nordwind Онлайн
|
|
«Король Звезды» - одна из многочисленных историй, строящихся вокруг архетипа Спасителя (в «КЗ» - «рожденные под горящей звездой»). Это очень разные вещи: тут, действительно, и Евангелие, и «Идиот», и «Маленький принц», и «Властелин колец», и сам «Гарри Поттер»… и даже такие японские манги, как «Предательство знает мое имя» или «Серебряный алмаз».
Показать полностью
Люди, которые смотрят на текст под разными углами зрения, естественно, увидят его в разных ракурсах, - и не все они окажутся удачными. Сюжет о Спасителе всегда – в той или иной степени – притча, а характерные признаки притчи – условность, гиперболизация и эмоциональная сверхнасыщенность. Искать в ней последовательный набор признаков «реалистического романа» - значит получить результат, в лучшем случае сомнительный. Даже «Идиот» (из перечисленных наиболее «реалистический») при этом окажется исследованием психопатологии. Конечно, можно увидеть его и так. Но тогда очень многое в романе (кстати, в черновиках Мышкин именуется «князь Христос»), окажется лишним и вообще непонятным. Можно и в личности самого Иисуса усмотреть паранойяльную акцентуацию (склонность к созданию сверхценных идей и пр.); вопрос только – что нам это объясняет в учении Иисуса? (И попробуйте проанализировать с точки зрения «логики» евангельскую историю Искупления!) Безусловно, сюжет «КЗ» более чем мелодраматичен. Но тогда в мелодраматичности можно упрекнуть и того, кто описывал события, развернувшиеся в Гефсиманском саду… Все «спасители» так или иначе проходят через смерть (хотя она может быть символической / временной); но как раз Карлу Штерну воскреснуть не дано. Есть и другая причина, даже более важная, по которой автор так сгущает краски, описывая страдания и отверженность своего героя, - и причина эта связана с идеей «КЗ». Судьба «звезды» - не брать, а отдавать. Планеты сияют отраженным светом; люди, получающие свет и тепло от других, могут делиться ими с окружающими. Но если все люди будут только «отражателями», - откуда возьмется сам свет? Автору «КЗ» важно показать, что человеческая душа способна не только отражать его, но и ПОРОЖДАТЬ. Даже в полной изоляции, при отсутствии внешних «источников энергии». Это и выглядит главной причиной тех гипертрофированно жёстких условий, в которые по сюжету поставлен Карл. В отличие от большинства «рожденных под горящей звездой», у него нет ни любящих родителей, ни друзей. Даже те, кому он стремится помогать, скорее враждебны, реагируют болезненно. «Человек – зеркало человека»: им больно видеть себя со стороны («профессор Снейп ненавидит свои отражения….»), но так же больно догадываться, что в Карле есть что-то такое, что уже почти угасло в них самих. Он чувствует, что даже друзья видят в нем, скорее, придуманных двойников: кто – слабого мальчика, кто – могущественного мага. Одиночество – лейтмотив «КЗ»: он сквозит в образе не только Карла, но и Снейпа, и угрюмого больного ворона, тяжело волочащего по земле свое серебряное крыло, и в печальной сказке о «детях дождя»… (окончание ниже) 5 |
nordwind Онлайн
|
|
(окончание)
Показать полностью
Путь, который проходит Карл, – не путь того условного Добра или условного Зла, который воплощен в фигурах Дамблдора и Волан-де-Морта. Мир в опасности не оттого, что ему недостает борцов за Справедливость или даже за Добро. Их-то как раз много… вот только понимание «добра» у всех разное: «Справедливость... Чем выше слово, тем больше у него толкований. И каждый может выбрать своё. А потом убить тех, кто выбрал другое...». Поэтому, пытаясь бороться за свои идеалы в мире внешнем, герои со страхом обнаруживают, что превращаются в своих врагов – зеркальных двойников (отражения - это еще один сквозной мотив «КЗ»): « - Я всегда пыталась бороться с ней... Но не заметила, как стала ею!.. Ты тоже хотел победить его, но сам стал им!..» Это происходит и с Джейденом, и с Валери, и даже с самим Карлом, который в критические моменты слышит за своим левым плечом голос искусителя – собственной Тени, соблазняющей его призраком возможности повергнуть Тьму (как когда-то – две тысячи лет назад – искушали в пустыне другого человека). Порча затрагивает и самого Дамблдора: недаром Карла поражает мысль, что директору хватило пары секунд, чтобы подхватить падающего Гарри Поттера, но не хватило тех лет, в течение которых падал Том Реддл… И если в Хогвартсе не должен преподавать темный маг, почему там могут работать воспитавшие его профессора? Среди этих людей, которые живут, РАЗДЕЛЯЯ, Карл – тот, кто СОЕДИНЯЕТ. У него очень подходящая к его натуре мечта: научиться строить мосты. Карл не рассуждает в категориях отвлеченного Добра и Зла – он живет согласно своей «звездной» природе: нести людям свой свет и тепло, не деля их на «хороших» и «плохих». В его видениях мелькают картины будущего: человек в черной мантии на залитом кровью полу… Имя, данное в честь двух директоров Хогвартса… «Мы даём нашим детям имена убитых и убийц и посылаем их искать счастье в том чудесном будущем, которое создали для них... В этом мире нет ничего, чего мы должны бояться, ничего, что мы должны ненавидеть. Бог, если он существует, не мог придумать долг страха и ненависти…» Опять-таки, с точки зрения «логики» выбор Карла кажется абсурдным, но именно он превращает его в единственного человека, действительно неподвластного Темному Лорду: в Карле нет ничего, чем его можно было бы привязать и поработить; попытка поймать его на крючок мести и чувства вины провалилась. В конечном счете, это и дает герою возможность сделать то, что ему удалось сделать. Это дает ему также возможность победить боль и отчаяние. В каком-то единственно реальном смысле – победить смерть, которую он предчувствует. Что читатель услышит в его словах – зависит, конечно, только от самого читателя: «Это последняя зима, которую ты увидишь...» – шептал ему призрак голосом вьюги. - Тогда пусть больше меня останется в этой зиме!..» Таково бессмертие Карла – и других героев «Короля Звезды». А я один стою меж них В ревущем пламени и дыме – И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. (М.Волошин) 6 |
nordwind Онлайн
|
|
nora keller
С отрицательными отзывами всё нормально: отлично, что они есть и что они такие эмоциональные. Значит, герой вызывает у реальных людей точно такие же противоречивые реакции, как описано в самой истории. Причины этого (хотя бы некоторые) назвала Валери в разговоре с Карлом… Вам и всем остальным - тоже хорошего отдыха! 2 |