(санскр. युधिष्ठिर — «стойкий в битве»)
Старший из Пандавов, сын царицы Кунти и царя Лунной династии Панду. Его небесным отцом был бог справедливости Дхарма, отождествляемый с богом смерти и посмертного воздаяния Ямой. Был царём Индрапрастхи и, позднее, Хастинапура. В битве на Курукшетре был лидером Пандавов.
Вместе с другими своими братьями, Юдхиштхира обучался религии, наукам, политике и военному искусству у наставников династии Куру, Крипачарьи и Дроначарьи (известных так же как Крипа и Дрона). Под руководством Дроначарьи он стал великим воином, виртуозно владевшим копьем.
Сыновья богов унаследовали их качества. Юдхиштхира стал известен как неотступно следующий сатье и дхарме, которые он ценил больше, чем амбиции наследника престола, материальные блага или семейные отношения. Понимание дхармы Юдхиштхирой иногда отличалось от принятого. Так приняв во внимание определённые обстоятельства, он вместе с остальными Пандавами женился на Драупади и разрешил Бхиме взять в жены демоницу, чем денонсировал систему каст сказав, что брамин узнается по его действиям, а не по рождению или образованию. Это должно было показать обществу, что понимание дхармы так же должно совершенствоваться со временем.
Дхритараштра по совету Бхишмы разделил царство, при этом предоставив сыновьям Панду незаселенные земли под названием Кхандавапрастха, известные своей бесперспективностью: название означает «область леса Кхандава». Однако Юдхиштхира с помощью двоюродного брата, Кришны, сумел основать там город, построенный архитектором полубогов Вишвакармой. По совету Кришны он был назван Индрапрастхом — землей Индры. Архитектор асуров Майясура построил в нём дворец Майясабха, имевший на то время наибольший королевский зал в мире, известный так же происходившими в нём чудесами. В нём Юдхиштхира был объявлен раджой Кхандавапрастха и Индрапрастха. Благодаря мудрому и благочестивому управлению царство Юдхиштхиры процветало и люди со всех сторон стекались к нему.
Несмотря на противодействие мудрецов и старших родичей, старый царь Дхритараштра поддался уговорам своего сына Дурьйодханы и его побратима незаконнорождённого брата Пандавов Карны, и вызвал Юдхиштхиру на игру. Юдхиштхира, предвидя ужасные последствия, не мог противиться воле Дхритараштры как главы рода Кауравов и старшего родича, заменившего Пандавам отца. Благодаря жульничеству Шакуни, которого хитрый Дурьйодхана выставил своим заместителем в игре, Юдхиштхира проигрывал игру за игрой, ставя на кон царство, богатство, братьев, себя и в конце концов жену. Мудрецы молча роняли слёзы, слепой царь радостно вопрошал, выиграли ли его сыновья очередную ставку, а приглашённые цари молчали, боясь гнева яростного и жестокого Дурьйодханы. Младший брат Дурьодханы, Духшасана, притащил Драупади в игорный зал за волосы, но мудрая Драупади повергла мудрецов в растерянность, задав казуистический вопрос: мог ли царь Юдхиштхира распоряжаться судьбой жены, ставя её на кон, если уже проиграл себя, то есть был рабом Кауравов? Дхритараштра был вынужден отпустить Драупади, а в качестве награды за её мудрость подарил ей два желания, и та повелела вернуть свободу и царство её пятерым супругам. Как только Юдхиштхира с братьями удалился, Дурьйодхана и Карна вновь переубедили слабовольного старого царя, и тот вызвал Пандавов с полдороги на новую игру.
Вновь проигравший Юдхиштхира по условиям новой игры должен был оставить царство, вместе с братьями и женой провести двенадцать лет отшельниками в лесу, и тринадцатый год — неузнанными среди людей. Лишь тогда за ними сохранялось право потребовать своё царство обратно. Если же условие не будет выполнено или Пандавов узнают раньше времени, они должны будут удалиться в изгнание ещё на двенадцать лет. Драупади и Бхима порицали Юдхиштхиру за то, что тот оказался жертвой азартной игры, будучи совершенно неопытным в ней, и оставил Пандавов беззащитными перед уловками Дурьодханы и Шакуни. Кроме того, Бхимасена настаивал, что Пандавы должны напасть на врагов и силой вернуть жульнически отнятое царство. Драупади также не могла простить пережитого унижения, когда после первой игры Кауравы и Карна обращались с ней, как с рабыней. Праведный Юдхиштхира отвечал, что не будет мстить и не нарушит обязательств, так как дхарма для него дороже царства. В долгих дебатах с братьями и посещавшими Пандавов лесными отшельниками и мудрецами (лесному изгнанию Пандавов целиком посвящена третья книга «Махабхараты» «Араньякапарва») раскрывается уникальный образ Юдхиштхиры, которому больше подходила роль брахмана, а не кшатрия. На протяжении тринадцати лет изгнания Юдхиштхира неоднократно проходил испытания на стойкость в следовании дхарме в различных тяжёлых обстоятельствах. Тринадцатый год он провел при дворе раджи Вираты, правившего в Матсье, как придворный и игрок в кости, развлекавший царя.
После наступления Кали-юги и ухода Кришны, Юдхиштхира с братьями правили ещё тридцать шесть лет, а затем отреклись от трона в пользу пережившего битву на Курукшетре внука Арджуны Парикшита. Передав ему все свои владения и обязанности они отправились в последнее путешествие — паломничество в Гималаи.
Поднимаясь на вершины Драупади и каждый из Пандавов в порядке, обратном их возрасту умирали и падали под тяжестью чувства вины за свои грехи. Юдхиштхира достиг вершины так как он был неподвластен греху или неправде. Не погибнув, он выдержал испытания и попал в рай.
Узнать больше (ссылка на внешнюю энциклопедию)
Драбблы по Махабхарате (джен) |
|||
Серия драбблов от автора MayavanavihariniHarini Ссылка на оригинал после каждого драббла. Подборка будет пополняться. |
Переводчик: zdrava
Фандом: Индийская мифология Персонажи: Дурьодхана, Кунти, Мадри, Бхишма, Сатьявати, Гандхари, Дхритараштра, Арджуна, Юдхиштхира, Амба Рейтинг: General Жанры: Драббл Размер: Мини | 14 326 знаков Статус: Заморожен Предупреждения: Гет События: Махабхарата, Люди в главных ролях |
Ты только моя (гет) |
|||
Принцесса Панчала Драупади и пять ее мужей... Что происходило в каждой паре, как складывались отношения всех членов в этой странной семье? И что они все при этом испытывали? Это лишь одна из попыток представить, как могли развиваться отношения между Драупади и ее мужьями, а также между братьями, которым пришлось делить одну жену на всех. |
Автор: Владимира Светлова
Фандом: Индийская мифология Персонажи: Арджуна/Драупади, Драупади/Юдхиштхира, Бхима/Драупади, Накула, Сахадева, Духшала/Юдхиштхира Рейтинг: NC-17 Жанры: Драма, Романтика Размер: Миди | 38 041 знак Статус: Закончен Предупреждения: Читать без знания канона можно События: Махабхарата, Люди в главных ролях |