![]() #моё #писательское #статья
Эстетика Всё ниже - это мои личные размышления, разумеется, искусствоведы, культурологи и литературоведы объяснят гораздо лучше. Здесь я хочу поговорить об эстетике сеттинга, антуража, вселенной текстов, будь то рассказ, повесть, роман или серия, а также самих повествований. Вообще говоря, эстетика – это штука очень тонкая, пожалуй, для большей ясности следует разделить её на философскую, физическую и предметную. Все три аспекта переплетаются между собой очень тесно. Кроме того, стоит выделить ещё эстетику людей, хотя и не уверен, что это корректно. Возможно, читатель уже задал себе вопрос: а зачем вообще эстетика, чем она интересна, зачем в этом разбираться? Ну… Как минимум принципиально писателю разбираться в этом стоит. Читателю – если он читатель вдумчивый. Эстетика – ключевой фактор, задающий атмосферу повествования. Не единственный, например, на атмосферу влияет динамика повествования или типичные проблемы и способы их разрешения. Но – один из ключевых. А атмосфера – это половина, а порой три четверти «послевкусия» произведения. Для начала разберёмся с простейшим, но от того не менее важным аспектом эстетики – физическим. Просто говоря: звуки, краски, запахи, осязательные ощущения, вкус, а также пейзажи вообще. Всем известно (грубое) деление на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Акцент на определённом чувстве на протяжении всего текста значительно влияет на его эстетику. Далее, в каждой из гамм восприятия автор осознанно или непроизвольно выделяет и задаёт определённый набор ощущений с их интенсивностью и спецификой. Например, дребезжащие звуки. Или ощущение вибрации. Или мигающий свет. Могут быть заданы, например, оттенки повествованию как целому: часто голубое небо, тёмная земля и синий лес уже формирует определённые ощущения и определённый фон повествования, определённое настроение, окраску. Либо – часто подчёркивающася тишина с неожиданно громкими звуками. С другой стороны, автор вправе задавать «ощущательную гамму» отдельной стороне повествования, персонажу, группе, месту, времени, организации, событию, даже идее! Практически чему угодно. Это в значительной степени влияет на восприятие выбранного объекта – в том числе не только читателем, но и персонажами, которые с ним столкнулись. Ведь ощущения, цвета, звуки, прикосновения – все они существуют в определённом культурном пространстве (бывает, что автор строит своё – чуть ли не с нуля) и являются символами, с чём-то ассоциируются и как-то интерпретируются. Кроме того, отдельно отмечу произведения, в которых конкретных физических ощущений мало. Это не значит, что у них нет эстетики, это значит, что их эстетика сосредоточена на предметном и/или философском аспекте. Следующим пунктом идут отдельные объекты, предметы. На них обычно наложена физическая эстетика, и с этим мы разобрались выше. Помимо простой ощущательной, есть эстетика впечатления – то, что о предмете хочет сказать автор, каким он его показывает сам или глазами персонажа. Предмет может быть старым или новым, важным или мелочью, украшением или инструментом, большим или маленьким, всюду сопровождающим или мимолётным, красивым или уродливым, утончённым или грубым, приятным или неприятным, печалящим или веселящим, с тем или иным названием, местом, функцией… Сам по себе единственный предмет – это ещё не предметная эстетика сеттинга. Значимо на эстетику антуража как целого влиют общие черты эстетики отдельных предметов. Встречаются ли чаще всего старые предметы? Все ли старые предметы – важные реликвии? А быть может, большинство из них – никуда не годное старьё? Какая еда упоминается чаще? Какой стиль одежды доминирует? Как относятся к предметам персонажи? Какие предметы чаще мелькают, какие при этом ещё и значимо влияют на повествование? Наиболее наглядно это можно показать в сеттинге, представляющем собой наш мир после какого-то изменения или перемещения во времени. Например, вещи, символические для определённой эпохи, сразу задают её дух. Переплетение вещей разных эпох, причём не хаотичное, а должным образом организованное, в значительной мере влияет на атмосферу, настроение повествования. В частности, чтобы создать ощущение разрухи, запустения и тлена, совсем не обязательно описывать в подробностях реалии постапокалипсиса – это вполне можно сделать избирательным отображением предметов, сфокусировавшись на старых и/или плохо работающих вещах либо описывая их таковыми. Философская эстетика – это уровень выше. Теперь мы уже рассматриваем объекты предыдущего уровня – вещи и ощущения – в общем и, одновременно, в движении и влиянии на повествование, в реализации и иллюстрации событий и идей. Здесь мы можем говорить об отсталости (ощущении отсталости) технологий в заданном антураже. О странных технологиях, «окрашивающих» его непривычно, например, технологии клокпанка, которые задают довольно странный мир. О сочетании разных аспектов, например, ощущении простора и частых полётов в повествовании с тесными и плотно заполнеными предметами комнатами. Более масштабно – мы подбираемся к художественному времени и пространству сеттинга и, отдельно, произведения, о чём лучше почитать в специализированных источниках. С другой стороны, это уже культурные и философские концепции, вроде религиозных, морально-этических, красота и ужасность поступков (и здесь примыкает то, что выделяю неуверенно – эстетика людей, от поступков и мировоззрений до эмоций и мыслей), красота и уродство битв и походов, сюжета в целом и отдельных его эпизодов, идей и систем идей. Наконец, сам эпогей повествования, кульминация и развязка оказывают щедро окрашены цветами, звуками, идеями, эмоциями, контекстуальным пространством и временем, подобно тому как один и тот же сюжет может очень различно выглядеть на картинах разных художников и оставлять противоречающие впечатления. Это – эстетика сеттинга и произведения. Она не задаёт конфликт или тему, идею или персонажей, сюжет или набор возможностей сеттинга, но оттеняет их, даёт им «цвет, запах и вкус», даёт читателю «попробовать» их, превращает схему сюжета, от простейшей до многогранной и многосмысленной, в нечто более осязаемое… или более эфемерное, в зависимости от того, какова, собственно, эстетика. Эстетика отдельных персонажей, вещей, мест, организаций или государств может заставить интересоваться ими и даже восхищаться вне зависимости от стороны, которую те занимают в конфликте, от роли в повествовании и значимом влиянии на личности персонажей. Просто потому что нечто или некто оказался красивым, ярким и запоминающимся. С помощью эстетики можно формировать впечатление читателя – от когнитивного диссонанса до ощущения просветления, от горечи до светлой радости. Эстетика подобна направляющим, фокусирующим внимание читателя, и пренебрегать ею не следует. 25 апреля 2016
2 |