых веков надо отказывать в праве написать свою кровненькую и родненькую Мэри-Сьюшечку?» – начнём с того, что понятие МС – оно наше, современное. И требует именно нашей культуры и нашего мировоззрения. А графоманам прошлых веков никто не отказывает. Вопрос в том, соответствует ли их тексты нашему определению МС. Вот вам кстати, вопрос на засыпку: является ли МС Шерлок Холмс?:) В своё время Конан Дойл считал именно Холмса графоманией, даже бросить пробовал. И ведь смотрите: крутость есть, отношение есть, как персонажей, так и автора. Чего не хватает?:) А с другой стороны возьмём «Принцессу Марса» Эдгара Берроуза. Там есть и относительно научные идеи ведь, конечно, очень популярные, но для начала двадцатого века… Тем не менее, это МС.

«Удалось ли этому кадру написать Марти Сью, а если нет, то чего ему не хватило?» – если всё именно так, как вы описываете, то да, это МС. Для нас несколько оригинальное, но таки оно самое.

Рояль в кустах = deus ex machina. Ну не вижу я никакой разницы. Когда-то это было чем-то нормальным, я не против. Теперь это – плохой литературный приём. Не всегда, но в подавляющем числе случаев. Кстати, там же огромное влияние мифов и легенд же. Во многом текст имел не только литературную, но и мифологическую функции и в чём-то даже религиозную. Полноценная литература уже выделилась, но – не до конца. Имхо, разумеется, я не профессиональный культуролог.
«Если он эдакий Емеля при богах-щуке, м?» – не против, это тоже МС.

«Это уже достаточно всепобеждающая крутость?» – да, если текст именно об этом складывании в штабеля к ногам. Если это где-то на втором плане, а на первом, например, как красавица-чудесница сложные политические проблемы решала, да не всегда и с успехом – то не МС. Зависит от акцента. Мало просто крутости – надо, чтобы сюжет шёл «в сфере» этой крутости. Иначе она будет просто характеристикой персонажа. Это как НФ с учёным-мегачемпионом по боксу. Ну и пофиг, что он мегачемпион, речь идёт о его научной деятельности. Или о научном гении, ВНЕЗАПНО оказавшемся у руля государства. И т.п.

«Если поступками любуются, несмотря на совершившую их личность, то это же, наверное, хорошие поступки» – с точки зрения автора и с точки зрения части читателей – да, это правильные и хорошие поступки. Но если мы будет оценивать с точки зрения, например, морали или рационализма, частенько оказывается, что целью поступков было не решить проблему или не вести к справедливости, а демонстрировать мудрость, крутизну и всепобедизм МС. Часто МС рассчитано именно на то, чтобы читатель оказался в его/её шкуре и вместе со Сьюхой получал удовольствие от восхищение её поступками, т.е. без анализа со стороны. Более того, тот факт, что Сьюха всегда или почти всегда (почти всегда – это авторы демонстрируют, мол, «у меня не МС, вот, смотрите, она/он проигрывает!») побеждает, зачастую несмотря на абсурдность поступков и методов. Есть как обоснуйные, так и безобоснуйные МС.

«И как преотвратную личность (которая, наверное, потому и преотвратная, что совершает плохие поступки?) можно обозвать словами "вся такая хорошая"?» – легко. Вот, например, МС-Поттер, которые вызнал ужасные планы Дамблдора, скооперировался с гоблинами всякими и слизеринцами, под конец пафосно победил ужжжжасного Альбуса в дуэли и покинул школу, улетев… в Россию, например:) Казалось бы, читатель сопереживает, ГП такой весь крутой, разгадал злобный план, всех победил, хэппи-энд… тот факт, что после улёта ГП в Англии разразится кровопролитная гражданская война, в которой, без ГП, у одной из сторон не будет знамени, а сорванное пророчество приведёт к победе Волдеморта, который, в дальнейшем, раскроем магмир, что приведёт к самым страшным результатам – автора волнует? Нет. Это же мелочь, хех, главное, что МС такой крутой и всех победил. Личность он при этом, заметьте, эгоистичная. Лично моего сочувствия она не вызывает.
Показать полностью
Скарапея Змея,
> Давайте не будем забывать о жанровых различиях. Есть эпическая поэма, есть пасторальный роман и т.д. со своими особенностями.

Хорошо, об особенностях забывать не будем. Но если все эти особенности соблюсти - можно ли в этих жанрах написать мэри-сьюшку? Или нельзя по определению? Как определить границы "приключенческого" жанра, в котором это сделать можно? Ну я не знаю... с какого года, например?
Просто у меня, скорее, складывалось другое ощущение - что МС при желании можно написать почти в любом жанре. Потому что на какие-то произведения такая лампочка внутри загоралась, а на какие-то нет, хотя жанр был один. А значит, должны быть какие-то "родовые признаки". "Упивающаяся скромностью" тоже явно ощущается как Мэри-Сьюшка, но по каким объективным критериям доказать это упивание, кроме моих субъективных читательских впечатлений? Как доказать, что героиня там только для любования?

Кукурузник,
> Потому что действиями героя должны восхищаться или офигивать от его силы - персонажи.

Принято. Договорились, значит все конструкции класса "одинокий непонятый герой против враждебного мира" - сразу в топку, это не МС, если автор с этим переборщит, то получит другой набор штампов, не МСшный.

> например, так. Чувствуете МС-ность в стиле? Это Бубела с его Алексом. У женщин, кстати, это обычно явней видно, но мне лень искать женских МС, таких обычно не читаю.

Не-а, не чувствую. Чувствую, что герой сам собой любуется. То же самое, что героиня, стоящая у зеркала со словами "какая я няшечка". Ну или "какая я скромная". Неважно. Это явный "монолог Локхарта", но вот что на эту тему думает автор? Иными словами - как отличить такого Локхарта от МС? (кстати, яркий пример "развернутого Локхарта, но не МС" - Дик Окделл у Камши).

> узнаёте Гендальфа?:) А потому не МС, что отношение автора другое:)

Как доказать это другое отношение автора? По каким критериям? "Не проигрывает"? "Не произойдет чернухи"? Как-то... маловато, что ли. Выигрывают, не обмакнувшись мордой в грязь, многие ГГ. И что тогда считать чернухой?

> всем признакам соответствует – значит МС. В принципе, можно и по ошибке так написать.

Ок, принято. Значит, реальное авторское намерение идет в топку, опять же упираемся в комплекс неких объективных критериев из текста.

> Начнём с того, что понятие МС – оно наше, современное. И требует именно нашей культуры и нашего мировоззрения. А графоманам прошлых веков никто не отказывает. Вопрос в том, соответствует ли их тексты нашему определению МС.

Ок, тоже принято. Значит, отставляем в сторону весь комплекс вопросов, связанных с психологической достоверностью поведения героев (это относительно новое требование к художественным произведениям) и правдоподобие, оно же реалистичность (тоже новое - литература этим очень долго не заморачивалась). И спокойно идем со скальпелем МС в любой текст.

Насчет Шерлока Холмса и Гэндальфа: о, спасибочки, я похоже для себя таки "поймала" существенное отличие. Нормальный герой, в отличие от МС, действует на пределе собственных способностей. МС - никогда. Проблема не в том, что автор придумал для своей скромной МС специального демона вместо Волдеморта, а в том, что она его победит красивенько и... легко, что ли? Ничего за эту победу не заплатив? И, кстати, неважно чем - неизвестно откуда взявшимся супероружием или суперкрасотой, которая до этого весь текст муссировалась. Проблема в том, что такое легкое решение проблемы обесценивает усилия всех остальных, кто за победу - платит. А Гэндальф, получается, не МС потому, что на него есть Балрог - тоже майа, противник равной с ним весовой категории. Как-то так, да.

Кстати, тогда получается, что Гарри, выгнавший Волдеморта из головы силой любви вместо окклюменции - мартисьюшен, ибо усилий не приложил. А Дамблдор, несмотря на постоянно подчеркиваемую могучесть, - нет. Потому что Волдеморт для него равный противник.

> Во многом текст имел не только литературную, но и мифологическую функции и в чём-то даже религиозную. Полноценная литература уже выделилась, но – не до конца.

Так я же именно поэтому вообще не трогала ни трагедии, ни эпос, а взяла чистый пример - древнегреческий роман, герои которого с начала до конца выдуманы автором. И стала копаться, почему на один древнегреческий роман моя "внутренняя лампочка" срабатывает, а на другой - нет.

> Часто МС рассчитано именно на то, чтобы читатель оказался в его/её шкуре и вместе со Сьюхой получал удовольствие от восхищение её поступками, т.е. без анализа со стороны.

Я очень плохо вижу в тексте вещи такого рода. У меня голова, похоже, в принципе не приспособлена к тому, чтобы лезть в шкуру какого-то персонажа без анализа со стороны. Как вы видите, что автор приглашает читателя слиться с его "сьюшкой" в мысленном экстазе? Откуда понимаете, что автора страшный результат не волнует?
Дело в том, что я бы в приведенном примере осталась в полной уверенности, что мне показали отрицательного персонажа. Плохого и глупого Гарри, который действует, не задумываясь о последствиях. Хорошо показали или плохо - другой вопрос, но совершенно точно отрицательного. Даже в голову не пришло бы воспринять его как положительного, пусть он сам хоть обпищится, какой он симпатяжка. Как вы узнали, что ему теоретически надо сопереживать, а не включать нравственное чувство и отторгать такого героя нафиг?
Показать полностью
Iska я не совсем поняла, а зачем писать МС специально?:) Я не литературовед, но... Можно сказать, существует взаимозависимость конкретно-исторического времени и популярного жанра. Трудно представить современного Автора, пишущего пасторальный роман не с целью стилизации, литературной игры. Это будет рафинированная литература для знатоков, которые оценят именно виртуозность приемов.

Я опираюсь на интуицию, а уже потом пытаюсь обосновать свои впечатления логически. Для меня главным будет внутреннее ощущение: живой персонаж, которому я сопереживаю, животрепещущие проблемы, над которыми я размышляю или же МС и игра в "поддавки".

МС - Локхарт, к которому Автор относится некритично. Читатель может на это купится, может нет. Пример Дика Окделла очень показателен, ведь сколько читателей болело за него, даже после Сердца Зверя, утверждая, что он хороший и может исправиться. Я, собственно, стала читать ОЭ, только после того, как было озвучено мнение ВВК - меня задолбали подобные Окделлы, которых Авторы насильственно вытягивают в героизьмь. В сущности, Дик Окделл - типичный герой подростковой фэнтези (как и ГП), с которым Автор не стал играть в поддавки и выдал все. что ему причитается. ГП - тот же Окделл, но Ро в поддавки с ним играет. В указанном примере ГП не слишком отличается от канонного: вместо ТЛ - Дамбигад, вместо Армии Дамблдора - друзья-слизеринцы, а в сухом остатке все тоже. Малолетний неуч с помощью оркестра в кустах разносит стр-р-рашного противника и все ахают.
Ро использовала все некорректные приемы, из статьи о рояле, именно поэтому я не могу сопереживать ее любимым персонажам. МС - это и есть МС. У меня подобный ГГ вызывает одно желание - сорвать глянцевую маску.
Показать полностью
"/Договорились, значит все конструкции класса "одинокий непонятый герой против враждебного мира" - сразу в топку, это не МС, если автор с этим переборщит, то получит другой набор штампов, не МСшный. "/
А тут как героя поставить.Если он враждебно воспринимается всеми-то как он выживает?Если брать персонажей марвеловских комиксов то там будет много "сильных" персонажей,почти МС.Но там своя специфика (сильные враги,сложные характеры)которая отчасти нивелирует способности героев.
Скарапея Змея,
> Я не совсем поняла, а зачем писать МС специально?:) Я не литературовед, но... Можно сказать, существует взаимозависимость конкретно-исторического времени и популярного жанра.

Так тут стараться и не надо, с этим и до нас уже справились. :) Просто бывает неудобно, когда интуитивное ощущение срабатывает на какой-то классике - хочется объективных критериев, чтобы разобраться, это я притягиваю что-то левое к банальному "не нравится" или же там и правда с МС что-то не в порядке.

> МС - Локхарт, к которому Автор относится некритично. Читатель может на это купится, может нет.
> Ро использовала все некорректные приемы, из статьи о рояле, именно поэтому я не могу сопереживать ее любимым персонажам.

Дело в том, что авторское отношение к персонажу очень, очень тяжело отличить от культурных установок, "зашитых" в подкорку автора просто за счет разницы в образовании-воспитании-вере-точке зрения и т.п. Ну, как при оценке того же Толкиена русскоязычная аудитория хронически не учитывает особенности католического мировосприятия. У Роулинг, по ощущению, тоже что-то такое есть (а у Камши, соответственно, особенности восприятия другие) - очень подозреваю, что некоторое количество того, что нами воспринимается как "рояли", объясняется "протестантской трудовой этикой", въевшейся автору куда-то в бессознательное просто за счет того, что она жила в этой стране, читала в детстве эти книжки и т.п. Кто-то воспринимает это как рояль, кто-то - как закономерный медальончик на груди Мориса у Майн Рида (говоря терминологией автора той статьи). Этика эта - с одной стороны "Бог дарует человеку спасение просто потому, что дарует" (т.е. никаких тебе католических индульгенций!), а с другой "богатство - признак благоволения/спасения со стороны Бога". В этих конструкциях довольно просто потерять "богатство ЗА ЧЕСТНЫЙ ТРУД - признак благоволения/спасения со стороны Бога". У некоторой (подчеркиваю - некоторой) части того, что можно воспринять как "игру в поддавки", явно растут ноги откуда-то оттуда.

Если взять тот же пример со Стивенсоном: Джим Хокинс, например, в каком-то эпизоде убивает врага - взрослого матроса - сколько раз ему везет за этот эпизод? Или когда пираты требуют от положительных героев карту, угрожая жизни Джима - автор ведь не доводит конфликт до конца, "снимает" его авторским произволом - окажется, что сокровища уже выкопал Бен Ганн, поэтому героям не приходится выбирать - деньги или жизнь друга. А ведь можно было сделать и другой счастливый конец - забить на деньги, счесть, что встреченные по дороге друзья важнее и переоценить свои ценности. Почему этого не случилось? Поддавки? У меня очень сильное ощущение, что где-то там - за пределами книги, на подсознании у автора - сидит этот самый протестантский Бог и влияет как минимум на авторские "хорошо" и "плохо". Как у древних греков за пределами текста всегда таился Рок, дожидаясь возможности выпрыгнуть в его пространство.

Возвращаясь к Ро: есть подозрения, что что-то такое протестантское как минимум рядом с ней топталось и на подсознание капало. Гаррины деньги - первое "жжж", выражаясь словами Винни-Пуха; улучшение финансового положения семьи Уизли в самом конце - концепция "бедные и счастливые" для автора, похоже, явно какая-то неродная, несмотря на все ее муссирование в первых книгах. Разные странноватые "незаслуженные божественные спасения" в отношении отдельных героев. В общем, если посмотреть на текст с такого ракурса - как рабочую гипотезу, как мне кажется, принять можно. Вас что задевает - сами эти идеи или их конкретная (кривая и грубая) реализация в рамках Гарри Поттера?

(Вот откуда в эту типа законопослушную английскую голову пролезло такое явное пренебрежение к установленным правилам - вопрос и правда... я уж не знаю к кому. В среднем-то выход "за правовые рамки" для английских героев - трагедь-трагедь... ну а чем еще две предыдущие конструкции уравновесить, если не четким соблюдением правил? Холмс, лезущий воровать документы у шантажиста - ка-а-акой ужас, ка-а-акая жертва, страница обоснуя, почему два джентльмена все-таки это делают. А Джим Хокинс с его намертво вколоченными манерами? Что-то не припоминаю, чтобы он Джону Сильверу активно хамил. Как в таких условиях Ро изобрела таких жутчайших, невероятных, намертво выносящих мозг кадавров в своих играх с правилами? Загадка. А такие проблемы с конструкциями вины у главы Визенгамота - это вообще... за гранью даже российского правового нигилизма. Это я Визжащую Хижину имею в виду, если что. Второй курс юридического вуза, от силы третий - именно там проходят, что такое "покушение на убийство с косвенным умыслом" и кого за это положено "гладить по головке").

кукурузник,
> А тут как героя поставить.Если он враждебно воспринимается всеми-то как он выживает?Если брать персонажей марвеловских комиксов то там будет много "сильных" персонажей,почти МС.

Комиксы Марвел?.. Н-нет, я вообще весьма смутно представляю себе, что это такое.
Я говорила о "байроническом герое". Мрачное, несчастное, одинокое, непонятое обществом, но находящее в себе силы ему противостоять?.. Которое еще в школе "лишним человеком" обзывать любят?.. Если черты утрировать - получится комплекс штампов. Ну, скажем, Снейпа на раз-два в такое можно превратить - см. Гарри из "Фантиков" Скарапеи же, он как раз этим занимается. Можно ли к такому комплексу черт "до кучи" еще привить Мэри-Сьюшность, или же оно само по себе ее исключает?..

Ну и еще один вопрос: можно ли теоретически написать текст, где две Мэри-Сью? А три? А все сразу? Или "герой должен быть один" по определению"?
Показать полностью
Ро и протестантская этика - тема дико интересная и достойная отдельного обсуждения (где-то у меня были заметки по "блудным детям", найду, быть может, выложу).
Разумеется, культурные установки присутствуют и влияют. И все же Гед Урсулы ле Гуин, как Мэри-Сью не воспринимается. Персонажи Вальтер Скотта порой бесят, но они не Мэри-Сью. Персонажи Стивенсона не Мэри-Сью совсем, даже когда им везет абсолютно неправдоподобно. Все-таки, я думаю, главное условие для появления МС - плоский картонный мир, в который Автор ее помещает, персонажи-марионетки, целиком от этого центрального образа зависящие. Мне приходит в голову "Шоу Трумэна" - сконструированный мир начинает крутиться, когда ГГ выходит на улицу, без него ничего не происходит, потому что на самом деле его окружают декорации и актеры. Так и для МС Автор создает искусственную среду обитания. Ведь, если бы МС оказалась в хорошо прописанном мире среди достоверных персонажей, неизбежно бы вылезло, что помимо ее особы, существует множество факторов на этот мир влияющих, а у окружающих ее людей собственные цели, стремления, желания, не всегда связанные с ней. Правдоподобие разрушает МС, как разлетевшиеся пикси репутацию Локхарта.
Байронический герой связан с МС генетически. Если Мэри-Сью соответствует детскому возрасту, убеждению, что мир крутится вокруг меня и погибнет вместе со мной, то байронический герой - это юность, понимание того, что миру до тебя нет дела и острое переживание этого факта. Байронический герой - не МС. Здесь действительно другой набор штампов.
Показать полностью
Если сочтете возможным выложить заметки по "блудным детям" - будет здорово, т.к. это и правда интересно.
Мое мнение - протестантская литература во многом опирается на модель выбора "правильный герой в выборе между правильным и неправильным выбирает правильное", как тот же Джим Хокинс. Модель вполне себе имеет право на существование, но литература на месте не топчется, и идут игры с разными элементами, построение новых моделей и т.п. Роулинг явно пытается куда-то от нее уйти - честь ей за это и хвала, но до конца доводить уход все-таки надо. "Или трусики, или крестик" (с). Или Джим Хокинс, который от пиратов удирает (а не мочит их в сортире), а с пиратской картой честно идет сдаваться властям, и потом получает свою долю в сокровищах - или Гед, который Тень выпускает, но потом честно расхлебывает содеянное до конца. Выпустить Тень, а потом получить долю в сокровищах, которые до этого даже не искал - это просто кривая модель, которая ни в какие ворота не лезет.
А мир таки да, странненький. Я бы не сказала, что он именно вокруг ГП вертится... он просто предельно эпицикличен. Такое ощущение, что в этом мире все одноразовое - все придумывается ровно для одного конкретного использования (чтобы обосновать "текущую не туда лаву"), а потом тут же отбрасывается в сторону и забывается, как надоевшая игрушка. Одна банка веритасерума на весь мир, один долг жизни, один непреложный обет, один хроноворот... Причем оно там все кривое и одноразовое - независимо от того, есть там ГП или нет; помогает оно ему, мешает или вообще напрямую не связано. Например, государственное устройство и судебная система (издержки профессионального восприятия, это крепче всего запомнилось) - они везде кривы, но кривы по-разному! Судебная система, которая судила Гарри Поттера, Сириуса Блэка и Пожирателей Смерти - на каждую из них нужен километр дополнительных объяснений, откуда такое могло бы взяться, но это все разные километры!.. В таких условиях все достижения героя автоматом обесцениваются - Гарри, может, и рад бы пожертвовать собой за своих друзей, но автор догонит и все испортит очередным эпициклом. Все равно как если бы Гед встретил Тень, которая сказала бы ему "Будем знакомы, я - Король-Чародей Ангмарский" (прибила бы режиссера той экранизации "Волшебника Земноморья").
ИМХО - это даже на МС не тянет, т.к. у тех мир глючит в одном конкретном месте на одном конкретном герое, как мы вроде как договорились (если договорились?). А этот мир штормит то туда - то сюда, просто по рандому... то в пользу Сириуса Блэка - и он вопреки всякой логике не несет наказания за то, в чем виноват... то против - и он вопреки той же логике огребает там, где и слепой увидел бы правду. То Гарри получает явно неправомерное наказание от Амбридж - то баллы вместо заслуженного наказания. Просто шизофрения какая-то, а не мир.
Показать полностью
Замечательно! Одноразовость - именно то определение, которое я искала для мира Роулинг.
Пожалуй, с байроническим героем я не права. Это понятие из другой категории, чем МС. Мэри-Сью может рядиться в плащ байронического героя, этот герой может быть привлекателен, а может рассматриваться критически, как Алеко в "Цыганах".
Н-нет, я бы не сказала, что "байронический герой" - однозначно не из той оперы.
ИМХО: в таком "одноразовом" мире невозможны ни нормальные победы, ни поражения (только в молчании слово и т.п. - к Гегелю, короче). Поэтому даже для того, чтобы сделать из героя ГП "сьюшечку", авторы вынуждены идти двумя путями - либо затушевать/исправить поражения этого героя, либо разыграть карту с "утрированно-байроническим героем" - героем romance? Обзову так за неимением лучшего термина.
Он живет не в равнодушном мире, а во враждебном. Жестоком. Который его ненавидит. Ребенок, который заметил, что мир не вертится вокруг него, но не смог это принять. Поэтому предпочел враждебный мир миру равнодушному. Это же продукт той же самой детскости - маму выводят из себя, чтобы она разозлилась и отшлепала, лишь бы заметила. И ведь ребенок прав - злость и ненависть любви вовсе не противоположны. Противоположно - равнодушие (как отсутствие эмоций), а если брать присутствие эмоций - то омерзение. То самое ваше "отстирать шарф" и "снимите мой портрет", когда хочется куда-нибудь деться и не связываться. Омерзительного человека за сто километров обойти постараются, поэтому отношения тут и правда невозможны. А на ненависти - возможны, и еще как.
Роулинг постоянно обыгрывает конструкции именно ненависти. Гарри - ненавидят... что там было, значки против него, кажется, носили? Все неравнодушны, все замечают - прямо-таки мечта целевой детской аудитории; еще б возникало не на таком ровном месте - был бы вылитый "герой romance". Поэтому все пляски вокруг "он обычный мальчик" и смотрятся таким авторским кокетством. Равнодушия там нет - а как хочется чисто в познавательных целях познакомить героя с таким к нему отношением. Не представляю, правда, как это сделать - отрицание обычный человеческий защитный механизм, а равнодушный доказывать ничего не будет. И отношения омерзения к себе, кстати, Гарри тоже не знает, да и извратить его легко по той же причине. 
Хех, только что заметила, что реакцию омерзения в тексте ярче всех, кажется, демонстрировал... Дамблдор. Снейпу. Тот самый Дамблдор, который о любви громче всех вещал. Очень показательно.
А критичное отношение - это да. Сомнение в собственной правоте сьюизм, похоже, и правда убивает (привет Окделлу).
Показать полностью
Согласен, в переводе на мир ГП сам герой (именно Гарри) централизован, и все вокруг на него реагируют.Если за ним не тянется шлейф текущего внимания (нападения на студентов,участие в Турнире, клевета из газет) то все припоминают его ранние достижения.
ТЕТСАРОВЕРЕДОДУЧТОРОВУХИШАНУКАК
Моё подсознание говорит мне "Мэри Сью" если язык нечитаемый. Постоянно. И оно меня не слушает! Я спорю с ним! Аргх!
Матемаг Онлайн
"если язык нечитаемый" - не подсознание, а бессознательное. Отформатируйте свою личность в свободно самоизменяемый формат и наслаждайтесь.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть