↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарии «И снится чудный сон Татьяне...» (джен)


« Вернуться на страницу с описанием произведения
Читать »

Комментарии от: wlana

20 комментариев из 21
Не секрет.
1. Я читаю фанфики, чтобы получить ещё кусочек канона - у вас канон.
2. Люблю dark!версии сказочных канонов. "Онегин", конечно, не сказка, но сон - вполне.
3. Люблю разгадывать книжные сны. У вас тут деталек... Так что, если не секрет (2), я вся внимание :)
4. Образ Онегина из вашего фанфика идеально, на мой взгляд, подошёл Мариушу Квеченю, который мой тру-Онегин.
Это основное :))
Во фрагменте о башмачке я не упустила случая придумать липовый литературный роман))) Про барана и козу))) То есть, про кавалера Альдебарана и Амальтею (мифологическая Амальтея - коза же!))
Автор, это коварство! Я же гуглила! И продолжала бы дальше гуглить, а потом знакомых бы дёргать начала, а потом...
И при этом самое простое, отсылку к козе, я проморгала))) Эх...

С медведем (тоже ведь символ брака, да?) я тоже ошиблась. Всю дорогу видела в нём исключительно Грёмина. И только потом, когда уже появились гости аля капричос Гойи, поняла, что не всё так просто. Но дальше случился даркОнегин, и я думать разучилась)))

После конкурса обязательно перечитаю канон уже с учётом образов персонажей из вашего фика.
Viola mirabilis
Вот эта мещанка в весёлом ситчике с растрёпанный косой, это Татьяна?!
Мне вообще ни одна Татьяна пока в хэдканон не попала.
Viola mirabilis
Я по инерции так про оперу и отвечала.
За фильмы спасибо, я оба не смотрела. Старый, с Шенгелаей, попробую, наверное.
Анонимный Автор
Онегин и в каноне кажется ТАКИМ?)))
Вообще-то... да. Он ТАКИМ не просто кажется, он таким писался.

Муркa
Сон в оригинале - лишь отражение той смуты, что творится в ее душе
Не согласна. Сон из канона не из Татьяниной головы взялся.
Первая часть (с медведем) - это ответ на вопрос о муже. Медведь = важный и толстый генерал.
Вторая часть (шабаш) - из головы Евгения (поэтому и фанфик с реальностью от демоническоо Онегина попал в самое яблочко). Образы гостей - это те карикатуры, которые он мысленно рисовал на именинах Татьяны.
Чудак, попав на пир огромной,
Уж был сердит. Но, девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.

Кроме того, сон Татьяны вещий ещё и по отношению к более отдалённому будущему. Он описывает замужнюю жизнь Татьяны, встречу с Онегиным на том балу, где она в малиновом берете. Даже платок, который она обронила во сне, закольцовывается с теми её платками, которые потом поднимает Онегин.
Показать полностью
Анонимный автор
Забыла вас про берет спросить.
Стоя на коленях, Татьяна растерянно подняла то, что свалилось с ее головы. Это был огромный малиновый берет из рытого бархата, как у шекспировского Ромео. <...> Она повертела берет в руках, дивясь его тяжести, и тут заметила, что его широкий рант украшен огромной бриллиантовой брошью, к которой прикреплены два пера какой-то экзотической птицы — точно такого же золотисто-зеленого оттенка, как туфелька, которую она недавно видела… <...> Но тут медведь, словно разозлившись, выхватил у нее берет и бросил его через плечо. Татьяна вскочила и невольно вытянула шею, чтобы посмотреть, как малиновый берет шлепнется на снег там, за лохматой медвежьей спиной. Но ничего такого не произошло: загадочный головной убор словно растворился в воздухе…
Почему медведь его выхватил? Почему бросил через плечо? Почему берет исчез, а не, например, остался лежать на снегу кровавым пятном?
Анонимный автор
А выхватил его медведь для того, чтобы Татьяна не отвлекалась на всякую ерунду вроде своего будущего))
Мудро))) Это спешащий Пустяков так рассуждает или генерал? Или оба?

Про исчезающие предметы из будущего очень красиво.
Анонимный автор
Ну, "Людмила" тоже была бы к месту. В каноне есть момент, где в гадании Татьяне и Ольге выпадают мужья-военные и поход. Почему бы этому походу за мужем не быть таким, как в "Людмиле"?
Вот, нашла:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Viola mirabilis
Вы считаете, он полный инвалид?
Не полный - толстый!)))
Татьяна, если смотреть на аналогичный пример канонного замужества, довольно быстро овдовеет.

А про поход мне попадалась версия, что это Татьяна за мужем-декабристом в Сибирь поедет.
Кто знает - отставники шпоры носят?
Анонимный автор
А что за пример канонного замужества?
Ларины, родители Татьяны.
Анонимный автор
Про шпоры я другой момент имела в виду - не бальный.
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда…

Хотя шпоры тут могут быть не ради достоверности, а ради звона, который, аналогично колокольному, прогоняет Онегина-демона и развеивает картинку. Такой же приём использован для прерывания сна Татьяны. Там вместо звона крик (намёк на петушиный):
нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…
Анонимный Автор
значит, Онегину есть смысл подкатить к ней снова, уже тогда?)) Ой, держите меня семеро, а то я это напишу в каком-нибудь новом фанфике...
Почему бы нет? (1)
Почему бы нет? (2)
Онегин же не просто так в вещем сне Татьяны был нечистью. По традиции в таких снах нечистью должен быть будущий муж. Но мужем-то был медведь. А кто тогда там Онегин? Возможно, муж номер два.
В конце концов, он же не просто так платки поднимал.
Анонимный Автор
Эх, мне уже видится дуэль номер два))
Мне, к сожалению, тоже. Не знаю, правда, с кем.

Анонимный автор
Возможно, генерал носил шпоры еще и поэтому? То есть, имел высший придворный чин ("...нас ласкает двор").
Да, это идеально подходит!

Только ли "прослыть"? Может, и быть?
Онегин-демоническая фигура - это канон. Даже параллели с "Демоном" есть, что очень много говорит о том, каким Пушкин видел Онегина.
Анонимный Автор
Дуэль с генералом! Хотя... а смог бы Онегин потом жениться на Татьяне?
В прошлый раз это был тот, кого Татьяна называла братом.

Какие параллели? Ужасно интересно!
Пошла искать цитаты.
Я не думаю.
Я считаю, что дуэль (если это будет именно дуэль, а не что-то другое, что будет перекликаться с канонной дуэлью) будет с кем-то другим. Возможно, там и Онегин не будет прямым участником.
Об общем в "Евгении Онегине" и "Демоне"

Сначала цитата из «Комментариев» Лотмана. (Нумерация (1), (2),…) отрывков моя.)

(1)
XLVI, 1–7 — Кто жил и мыслил…
Того раскаянье грызет.

Строфа принадлежит к наиболее пессимистическим в творчестве П. Она связана с пересмотром в ходе идейного кризиса 1823 г. концепции Руссо об исконной доброте человека. П пришел к убеждению о связи торжества реакции и исконного эгоизма человеческой природы:
(2)
И горд и наг пришел Разврат,
И перед <?> ним <?> сердца застыли,
За власть <?> Отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет Свободы,
И им поверили народы.
[И безразлично, в их речах]
Добро и зло, все стало тенью
Все было предано презренью,
Как ветру предан дольный прах
(II, I, 314).
Стихи имеют прямое соответствие в черновой редакции "Демона":
(3)
[И взор я бросил на] людей,
Увидел их надменных, низких,
[Жестоких] ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
[Жестокой], суетной, холодной,
[Смешон] [глас] правды благо<родны>й,
Напрасен опыт вековой
(там же, с. 293).
Близость этих стихов к XLVI строфе показывает духовное сближение автора и Онегина, что подготавливало появление П в тексте романа уже не в качестве носителя авторской речи, а как непосредственного персонажа. Черновые варианты этих строф свидетельствуют о тесной близости их с «Демоном». Эти семь стихов по своему строю соответствуют началу онегинской строфы. Возможно, что они предназначались для характеристики Онегина:
(4)
Мне было грустно, тяжко, больно,
Но одолев меня в борьбе
Он сочетал меня невольно
Своей таинственной судьбе
Я стал взирать его очами,
С его печальными речами
Мои слова звучали в лад…
Этот набросок не нашел себе места в "Евгении Онегине". Вслед за ним был написан «Демон» (Томашевский, I, с. 552–553). Сближеие Онегина и Демона дало основание комментаторам (см.: Бродский, 107–108) сблизить Онегина с якобы прототипом Демона А. Н. Раевским. <…>

_____

Конец цитаты
Показать полностью
Мне в процитированных Лотманом стихотворениях интересны те их части, которые Лотман опустил.
Приведу их целиком:
(курсивом - то, что было у Лотмана, жирным – строки, которые мне показались интересными)
(1)
XLVI
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призра́к невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований.
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.

Всё это часто придаёт
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм
.

(2):
Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель?
Вещали книжники, тревожились цари,
Толпа пред ними волновалась,
Разоблаченные пустели алтари,
Свободы буря подымалась.
И вдруг нагрянула… Упали в прах и в кровь,
Разбились ветхие скрижали,
Явился муж судеб, рабы затихли вновь,
Мечи да цепи зазвучали.
И горд и наг пришел Разврат,
И перед ним сердца застыли,
За власть отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет Свободы,
И им поверили народы.
И безразлично, в их речах,
Добро и зло, всё стало тенью —
Всё было предано презренью,
Как ветру предан дольный прах

(3):
[Мое] беспечное незнанье
Лукавый"?" демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать [его глазами],
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором [ясным]
И изумился в тишине:
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?

[И взор я бросил на] людей,
Увидел их надменных, низких,
[Жестоких] ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
[Жестокой], суетной, холодной,
[Смешон] [глас] правды благо"родны"й,
Напрасен опыт вековой.

Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы воль"ный" клич!
Стадам не нужен дар свободы,
[Их должно резать или стричь],
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками "да бич".

(4):
Мне было грустно, тяжко, больно,
Но одолев меня в борьбе
Он сочетал меня невольно
Своей таинственной судьбе
Я стал взирать его очами,

С его печальными речами
Мои слова звучали в лад…

(5):
"Демон" (чистовой вариант)

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Показать полностью
Перехожу к параллелям:

-1-
«Евгений Онегин»:
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

(5) «Демон»:
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.

-2-
(2):
Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?

«Евгений Онегин»:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!

Счастливой силою мечтанья
Одушевлённые созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, —
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.

Лорд Байрон прихотью удачной
Облёк в унылый романтизм
И безнадёжный эгоизм.

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?

Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?

-3-
(5):
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.

«Евгений Онегин»:
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идёт она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло́ в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах…
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.

Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает


-4-
Эти два отрывка могли бы быть мыслями Татьяны:

(3):
[Мое] беспечное незнанье
Лукавый"?" демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать [его глазами],
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.

(4):
Мне было грустно, тяжко, больно,
Но одолев меня в борьбе
Он сочетал меня невольно
Своей таинственной судьбе
Я стал взирать его очами,
С его печальными речами
Мои слова звучали в лад…

Часть сна Татьяна смотрит как раз глазами Онегина:

Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.

Из сна Татьяны:
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

Ещё страшней, ещё чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;


-5-

«Евгений Онегин»:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним ещё два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

В «Демоне» (5) есть строки, описывающие то, что Татьяна могла увидеть в пометках Онегина:

Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

-6-
От придуманного образа Онегина к настоящему:

(3):
Взглянул на мир я взором [ясным]
И изумился в тишине:
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?

«Евгений Онегин»:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее – слава Богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть