↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Маняштерн
13 октября 2015
Aa Aa
#усатые_мысли

Уже довольно давно мне кажется, что настоящему познанию мешает человечность. Чувства, эмоции, псих. реакции - это словно какой-то барьер, предназначенный то ли для выживания в отсутствии настоящих знаний, то ли для блокировки этих знаний. Почему-то чем меньше в человеке так называемой человечности, души, тем больше он видит и понимает. Как будто человечность - это убогий, низший инструмент для выживания, который в силу своей природы не дает принять то, что человек не хочет видеть. Если оставить человека без человечности, но дать ему стимул для познания - безжалостный, бездушный, не связанный с привычными нам эгоистичными желаниями - человек будет знать гораздо, гораздо больше.

Вспоминаются слова Гарри из МРМ:

— Я подозревал, что ты выберешь именно этот вариант. Но у меня есть основания полагать, что этот путь окажется самым болезненным для тебя, Драко. Что, если твоя семья и друзья, ревнители чистоты крови, будут говорить одно, а твои эксперименты скажут другое?

— Значит, я найду способ сделать так, чтобы эксперименты выдали правильный ответ!

Повисла пауза. Некоторое время тёмная фигура стояла с открытым ртом.

— Э-э-э, — произнесла она наконец. — Вообще-то, наука так не работает. Именно об этом я и старался предупредить тебя, Драко. Нельзя сделать так, чтобы ответ получился таким, каким тебе хочется.

— Всегда можно добиться нужного тебе ответа, — настаивал Драко. Это было практически первое, чему его научили частные преподаватели. — Вопрос лишь в подборе правильных аргументов.

— Нет, — тёмная фигура была раздосадована. — Нет, нет, нет! В этом случае ты получишь неверный ответ и никогда не доберёшься до Луны! Природа — не человек, ты не можешь обмануть её, заставив поверить в свои сказки. Попробуй убеди Луну в том, что она сделана из сыра, хоть всю жизнь на это потрать, но Луна не изменится! То, о чём ты сейчас говоришь — это самооправдание, ты как будто берёшь лист бумаги, в самом низу пишешь «...и следовательно Луна сделана из сыра» и затем, вернувшись к началу листа, записываешь разнообразные умные аргументы. Сделана Луна из сыра или нет, но в тот момент, когда ты написал нижнюю строчку, в ней уже будет или истина, или ложь. Закончится ли текст на листке верным или ложным заключением определяется в тот миг, когда ты записываешь последнюю строчку. Если ты пытаешься выбрать один из двух дорогих чемоданов и тебе нравится блестящий, то уже не важно, какие аргументы ты приведёшь в пользу его покупки. Настоящее правило, которое ты использовал, чтобы решить, какой чемодан тебе нужен, было: «выбирать блестящий». Возможно, это правило неэффективно для выбора хорошего чемодана, но тебе достанется именно такой. Рациональный подход нельзя использовать для отстаивания заранее выбранной стороны, он используется лишь для того, чтобы выбрать, какую сторону отстаивать. Наука не предназначена для убеждения кого бы то ни было в правоте ревнителей чистоты крови, это уже политика! Сила науки проистекает из нахождения того, как реально устроена Природа, того, что нельзя изменить никакими возражениями! Что наука может сказать нам, так это как действительно работает кровь, как на самом деле маги наследуют силы от своих родителей, и слабее маглорождённые или сильнее...

— Сильнее?! — воскликнул Драко. Всё это время он, озадаченно нахмурившись, старался следовать за монологом Гарри и вроде как улавливал смысл сказанного, хоть и не слышал никогда ничего подобного. Но сейчас Драко просто не мог промолчать. — Ты думаешь, что грязнокровки сильнее?

— Я ничего не думаю, — произнёс тёмный силуэт. — Я ничего не знаю. Я ни во что не верю. Мой вывод ещё не записан. Я разберусь, как измерять магическую силу маглорождённых и чистокровных волшебников. Если эксперименты покажут мне, что маглорождённые слабее, я поверю, что они слабее. Если эксперименты покажут, что маглорождённые сильнее, я поверю, что они сильнее. И когда я узнаю истинное положение вещей, моё могущество возрастёт...

Не буду говорить за методы познания ученых, о которых я ничего не знаю изнутри, а имею лишь догадки, но скажу, что было бы, если бы мой рандомный сосед по дому попытался последовать этому совету.

1. Сосед ставит задачу узнать, что находится внутри пельменя.
2. Сосед признает, как работает наука изучения пельменей и не записывает вывод заранее.
3. Сосед вскрывает пельмень и видит мясо.
4. Сосед узнал, что внутри пельменя, научился не иметь личного интереса в результате исследования. Сосед такой же невежда, каким был.

Если бы внутри пельменя был космос, из которого вылезает Летающий Макаронный Монстр и просвещает соседа о том, что все, за что он подсознательно цепляется - ложь, сосед все равно бы увидел мясо. При всей его сознательной готовности увидеть "что угодно, это же наука".

Сосед слишком человечен для познания.

Мы по крупицам узнаем об окружающем мире, старательно добываем информацию, но какую? Люди всегда стремились подогнать то, что видят, к упрощенному виду, к своей системе мышления. Мы видим теми глазами, которые нам доступны, и только с этой позиции ковыряем мир в поисках "истины". Мы не увидим Летающего Макаронного Монстра, даже если он стукнет нас по носу.

Во время прогулок иногда наблюдаю за младенцами с матерями. Вы когда-нибудь смотрели на ребенка не как на ничего не знающего мимимишного пупса, а как на кого-то, кто имеет свои отнюдь не убогие мысли, кого-то, кто, в отличие от нас, видит и воспринимает гораздо больше? Я не знаю, как так получается, но, когда я смотрю на таких маленьких людей, я вижу превосходный, чистый материал, который может стать чем угодно, может с легкостью превратиться в сверхразум, во что-то, что нашему убогому мышлению пока не доступно для понимания, но превращается в человека. Отправьте такого чистого от рамок ребенка в совершенно другой мир, где он будет летать по 120D-пространству, и он будет мыслить совершенно по-другому, и мы не сможем постичь устройство его мышления. К таким чистым и оттого могущественным детям я реально чувствую какое-то преклонение.

Они ведь очень много ощущают! Если я встречаю на улице такого ребенка и при этом чувствую к нему не снисходительное мимимишество, а искреннее любопытство, желание узнать, о чем он думает, кто, а не что он такое, ребенок идет ко мне. Я вообще ничего не делаю, ребенок может стоять ко мне спиной, но как только я испытываю к нему такое вот любопытство, он тут же поворачивается и идет ко мне, не откликается на окрики матери, практически тащит ее за собой ко мне. Если я отключаю это чувство, включаю безразличие к ребенку, он возвращается в свое прежнее состояние, и я становлюсь для него теми же осенними листьями, тем же странным и ничего не понимающим человеком, как его мать.

И меня все не покидает мысль, что самовнушение, к байкам о котором мы так привыкли, влияет на подсознательные истины, которые уже формируют нас самих. Если перекроить подсознательные истины, если вшить в подсознание совершенно другое мироощущение, другое естество, сказать подсознанию: "я не это, а то", что произойдет?
13 октября 2015
7 комментариев из 17
Whirl Wind
Тогда кабинет 48603, он в другом крыле и абсолютно неприметен.
В ГП и МРМ мне больше этот кусок нравится:
---------
Почему я не такой, как другие дети моего возраста?

Если ответ профессора Квиррелла был увёрткой, то это была очень хорошо просчитанная увёртка. Достаточно глубокая и достаточно сложная, полная намёков на тайные смыслы, как раз чтобы поймать в ловушку когтевранца, который на меньшее бы и не отвлёкся. Но, может быть, профессор Квиррелл отвечал честно. Кто знает, какие мотивы двигали его губами?

Вот что я скажу, мистер Поттер: вы уже окклюмент и, думаю, вскоре станете окклюментом идеальным. Для людей, подобных нам с вами, само понятие личности имеет иное значение. Мы можем стать кем угодно, кого только сможем себе вообразить, а ваше истинное отличие, мистер Поттер, — на редкость хорошее воображение. Драматург должен содержать в себе своих персонажей, он должен быть больше, чем они, чтобы в его разуме они смогли играть свои роли. Предел возможностей для актёра или шпиона или политика определяется границами, в которых они могут притворяться, лицами, которые они могут носить как маску. Люди вроде нас с вами могут стать кем угодно, кого только смогут себе вообразить, и не притворяясь, а на самом деле. Когда вы воображаете себя ребёнком, мистер Поттер, вы и есть ребёнок. Но вы можете поддерживать и другие личности, если захотите, гораздо более сложные личности. Почему вы столь свободны, почему ваши пределы столь широки, в то время как ваши ровесники слабы и скованы? Почему вы способны вообразить и стать личностями более взрослыми, чем те, что положено сочинять обычному ребенку? Этого я не знаю, а свои догадки на этот счёт озвучивать не стану. Но если у вас что-то и есть, мистер Поттер, так это свобода.

Если целью профессора Квиррелла было запутать Гарри, у него это чертовски хорошо получилось.

И всё же была и более пугающая мысль, что профессор Квиррелл не понимал, насколько это обеспокоит Гарри, насколько неправильно эта речь прозвучит для него, как сильно она повредит доверию между Гарри и профессором.

Должна же всегда быть реальная личность, которой человек является по-настоящему, в центре всего...

Гарри смотрел на опускающуюся ночь, на сгущающуюся тьму.

...верно?
---------
Если принять в расчет, что описанное тоже результат такого мышления, то глубина рекурсии поражает.
Мы не существуем, ничто не существует, нет смысла в смысле.
Показать полностью
ymnik
О да, я знатно над этим поржал, когда писал.
>Пельмени делаю сама, поэтому точно знаю, что внутри космос

madness, только сейчас я понял смысл вашего комментария. Ах, коллега!
> Если оставить человека без человечности, но дать ему стимул для познания - безжалостный, бездушный, не связанный с привычными нам эгоистичными желаниями - человек будет знать гораздо, гораздо больше.
--------------
Мне это чем-то напоминает "Тигр, тигр!" Альфреда Бестера. Там как раз и был главгерой, с ультрасильным стимулом, - правда, как по мне, таки из серии человеческих. Доходящий до сильного перекоса психики, но человеческий.
И в итоге получилось нечто любопытное. Спойлить не хочу, но сюжет вокруг этого завертело нещадно.
"Подсознательные истины" - любопытный термин. Долго думала, как обозвать то, почему, или за счет чего, другие расы в фентезийных мирах могут действительно ощущаться как другие расы, а не как человек со слегка другой культурой, чуть более гордый, чуть более красивый, чуть еще какой-то там, но человек. Может быть, этот термин тоже неплохо подойдет.
Но что делать в таком случае с биологическими основами? Т.е., у человеческого организма есть некие свойства. Он кушает, он взрослеет и стареет, он двупол, - а значит, имеем разницу между м и ж. Может ли оказаться, что человек, пытающийся жить вне человеческого, - потом упрется лбом об то, что у него есть печень, желудков не девять, есть базовые рефлексы, и все такое?

Потом, насколько подсознательное зависит от организма. Вот эти "подсознательные истины", - не окажется ли, что часть из них, которую мы считаем воспитанной или контролируемой, - задано чем-то вроде сердцебиения, наличия костей (а не внешнего скелета), наличия самого детства, как периода не только пластичного, но и слабого (особенно в младенчестве).
Показать полностью
>Но что делать в таком случае с биологическими основами? Т.е., у человеческого организма есть некие свойства. Он кушает, он взрослеет и стареет, он двупол, - а значит, имеем разницу между м и ж. Может ли оказаться, что человек, пытающийся жить вне человеческого, - потом упрется лбом об то, что у него есть печень, желудков не девять, есть базовые рефлексы, и все такое?

Если поверить байкам про самовнушение, то оно может сделать с человеческим телом дофига того, что считается вне возможностей. Если не поверить, то хотя бы признаем, что нихера не знаем даже о собственном устройстве. Как были тупыми человеками, так и остались.

>Потом, насколько подсознательное зависит от организма. Вот эти "подсознательные истины", - не окажется ли, что часть из них, которую мы считаем воспитанной или контролируемой, - задано чем-то вроде сердцебиения, наличия костей (а не внешнего скелета), наличия самого детства, как периода не только пластичного, но и слабого (особенно в младенчестве).

Если так, то, думаю, когда-то такое поведение было задано психикой человека. Росшие в разных биол. условиях, имеющие разные физ. травмы, но одинаковые псих. условия в детстве сходятся в поведении и восприятии. А вообще, на эту тему есть "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Мысль, которую мы видим в форме нашего тела. Я все же думаю, что не тело управляет нашим подсознанием, а наоборот.
Показать полностью
Маняштерн
Может и так, не знаю. Единственное, что мне попадалось на этот счет, - это исследование эмпатии у людей, которым сделали операцию на сердце. К сожалению, не помню какую именно, - то ли поставили стимулятор, чтобы оно билось; то ли еще что. В итоге за сердцебиение отвечал некий механизм. И у них обнаружились проблемы с эмпатией, - сложности в том, чтобы почувствовать то же, что и собеседник, понять его. И дальше, этот эффект приходилось как-то то ли убирать, то ли исследовать.
В целом же, мне кажется, что человек, перестроивший себя под собственную внутреннюю свободу, мог бы напоминать идеального попаданца. Из тех ребят, которые еще в детстве начинают махать палочкой или медитировать. Или наоборот, несколько выпадал бы из социума, - так как не мог бы освоить какие-то простые и понятные для всех вещи.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть