Коллекции загружаются
#размышлизмы #творчество
В очередной раз автором брошен фанфик, который я отслеживаю. Многий из многих, что заставляет задуматься, почему так? Почему, например, оригинальные произведения бросают реже? Расхожее мнение, что фанфики, как "несерьезные произведения" пишут "безответственные новички" - отметаем. По качеству, проработке, "вложению души" разницы между фанфиками и "ориджиналами" не замечаю. Так в чем же дело? Почему столько фанфиков просто "замерзло"? Более ответственные авторы все же ставят точку, но в стиле "и тут на них упала бомба и они все умерли". Что говорят сами авторы в комментариях? Чаще всего пеняют на отсутствие комментрариев, отзывов и поддержки от читателей. Но, на мой взгляд, это скорее повод, потому как некоторые фанфики пишутся даже в стол, а другие стопорятся и при куче комментариев. На мой взгляд, комментарии могут помочь, но не любые и не всегда - об этом потом отдельно. Ниже идет сугубо мое личное мнение на причины замерзания фанфиков... О чем для нас любое художественное произведение? Даже если оно об эльфах, кошках, роботах... Все равно оно, на самом деле, о людях. Даже более того - о нас. Об авторе и читателях. (Некоторые даже считают этот пункт определением "художественного произведения".) Но тогда в нем есть как бы два сюжета. Один сюжет - "событийный" (о тех же роботах, например). Именно к нему относятся классические "завязки", "кульминации" и "развязки". А второй сюжет, куда менее заметный - "человеческий". О чем он? А он собственно говоря о том зеркале, в котором отражается то ли сам автор, то ли кто-то из его знакомых. Первый этап "человеческого" сюжета, который есть всегда - "знакомство". Автор исследует появившегося в тексте персонажа, поворачивает его разными сторонами, ставит в разные ситуации и показывает читателю. Этап "знакомства" заканчивается когда реакции персонажа становятся предсказуемы автору и читателям. И... часто на этом заканчивается весь "человеческий" сюжет. Причем "событийный" может во всю продолжаться. Герои могут "попадать" во все новые и новые ситуации и входить из них. Вот только такой текст становится пустым. При этом "событийный" сюжет вполне может развиваться (и может быть только подходить к кульминации), читатели могут радостно просить "проду" и следить за событийной линией. Но вот автору "вдруг" становится скучно. И это понятно - он-то событийный сюжет знает наперед - сам придумал, а герои ему уже ясны и предсказуемы. Здесь проявляется отличие фанфика от оригинального текста, поскольку канон для фанфика, это огромный кусок "событийного сюжета". А если еще автор задумал сильное изменение канона, то сама логика текста подталкивают его довести события до конца. Вот только "человеческая" ветвь сюжета уже закончилась и скука спутник автора. ("Муза ушла." понятно куда и почему.) Именно в этой ситуации могут немножко помочь комментарии читателей. И вовсе не в смысле мотивации. Крики "проду, проду" полностью бесполезны. Могут помочь вопросы про персонажей, показывая автору забытые темные углы. То есть то в персонажах, что еще "не доисследовано", тем самым помогая оживить человеческую ветвь сюжета. К сожалению, ненадолго. Какие есть способы развивать человеческую ветвь сюжета дальше? Например, "адаптация". Когда главный герой попадает в какие-то особые обстоятельства и вынужден меняться, приспосабливаясь к ним. Тогда у автора есть не один, а три этапа. Знакомство с первоначальным характером героя, этап "ломки", когда герой конфликтует и с обстоятельствами и с собой, и знакомство с тем, кто получился в итоге. Здесь уже куда больше простора, чем в произведении с неизменным героем. Но и этот сюжет тоже жестко конечен (а к тому же "старое состояние" зачастую автору и читателям не слишком интересно и пропускается). Еще больше свободы в продлении человеческой ветви сюжета появляется в способе "развитие" (основе основ жанра роман). На героя действуют отдельные мелкие события и его характер медленно меняется на протяжении всего текста. Здесь казалось бы вообще никаких ограничений. Но это не совсем так. Во-первых главный герой не может быть психологически взрослее автора. Второстепенные - могут. Они пишутся "со стороны" (и можно взять за образец бабушку с дедушкой), а вот с главным - никак. Не потому ли мы в некоторых "канонах" наблюдаем деградацию героев вместо нормального взросления? Но и это еще не все, есть еще во-вторых: для этого приема нужно не одно особое событие (как для "адаптации"), а много событий в "событийном сюжете", подталкивающих развитие и взросление героя. А вот их придумать уже сложнее, тем более так, чтобы они были естественными. Особенно, если взятый для фанфика канон, беднее в плане человеческой ветви сюжета. И кроме того, мелкие события слабее впечатляют читателя, чем всякие апокалипсисы рушащиеся на голову главного героя, а значит и событийный сюжет сплести под "развитие" куда сложнее. 1 июля 2016
5 |
Я замораживала фанфик на пять лет. Хотя, нет - бросала.
Показать полностью
Причины у меня было две: я кусок откусила больше, чем могла проглотить и просто банально потеряла интерес к фандому - первый диплом, первая любовь, первая работа. А "кусок" мой заключался в том, что в 18 лет я не смогла слету выписать взрослого персонажа: на это потребовалось бы много времени, большого эмоционального и умственного напряжения, а в моей жизни в тот момент были более важные приоритеты. Я смогла снова взяться за работу, когда повзрослела в психологическом плане, и, выражаясь вашей терминологией (которая мне, кстати, очень импонирует), смогла выписать "человеческую" часть сюжета: в постоянном развитии. Как-то сами собой, как бусины на леску, нанизывались сцены, каждая из которых добавляла что-то в портрет персонажа, какую-то мысль, которая заставляла его меняться - очень постепенно и незаметно. Но если сравнить первые главы и последние, то разница очевидна. Про вопросы по персонажам - адски плюсую. Читатели порой даже не представляют, насколько они помогают своими словами, какие ядерные цепочки они запускают в мозгу автора, задавая какие-то вопросы/высказывая предположения. У меня этим вплотную занималась бета и, как только я упиралась в какую-то сцену, она своими дотошными "а почему?", "а что он знает и может рассказать?" просто вытягивала мое вдохновение за уши. До сих пор считаю, что главы, написанные такие образом, в моем фике самые сильные. |
Все мои завершенные фики имели не только идею "а что было бы если". Начиная от миников и заканчивая два макси (один из которых на 1,8мб!). У меня в голове был обкатан скелет сюжета, который я переложил в грубый синопсис. И писал уже по какому-никакому плану, зная то, как всё должно было закончиться. Все мэтры всегда ратуют именно за такой подход! И, несмотря на то, что сюжет изрядно вилял по мере новых идей, да и концовка изменилась коренным образом, самый жирный фик за полгода нонстоп-написания был завершен. Мой любимый пример — Оксана Панкеева. Изначально её цикл был задуман на четыре книги. А получилось тринадцать. Причём на удивление без снижения уровня, без тупиков сюжета и так далее. Про вопросы по персонажам - адски плюсую. Читатели порой даже не представляют, насколько они помогают своими словами, какие ядерные цепочки они запускают в мозгу автора, задавая какие-то вопросы/высказывая предположения. У меня этим вплотную занималась бета и, как только я упиралась в какую-то сцену, она своими дотошными "а почему?", "а что он знает и может рассказать?" просто вытягивала мое вдохновение за уши. До сих пор считаю, что главы, написанные такие образом, в моем фике самые сильные. Прикольно. Я сам нынче в роли такой беты. Т.е. по своему опыту я предполагаю, что многие фики, написанные из соображений "а что если" заброшены потому, что сама идея затравки реализована, а автор просто не знает, что будет дальше и откладывает на денёк-месяцок-годик-навсегда. +1 P.s. Олди на своих семинарах объясняли так: есть событие и есть приключение. Событие — это то, что меняет мотивацию персонажа, приключение — не меняет. Грубо говоря: ехал герой через лес, на него напали бандиты, он отбился и поехал дальше — приключение. Ехал, его догнали, передали письмо о… Ну например, что умерла его тётушка и срочно надо решать вопрос наследства, а куда он ехал — со смертью тётушки стало неактуально. Событие. Развернулся и развернул сюжет в другую сторону. |
Замораживала текст после говнокоммента. Да, я фиалка, и говнокомменты отбивают всю охоту писать. Спустя время текст дописался, но...
1 |
Имхо, во многом вы правы. Любые произведения пишутся о людях, и когда эволюция героя заканчивается, то писать автору становится менее интересно. Но в случае фанфиков, мне кажется, это не основная причина заморозки. я скорее соглашусь с Desmonddом. Многие авторы начинают писать, поскольку у них появляется в голове идея какой-то завязки. Но если отстутсвует проработка сюжета до финала, хотя бы приблизительная, то фик почти наверняка будет заброшен. По себе знаю, у меня уже несколько месяцев в голове крутится завязка для фика. Картинка такая яркая и подробная, что хоть кино снимай. Но я совершенно не представляю. о чем писать дальше, после завязки. Потому и не начинаю даже. Придумается - будет фик, а нет, так нет.
Показать полностью
Вторая прична, характерная именно для фикрайтерства - усталость от фэндома. Опять же, по себе сужу. В свое время читал много фиков по ГП, и в ру фендоме, и в англ. Появлялись какие то мысли, даже написал пару фиков потом. И устал, пресытился. Сейчас мне фендом не интересен. Нового ничего не читаю и писать по нему желания нет. Хотя идеи есть. Мне кажется это основная причина заморозки фиков, особенно если у автора нет проработанного плана и пишется фик не очень быстро. в порывах вдохновения. Когда автор устает от фендома, то естествено вдохновение и желание писать уходит. если у автора был четкий план, то он еще может как то по быстрому закончить и подрубить хвосты, просто из упрямства и чувства ответственности. а если плана нет - то и пытаться не будет 1 |
Wave
Ну, я, когда свою "Силу Юности" засаживался писать, после того как набросал на салфетке синопсис, постановил для себя так: прода каждый день. Хоть по кусочку, хоть по ломтику. Так что подтверждаю, сколько раз хотелось туканить, не представляете. |
StragaSevera
стандартная проблема. есть идея, но для того, чтобы к ней прийти нужно кучу инфы написать. и вот эта "куча" мало того, что не всем читателям интересна, так еще и требует больше времени, чем реализация самой идеи. |
Helen 13
А еще больше проблема тогда, когда понимаешь, что читателям будет более интересна "куча", чем "идея" - что вполне логично, кстати, ибо без "кучи" любая "идея" суть напыщенный пафос. |
Железная задница, сэр. Железная задница.
|
StragaSevera
что-то ты совсем безрадостную картину рисуешь. |
Helen 13
*развел руками* Концентрация "идей" на "кучу" должна быть низка, иначе пойдет морализм чистейшей воды. |
StragaSevera
Ну нельзя же сделать из Гарри, к примеру, 6-курсника равенкло без обоснуя. Тут и о поезде, и о шляпе, и пара слов о сокурсниках, и об отношениях с другими факультетами нужно упомянуть. А иначе будет то самое "гарри изменился за лето". |
Серый Кот
а после этого флэшблека перед читателем предстанет непойми кто с именем гарри поттер. |
Серый Кот
согласитесь, канонно факультет оказывает влияние на становление характера. чтобы сделать из гриффиндорцы циничную сволочь нужен железный обоснуй в десяток глав, а если распределяющая шляпа отправила гарри на слизерин проблем меньше. утрирую, конечно, но. |
Серый Кот
Пути разные. либо развернутое вступление, либо после каждого упоминания ООСа давать пояснения. в любом случае, "вода" в начале текста имхо необходима. |
Helen 13
Ну так я, собственно, и об этом =-) |