![]() Драйв и подводные камни соавторства. Часть третья – социальная.
Часть первая - теоретическая Часть вторая - практическая Часть 2,5 – результаты опроса Итак, вы дочитали до этого момента и приняли решение: «А попробую ка я написать чего-нибудь в соавторстве!» Замечательно. Теперь вам надо определиться – кто же и зачем вам нужен. Если вы думаете, что найдя соавтора, можно будет прилагать меньше усилий, то вы ошибаетесь - потакать лени не выйдет. Встречал как-то объявление: «Ищу соавтора. Сюжет, идея и персонажи – всё уже придумано. Надо только помочь написать. Если вы напишите не то, я буду подсказывать и поправлять» Когда я написал человеку, что корректнее было бы дать объявление: «Ищу литературного негра», он обиделся. То ли всерьез считал, что так работать нормально, то ли потому что он надеялся – обозвав по-другому прокатит. Нет, лит.негр – это конечно же соавтор. И в наш век такого даже не сложно найти, просто помните, негры – неквалифицированная рабочая сила. ))) Так вот, чтобы вам было легче определиться – кто же вам нужен, приведу список классов соавторов: лит. негр, специалист, идеолог, локомотив, наставник, партнёр. А теперь подробнее: Специалист – соавтор хорошо разбирается в той теме, в которой плаваете вы. По такому принципу даже мэтры объединяются в команды. «Не время для драконов» Перумова и Лукьяненко тому пример. Идеолог – фонтанирующий идеями соавтор. Часто его заменителем работает гамма. Хотя, в общем-то, это и не её профиль. Локомотив – популярный соавтор, работая с которым вы надеетесь пропиарить своё имя. Наставник – более опытный соавтор, у которого вы хотите перехватить толику мастерства. Лит. негр – понятно, зачем он нужен. ))) Но посмотрите с другой стороны - если вы хотите набраться опыта или пропиарить своё имя, то не грех и поработать на более опытного коллегу. Он побудет вам Наставником, а возможно и Локомотивом. С такой точки зрения это уже не паразитизм, а симбиоз. А вообще, у любого соавтора можно научиться чему-то, главное держать глаза открытыми. Партнёр – большинство соавторов работают именно так (и устоявшиеся пары мэтров тоже). Методичка, в общем-то, об этом случае. И вот, когда вы определились, какого типа соавтор вам нужен, тогда перед вами и встаёт первая проблема - поиск. Вариант первый – бросить клич в блогах, в паблике ВК, в общем, обратиться к широким массам. Самый непредсказуемый по результативности вариант. К тому же есть шанс наткнуться на редкий подтип тролля, что предпочитает массовости изощренность. К счастью, при грамотном подходе проявляются они быстро. Но иногда вся надежда только на этот вариант. К этому же случаю я отношу и поиск объявлений о соавторстве, выложенный другими людьми. Вообще, было бы здорово, если бы появились интерфейсы «Ищу соавтора», по подобию фикбуковского «Ищу бету». Но об этом в четвёртой части. Вариант второй – забросить идею-приманку в места концентрации писателей и внимательно отслеживать реакцию. Как только проплывающий мимо автор начинает радостно обсуждать тему – подсекайте! Крепко хватайте его и не отпускайте! ))) Назовём эту идею «Рыбалка». Стоит отметить, что этот метод включает не только такой прямой подход. Например: …Когда я писала роли для своей мафии я вбросила их marec на почитать. На тот момент мы не общались, я просто вперлась в личку блоггеру, которому понравилась идея блогомафии по Стране Чудес. Ему понравилось, он даже предложил впихнуть туда еще одного маньяка. И я впихнула. Потом я строчила мафопосты на случаи смертей конкретных персонажей, позвала Марика на почитать, и тут оно и понеслось... Позже написанные нами простыни шли не только в посты, но были переделаны в максик, который пишется до сей поры. Сейчас уже даже забываю, что и кто и куда писал. Так получилось, что мысль друг у друга мы подхватываем вполне успешно. Радистка Пепп Видели, как умело здесь использована подкормка?! ))) Вариант последний, он же лучший – принести идею подходящему знакомому. Но если такой есть, то, скорее всего, вы уже работаете с ним. А вот если вы хотите узнать – подходит ли знакомый вам, смотрите дальше. Вторая проблема – оценка. Итак, вы опросили знакомых, кинули клич в блогах и даже воспользовались методом рыбалки, вокруг вас собралась большая толпа авторов, и каждый умоляет взять именно его. Как быть? Очень просто, вам нужно определиться – кто из них подходит (перечисляю по убыванию степени важности): по характеру, мировоззрению (хедканону), дисциплине, мастерству, стилю, и графику времени. И для этого можно использовать следующие методы: - личное общение (заодно и слишком несхожий характер сразу же определиться); - зачесть работу соискателя – выбираете миник нужного вам жанра, и вперёд - оценивать мастерство; заодно поймёте – подходит ли вам его стиль письма; - обсуждение идеи вашей истории; - предложить соискателю пройти психологический тест на 1000 вопросов (если согласиться – вносите мутного типа в ЧС ))). Итак, вы определились с кандидатурой соавтора. Но пока не спешите начинать вместе большой проект. Да, я всё понимаю – идея горит, но пару дней она подождёт. По данным опроса более пятидесяти процентов авторов случалось расставаться с партнерами раньше, чем допишется история. Чтобы и вам не попасть в такую ситуацию, надо провести тест. Нет, не психологический. ))) Лучший тест на способность работать с человеком в соавторстве – совместная работа. ))) Берете, и пишете за пару дней миник с тем же жанром, что и предполагаемая история. Там всё сразу станет ясно – и уживаетесь ли вы характерами, и насколько гладко решаются спорные моменты, и стиль работы соавтора оцените из первого ряда, и так далее. В общем, почти всё, кроме дисциплины отлично проверяется таким методом. Кстати, успешно завершенная совместная работа, кроме всех перечисленных плюсов ещё и в подкорке закрепляет заданный порядок совместной работы. Так что лучше сразу начинать работать «правильно» - всерьез. Ну, и чисто психологически, в каком соавторе вы будете больше уверенны – в том, с которым написали главу, или в том, с которым уже успешно завершили одну работу? ))) В итоге, вы знаете какой сделать выбор. Далее вам надо определиться по какой схеме вы работаете, и вперёд - ваять. Основы работы в соавторстве разобраны во второй части. Теперь настало время для более тонких моментов. Поговорим о стимуляции музы. Проблема «неписца» общеизвестна, и методы борьбы для автора одиночки, в общем-то, тоже не тайна. Есть советы популярных фикрайтеров, есть книги мэтров, где эти методы упомянуты. Как говориться: было бы желание найти, - а гугл поможет. Естественно эти методы работают и в соавторстве, но ведь совместная работа открывает новые возможности. А вот тут ситуация похуже - при подготовке этой части я прошерстил интернет, и кроме коротких статеек с парой простеньких советов типа: «уважайте соавтора» и «спорьте аргументировано», ничего не нашел. Я, конечно, слегка утрирую, но ничего с более-менее системным подходом точно не видел. В принципе ничего удивительного, раз уж даже метры эту тему не особо освещают (об этом в четвёртой части). Но, перейдём к делу. И первое что приходит в голову – выдать ленивому соавтору мотивирующий поджопник. К сожалению, в большинстве случаев метод не применим – соавтор либо недостижим в реале, либо сильнее вас. Остается только завидовать тем счастливчикам, кому этот метод подходит. ))) Конечно, можно обходиться виртуальным вариантом, но эффективность будет пониже. Метод второй – обсуждение истории, сюжета и идей. Кажется банальным, но метод работает. Данные опроса это подтверждают. Как опытный диванный психолог, я считаю, что тут дело в активации одних и тех же участков мозга, как при обсуждении истории, так и при её написании. Соответственно, переключили мозг партнера в нужный режим - и ему будет проще перейти к работе. Метод третий – создать дух соревнования. «Мой пылающий Юностью соперник написал две сцены! Я не уступлю ему – сейчас же напишу пять!!! А если не смогу – десять раз оббегу вокруг дома! На руках!!!» Неизвестный поклонник "Всесокрушающей Силы Юности!" Пафосно, - да, но смысл одного из вариантов этого метода передаёт верно. Главное – чтобы здоровое соперничество не переросло в конкуренцию. Тут разве что могу посоветовать организовать дело в шуточной форме, и чтобы не было проигравшего. Метод четвёртый – пряник. Можно использовать как реальные плюшки – в опросе упоминали икру, так и виртуальные: "А кто ачивку хочет?" Altra Realta Метод пятый – просто помни, что из-за твоего простоя пострадает напарник. Это основные методы, более продвинутые мне пока неизвестны, всё-таки, культура соавторства ещё не очень высоко развита. Но об этом в четвёртой части. Теперь о другом аспекте соавторства - атмосфере. Всем понятно, что легче всего работается в комфортной, приятной атмосфере. И некоторые моменты, позволяющие её наладить, приводились во второй части: согласованный график работ, уважение к соавторам, отсутствие критики, вычитка блоков перед выкладкой (переименовал блипы в блоки). Вот ещё пара штук: 1. Дружественная атмосфера в общении (да-да, я знаю, что это гениально))). 2. Упоротые неологизмы и сокращения (упоминались в результате опроса). Действительно, свой, внутрикомпанейский сленг создаёт чувство причастности к чему-то большему. 3. Эффект присутствия. Этот момент сложно объяснить, но легко почувствовать. Думаю, работавшие в соавторстве сразу поняли, о чём я. Работая в комментариях на Самиздате, ты видишь только выложенные записи. А вот на гуглдоксе ты видишь – человек зашел, вот он выложил блок, сразу обсудили идею и т.д. Вроде бы человек где-то там – далеко, а вроде бы и рядом, работает. И это ещё один плюсик к мотивации. Тут надо соблюсти меру. На одном конце шкалы – ты вроде как пишешь один, просто изредка из ниоткуда появляется другой текст. А на другом конце шкалы - ощущение взгляда из-за спины, смотрящего, как ты пишешь. К примеру, многие предпочитают в процессе творчества в Скайпе общаться только чатом. При совместной работе в гуглдоках я предпочитаю писать блоки в ворде – не отвлекаешься сам, и не отвлекаешь партнера. Также общая атмосфера положительно сказывается на мотивация музы. Но это не столь прямолинейно как другие методы, и потому я не стал вносить пункт в список. Если у вас есть идеи и мысли – говорите, добавлю в пост. Некоторые авторы говорили, что я недостаточно подчеркнул важность совместного накуривания идей и сюжета истории. Пожалуй, да. Вот эта цитата очень наглядна. … очень тяжело работать в соавторстве, если идея полностью принадлежит одному из соавторов. И чем тщательнее она у него в голове успела прорасти, тем хуже. И такой опыт есть, вспоминается скорее как негативный, хотя и эти работы не притормозились, всё дошло до конца. Но осталось чувство неудовлетворения. Таинственный Автор Вся проблема в том, что писатель считает идею «своей», и начинает (часто неосознанно) действовать по принципу «Главный автор», что противоречит неформальному договору между соавторами. Нет, есть писатели, которых всё устраивает, но это устоявшиеся пары со своим, индивидуальным ритмом работы. У нас часто действует принцип - чья идея, тот и сверху ))) Gavry Но в первый раз мало кому понравится оказаться снизу. ))) Потому повторюсь – не продумывайте идею без партнера. Да, это сложно – не думать о белой обезьяне, но оно того стоит. Хочу отметить, что если в теории первой части я железобетонно уверен, а основы практики из второй части подтвердились опросом, то материал этой части основан на очень маленькой выборке. А уж следующая часть, где я постараюсь ответить на вопрос: «Если это так круто, то где они?», вообще построена на песчаном фундаменте размышлений. П.С. Надо будет поднять литературу по психологии малых групп. Наверняка оттуда что-то можно натянуть на соавторство. Можете порекомендовать что-нибудь стоящее? П.П.С. Нужна парочка небольших рекомендаций о том, как это классно – писать в соавторстве. Воткну их в первую часть. (Будет не так авторитетно, если их напишу я) Просто понял, что о подводных камнях я тут много говорил, а вот о драйве почти ни слова. А он есть, да ещё тот. П.П.П.С. Публикация на других ресурсах запрещена - ибо черновик. Первая и вторая части будут переделаны, капитально. Дополнение. На форумах по обмену опытом пару практических мыслей откопал, добавлю при переписке методички. Вот это высказывание видел неоднократно, причём повторялось оно слово в слово. ))) Писать в соавторстве не проще. Несмотря на то, что вы работаете с соавтором, вам все равно придется делать 100 % работы. О разрешении споров: Помните, когда идет спор, то сталкиваются идеи, а не люди. Не откидывайте никакое предложение сразу, даже если оно звучит, как полный бред. А ещё вот такое «страшное» предупреждение: Соавтор-«критикан» и соавтор-«соглашатель». Первый истреплет вам нервы своими постоянными придирками, второй будет послушным, но творческого роста от такого сотрудничества не будет, как и критической оценки произведения и его составляющих. Но, думаю, вам уже понятно как избежать такой опасности. ))) Просто цитаты: И это мне кажется самым важным: найдите соавтора, которого вы будете уважать, способностям которого вы будете завидовать. …нет понятия "мой", он уже общий. Наш. Самоотдача и доверие – это, наверное, самый главный секрет соавторства. И напоследок: Не забывайте добавлять ник партнера в соавторы! #писательское #соавторство 24 ноября 2016
8 |
![]() |
|
>>>Видели, как умело здесь использована подкормка?! )))
Ага, а как потом этот ирод надо мной издевался своим упоросом... XDDDD Так что я бы еще поспорила с тем, кто и кого... 1 |
![]() |
Gavry
|
Подписалась на обсуждения )))
|
![]() |
lrkis Онлайн
|
Итак, вы опросили знакомых, кинули клич в блогах и даже воспользовались методом рыбалки, вокруг вас собралась большая толпа авторов, и каждый умоляет взять именно его. Как быть? Я решила эту дилемму просто. Добавила в соавторы всех. Груповые чаты есть, так почему бы не пользоваться? |
![]() |
|
lrkis
кто-то у тебя точно бета. |
![]() |
lrkis Онлайн
|
Радистка Пепп
Пока, кроме меня, три человека.Первый появился сразу (позавчера), второй чуть позже и третий только сегодня.С первым всё хорошо. Второй ведёт себя очень вяло и пока ничего внятного от него я не добилась (да и то, что пишет человек с телефона фики, меня сильно отталкивает). Про третьего пока ничего не могу сказать. |
![]() |
|
Действительно очень нужна парочка рекомендаций соавторства. О ощущении от работы, того момента, когда соавтор подхватывает твои идеи, и понеслось...
|
![]() |
lrkis Онлайн
|
Asteroid
Я от себя не наскребу. Такого не было. |
![]() |
Gavry
|
Asteroid
Мы в соавторстве писали много на Фандомную битву. Идея рождалась обычно в чате скайпа совместным накуром. Потом пара-тройка соавторов уединялась в личку и гуглдокс, дальнейшая разработка проходила там. |
![]() |
|
Gavry
Вот, о совместном накуре и надо! |