PPh3автор
27 апреля 2015 к фанфику Путешествие во времени
|
|
"У Гермионы действительно уже сложилась основная идейная база. Взять, хотя бы, борьбу за права домовых. Как бы глупо это не выглядело, но она показана чуть не единственным человеком, задумавшимся о моральной стороне взаимоотношений "маг-эльф"."
Проблема отношений магов и эльфов в каноне, существование последних в каноне вообще слишком мало рассмотрена, так что неизвестно еще, насколько мнение Гермионы верно. Ведь она сама, не разобравшись толком в этих отношениях, принялась навязывать всем, в т.ч. эльфам, свое мнение, основанное на современных маггловских ценностях, совершенно чужих для них. Обществу нельзя навязывать перемены, пусть даже из самых "благих" и "прогрессивных" соображений, если общество еще морально не созрело, не готово к ним. "Пусть по дурацки это проявилось, но сам факт - морально она достаточно зрелый человек, что удивительно сочетается с потрясающей наивностью и доверчивостью. При этом даже в своей доверчивости за идею она готова идти до конца, даже понимая, что ее действия не вполне красивы и порядочны." По поводу моральной зрелости не согласна с вами. Если не считать идеологии, то Гермиону на пути ее к цели моральная сторона вопроса мало заботит. И это проявлялось на протяжении всех книг канона. Сомневаюсь, что ее вообще вообще заботила "красивость" и "порядочность" действий, когда перед ней Цель. Это как раз и есть ярко выраженный рационализм, представленный смесью целевого (понятно, почему) и ценностного (потому что Гермиона действует, тем не менее, в рамках тех ценностей, в которые верит сама и активно пытается навязывать другим). "И иррациональной я ее назвал именно из-за почти религиозного отношения к авторитетам. Впрочем, не всем, а вписывающимся в определенную парадигму, например борьбы "бобра с ослом"." На мой взгляд, такое поведение, скорее всего, идеально вписывается в понятия ценностного рационализма. Т.к. если рассматривать ее суждения и поступки относительно именно этой базы, то в них можно увидеть довольно строгую внутреннюю логику. "Но, даже этих хватает, чтобы она не препарировала их собственным сомнением, а изобретала очередные оправдания, очередных косяков." То, о чем говорил тов. Кукурузник, а еще раньше - Лакатош о конкуренции научно-исследовательских программ в истории науки, но что активно можно применить и к человеческой психологии, социальному поведению. |