Коллекции загружаются
Страх магов перед магией.
Фэндомная аналитика или статья, что-то в этом духе. Возможно авторское виденье вселенной. Автор не претендует на непогрешимость своих выводов. #ГП #аналитика #статья На Фикбуке: https://ficbook.net/readfic/4780718 О системе магии в мире Гарри Поттера известно не так много. Это не стройная вереница фактов, читателям приходится выискивать отсылки и замечания по страницам всех книг. Однако даже этого хватает, чтобы сделать кое-какие выводы, о которых обычно не задумываются. Окунаясь с головой в новый для него волшебный мир, Гарри, а с ним и читатель, видели лишь прекрасное, не вдаваясь в подоплеку идущих в обществе магов процессов. Для читателя заклятье «Репаро» — вершина магического искусства. Но так ли это на самом деле? Все, читавшие книги, прекрасно помнят Амбридж. Её образ настолько ярок и отталкивающ, что поневоле западает в память. Её поведение, как преподавателя, так и проверяющего, тоже запоминается. Но её ли это поведение? Ведь Амбридж всего лишь поддерживала ту политику, которую в данный момент времени проводило Министерство. Взять, к примеру, её наказание для провинившихся, «Я не должен врать», раз за разом вырезаемое на руках учеников. Вопрос: куда смотрел Попечительский совет? Ведь не только Гарри попадал на отработку. У других учеников были родители, которые уж наверняка пожаловались бы куда следовало. По всей видимости, в Министерстве одобряли подобные методы воспитания и возмущенные письма просто игнорировали. Подобные моменты пронизывают все пребывание Амбридж в стенах Хогвартса. Самый вопиющий из этих моментов — её обращение с профессором Трелони. Ни для кого не секрет, что Амбридж отчаянно пыталась уволить Трелони — и, в конце концов, добилась этого. Если бы не поспешные действия Дамблдора — в Хогвартсе больше не преподавали бы прорицание. Этот предмет исчез бы, и на одну пустую кафедру стало больше. Но, секундочку. Амбридж утверждала, что Трелони — шарлатанка. Однако не предсказание ли этой самой Трелони хранилось в Отделе Тайн? И не предсказаниям ли был посвящен немаленький внутренний отдел? Выходит, Министерство вполне себе верило в предсказания? Но ему почему-то мешали прорицатели, которые были вне его стен и пытались воспитать молодое поколение. Взглянем дальше и шире. Эта тенденция с упрощением обучения учащихся прослеживается во всем. С каждым курсом в Хогвартсе преподают все меньше и все хуже. Маггловедение — почти не посещаемый предмет. Прорицание поднимают на смех. Гермиона показательно ушла, хлопнув дверью, — и ей это спустили с рук. В то время как повтори она этот трюк на уроках Снейпа или Макгонагалл — так легко дело бы не закончилось. В ту же категорию подают и уроки Хагрида. Уход за магическими животными — само название предмета наводит на размышления. Ведь если «уход» — значит, волшебники содержат этих зверей? Однако никому, кроме Сириуса Блэка — да и то, по стечению обстоятельств — не пришло в голову летать на гиппогрифе. А ведь это, несомненно, магический зверь, с которым может легко подружиться почти каждый волшебник. И у этого зверя множество преимуществ даже просто в качестве транспортного средства. О прокорме говорить не будем: его умудрялся кормить даже пребывающий в бегах маг. Получается, «уход за магическими существами» — это обломок, осколок другой, более обширной программы, которая, к тому же, сужается с каждым годом. Ведь если бы не стремление Хагрида показать ученикам самых разных зверей, они бы не увидели даже гиппогрифов, не говоря о более «опасных» зверях. Но так ли опасны эти звери? Да, единороги, показанные замещающим Хагрида преподавателем, несомненно прекрасны и полезны волшебникам. А с теми же гиппогрифами надо уметь обращаться. Но правила обращения столь просты, что нарушить их можно лишь сознательно, специально, что и продемонстрировал Драко. Вот только выговор был не Драко, который, вопреки всем словам учителя, повел себя неправильно, нарушив технику безопасности. Это было откровенное хамство в сторону учителя — но никто и бровью не повел. Наоборот, именно Хагрида и бедолажного гиппогрифа обвинили в случившемся, хотя их вины в этом не было. В то же время Гремучая Ива, которая как-то выбила ученику глаз, растет, где росла, никто даже не заикается о том, чтобы срубить её или хоть как-то оградить. О ней даже не предупреждают первокурсников. Видимо, предполагается, что размахивающее ветвями дерево, само по себе отпугнет любопытных. Это тоже политика Министерства, которое... Вы уже, наверное, догадались, да? Которое стремится как можно сильнее упростить знания магов, ослабив их умения до бытовых чар, которые может применить и ребенок. Об этом так же говорят и косвенные факты. Вокруг Хогвартса великое множество руин. В самом замке — огромное количество пустых помещений, во многих из которых даже сохранились какие-то магические вещи, о которых никто не знает, что это такое. Их воспринимают как предметы антуража и быта — как плавающие в воздухе свечи, движущиеся лестницы и поворачивающие головы доспехи. Вот только доспехи — это одна из систем обороны Хогвартса, именно их призвала на помощь директор Макгонагалл, послав против нападающих. И те волшебные вещи — а не просто ли так они? Что, если это давным-давно забытое оборудование, которое раньше применялось на уроках? Что, если даже здесь Министерство старается задавить всея и вся? Ведь именно в Отделе Тайн мы видели некие странные магические приборы, полку с Маховиками времени и все такое, что Гарри даже не знал, как назвать. Казалось бы, Хогвартс — это школа, место, где должны обучать обращаться с подобным, хотя бы даже на самом начальном уровне. Однако Гарри даже в кабинете директора видел всевозможные приборы — и не думал даже спрашивать, что это. Для него это были лишь занятные непонятные вещицы — и Дамблдор никогда не заострял на них внимание, почти не пользовался ими при Гарри, разве что показывая, как это все сложно и недоступно простому ученику. Да, как ни странно, в стремлении упростить магию Дамблдор придерживался политики Министерства, пусть и более мягко с одной стороны — он планировал растянуть все на несколько поколений, — и в то же время куда более жестко с другой. Ведь никто иной, как Дамблдор, убил последних великих алхимиков, долгими разговорами уговорив Фламеля отдать ему камень. Доведение до самоубийства — пожалуй, более жутко, чем даже убийство. А ничем другим кроме как убийством его действия назвать было нельзя. Точно так же Дамблдор никак не помогал талантам, выдающимся студентам и преподавателям. Снейп придумывал новые зелья и заклятья еще будучи студентом. Он находил ошибки, нарочно сделанные учителем зельеварения — и пытался исправить их, тогда как остальные просто расстраивались, что зелья не выходят. Судя по всему, позже эти зелья были просто изъяты из программы. А Снейпа еще тогда поднимали на смех, впрочем, как и любых талантов и тогда, и сейчас. За примерами далеко ходить не надо. Когда Гермиона заинтересовалась египетской магией — все просто поджали плечами и покрутили пальцами у висков — заучка, что с нее взять. Когда Полумна, явно видевшая что-то большее, чем остальные — да хотя бы тех же фестралов — оказалась права — никто и не подумал хоть немного прислушаться к её «бредням». Все по-прежнему считали её умалишенной. А ведь хоть сколько-то сведущий в теме читатель уже должен был забить тревогу. Сколько раз описывались волшебные учебные заведения? Сколько раз мы читали, как какой-то ученик придумывает что-то — и к нему бегут все, чтобы узнать новое, а потом хвастаются этим перед преподавателем, еще и пытаясь выдать за свою придумку. И преподаватели в таких заведениях — как часто они совмещают эту свою деятельность с научной? Но никто из преподавателей Хогвартса, кроме Снейпа, особо не спешил совершенствоваться в науке. Да что там — беглый темный маг, обычный студент Барти Крауч-младший оказался куда лучшим преподавателем, чем все остальные. Под личиной Грюма он дал ученикам всего лишь то, что когда-то объясняли на уроках ему самому. И насколько эта информация стала шоком для всех? А ведь, казалось бы, о том, что «Империус» можно и нужно противостоять, должны были знать все. О том, что «Авада Кедавра» это не верная смерть, от нее можно защититься и увернуться — тоже. Но... Никто и не подумал об этом. Подобные знания даже нельзя было достать в пределах Хогвартса. Книги, где они содержались, были недоступны или и вовсе изъяты из фонда. На секундочку: чтобы выучить новую, потрясающую всех, не узнанную на уроках магию, Гарри ходил... в библиотеку. Всего лишь в библиотеку, где ученикам, по идее, полагается дневать и ночевать, чтобы всего лишь чуть-чуть расширить и так известные им знания. А он вместо этого находил там что-то невероятное. И это даже не в Запретной секции! Кроме того, многое просто запрещали. Дуэльный клуб, вызвав сначала ажиотаж, даже толком не фигурировал в более поздних книгах. Непонятно, сохранился ли он вообще, хотя косвенные указания на это вроде бы были — но лишь в формате упоминаний о Флитвике, тренирующем старших учеников. А ведь на создании настаивал всего лишь Локонс, который был откровенным неучем и неудачником! Выручай-комната предлагала ученикам настоящих големов для тренировок. И это были просто мишени, на которых можно было отрабатывать заклятья. Что бы она предложила тем, кто захотел бы учебного боя? Ведь «мишени» были полноценными големами в боевой броне, а не просто досками с кругами. Выходит, программа урезана до полного отсутствия. Исчезла физическая подготовка. Нет даже намека на физкультуру или какие-то подвижные занятия, а ведь дуэль волшебников — это очень динамичное действие, и ловкость с подвижностью играют в нем не последнюю роль. Вспомним, как хотел остановить своих товарищей Невилл в самых первых книгах? Он не пользовался магией, он встал и сказал, что не постесняется даже драться. И именно он сумел не просто взять меч Годрика, не ткнуть почти что вслепую, как Гарри, а уверенно отрубить голову Нагайне. Невилл был минимально обучен как боевой маг и полагался не только на заклятья, но и на физическую подготовку. Аврорат об этом даже не думал. Что там физподготовка... Они даже не создали никакой защиты, никаких магических бронежилетов, хотя явно видно, что древние маги не гнушались зачарованных доспехов. Вспомним рыцаря с картины, который помогал Гарри и товарищам. Мало что он был в доспехах — его жестикуляция мечом сильно напоминала жестикуляцию волшебной палочкой. А ведь в таком простом с виду зонтике Хагрида прятались обломки его волшебной палочки, да и трость Люциуса Малфоя была не так проста. Совпадение? Не думаю. Выходит, очень многое было забыто, а что-то игнорировалось намеренно и даже принижалось. Далеко ходить не надо: вспомним даже не о магических зверях, а о магических существах. Домовые эльфы владели своей, беспалочковой магией. Лепреконы и вейлы, что было продемонстрировано читателям, могли владеть даже палочками и прекрасно пересекались с людьми, давая общее потомство. То же касается и гоблинов, которые владели не менее мощной магией, а профессор Флитвик, полугоблин, вообще был лучшим дуэлянтом своего поколения. Но все эти малые народы прозябают в безвестности, презираемые только за то, что они существуют — примерно так же, как и представители неклассических школ волшебства, вроде ведьм. Забавно, но в Хогвартсе была почти что ведьма: профессор Спраут. Она взаимодействовала в основном с растениями и даже при обороне Хогвартсва взялась не за волшебную палочку, а за горшки с мандрагорами. Весь её авторитет держался исключительно на сплоченности Пуффендуя. В ином случае её бы ждала судьба Хагрида и Трелони, а травологию низвели бы до придаточного предмета, поставляющего ингредиенты для зельеварения. А ведь магические растения давали обширнейшие возможности — что стоят одни жабросли, которые прекрасно знал тот же Невилл. Стоит добавить, что такая картина упадка характерна лишь для Британской школы магии. Ученики Шамбатона рассказывали об очень продвинутой декоративно-прикладной магии, с которой Хогвартсу, державшему на древних чарах, заложенных чуть ли не при его основании, было не потягаться. Ученику Думстранга показали прекрасную выучку молодых боевых магов, дисциплину и физическое развитие, о которых ученики Хогвартса и мечтать не могли. Кстати, на них отчасти походил Невилл, хотя он явно учился обращаться с мечом, а не с посохами. А если вспоминать расширенную вселенную, то стоит упомянуть Колдостроец, где ученики летали и вовсе на вывернутых с корнями дубах, что для британцев, знающих одни лишь метлы, было шоком. Подводя итог, можно сказать, что в Британии идет новая охота на ведьм. Вот только в качестве ведьм выступают все хоть что-то знающие маги, которые не подчиняются Министерству. Что же до дисциплины внутри Министерства — мы видели Амбридж. Небольшая инициативная группа в самом верху и простые исполнители рангом ниже, не задумывающиеся, зачем они что-то делают. Перспективную молодежь либо прибирают к рукам, либо давят на корню, знающих стариков уничтожают. Можно сказать, что еще несколько поколений, и с таким подходом в Британии останутся одни магические домохозяйки, делающие то, что скажет им Министерство. 15 ноября 2016
7 |
Народ, я что один вижу сияющее от удовольствия зеленое лицо автора поста?
Присмотритесь же, ну?! ))) |
wlana
Показать полностью
Хм, ну, по поводу платформы: мы прекрасно понимаем, что любой сторонний взгляд на канон – это уже фанон. Потому и приписка про авторское виденье. Но в логических выкладках мы берем за основу именно факты канона, за исключением только «Проклятого дитя» - так что, наверное, достраиваем, закрывая лакуны? Про цитаты не поняла немного. Имеется в виду, берем ли мы моменты из книг добуквенно, вплоть до разницы в переводе, или? Неуклюжесть Невилла – очень интересный момент на самом деле. Могу привести цепочку логических рассуждений. Начнем с первой книги, момент перед походом за камнем: «Но Невилл был явно настроен очень решительно. — Я не выпушу вас. — Он встал, загораживая собой выход в коридор. — Я... Я буду с вами драться! — Невилл! — взорвался Рон. — Отойди от портрета и не будь идиотом... — Не смей называть меня идиотом! — парировал Невилл. — Я считаю, что вы не должны больше нарушать правила! А ты, Рон, сам учил меня, что надо уметь за себя постоять! — Да, но ведь мы твои друзья. — Рон развел руками. — Невилл, ты не понимаешь, что ты делаешь. Он шагнул вперед, и Невилл выпустил из рук своего Тревора, который упал на пол и тут же скрылся в неизвестном направлении. — Ну тогда попробуй ударить меня! — Невилл поднял кулаки. — Я жду!» Интересно, правда? Даже маглорожденая Гермиона схватилась за палочку, тогда как Невилл четко понимал, что колдовать еще не умеет – и собирался отстаивать свою правоту кулаками. Один. Против троих (хорошо, двоих, девочка же). Значит, имел какой-то если не опыт – понимание? Раз даже встал в какую-то позу? Далее, тот момент, что чем больше было психологическое давление – тем неуклюжей становился Невилл. Это очень хорошо прослеживается на уроках Снейпа и дальше, на экзаменах, когда без его присутствия Невилл сумел сварить хоть что-то, а не расплавить котел, как обычно. Еще один пример – Люпин и боггарт, когда обретший уверенность в себе Невилл действовал без малейшей неуклюжести. Следующее – меч Годрика. Меч – очень неудобная штуковина, на самом деле. Взяв его в руки в первый раз, сложно понять, что с ним делать. Вот момент из второй книги, как поступил Гарри: «Василиск сделал слепой бросок. Гарри уклонился, и голова змеи врезалась в стену. Еще бросок, и раздвоенный язык стегнул Гарри по боку. Обеими руками Гарри поднял меч. Василиск атаковал снова и на сей раз не промахнулся. Но и Гарри по рукоять всадил клинок в нёбо змеиной пасти и всей тяжестью навалился на эфес.» То есть, Гарри просто выставил острую железку перед собой, держась за нее двумя руками. Василиск все сделал сам, бросившись вперед. Теперь смотрим эпизод с Нагайной: «Быстрым, еле уловимым движением Невилл освободился от Цепенящего заклятия, пылающая шляпа слетела с его головы, и он вытянул из неё что-то серебряное, со сверкающей рубинами рукояткой. Удар серебряного лезвия не был слышен за шумом надвигающейся толпы, рёвом дерущихся великанов, стуком копыт бросившихся в схватку кентавров — и всё же все глаза обратились на блеснувший меч. Одним ударом Невилл снес голову огромной змее. Голова подлетела высоко в воздух, сверкнув в лучах света, лившегося из вестибюля. Рот Волан-де-Морта раскрылся в яростном крике, которого никто не услышал, и тело змеи с глухим стуком упало на землю к его ногам.» Это уже не просто взять меч – это суметь нанести им удар, на который дана ровно одна попытка. С первого раза это маловероятно. Выходит, есть очень приличные шансы, что Невилл меч как минимум держал в руках до этого и просто хотя бы мог прикинуть, как вес распределяется и как им махнуть. Ответ, откуда меч, прост: бабушка, боевая леди. Можно делать выводы: бабушка внука все-таки чему-то учила. Хотя бы по минималке. И неуклюжесть Невилла – больше психическая, чем физическая. Физически-то он вполне нормальный парень, просто характер такой. Именно поэтому мы и сравниваем его с боевыми магами Думстранга: да, он не обучен толком – но он именно из той породы. Кстати, вдогонку пример: Крам. Великолепный ловец с изумительной реакцией, хороший маг, но по земле он ходил довольно неуклюже. Простите, вот тут не помню точно, где именно цитата, но помню, что упоминалось о его косолапии, что ли. В общем, факт был: летал он куда изящней. Тоже указание на то, что подобная физическая особенность – не препятствие для боевого мага. Marlagram, один маленький момент - в поттериану мы пришли не так давно и в целом во всевозможных обсуждениях не участвовали. Так что можно немного пояснений вашей точки зрения? "Порог гримуара" - что это в данном случае? Да и остальное для нас сейчас выглядит непонятно. Сама идея, что общество магов устроено вообще иначе - в целом интересна. Но, опять же, это ваш взгляд на канон, и хотелось бы какой-то базы. Потому что маги - это, все-таки, люди, а не инопланетяне, и многие - выходцы из обычного людского общества. |
Бронзовая и Крыс
Про цитаты не поняла немного. Имеется в виду, берем ли мы моменты из книг добуквенно, вплоть до разницы в переводе, или? Я имела в вину немного другое, но Вы уже ответили на примере логической цепочки. Спасибо. Саму цепочку я все-таки не буду комментировать: мы слишком по-разному видим Невилла. Если интересно мое мнение, посмотрите этот длиннопост. |
wlana, погляжу позже, сейчас просто нет сил оценивать такой объем текста, извините ^^"
Что у нас немного разные подходы - поняла, но, в любом случае, как я и говорила: любая точка зрения читателя невольно рождает фанон. |
Родовое искусство Лонгботомов - Иайдо! )))
Ммм... Род неуклюжих боевых-магов-мечников, что-то в этом есть. }-:> |
Marlagram, ого, я как-то об этом и не думала - это про "порог". Интересная идея, надо будет обдумать. Спасибо!
А вот с остальным - увы( Похоже, мы смотрим на мир ГП под такими разными углами, что я просто не смогу быть вам подходящим собеседником, к моему сожалению. |