Коллекции загружаются
Йа-хуу, мои мучения закончились, #фикопанорама, #Заязочка, «Шкурка саламандры», глава 27 и последняя!
Итак, наша гоп-компания благополучно извела всех, до кого дотянулись их шаловливые ручки, и теперь подчищает следы. Северус смотрел на Мирабель, которая с аппетитом поглощала конфеты. Как же хорошо, что у Дамблдора ничего не вышло! Страшно представить, что могло случиться с малышкой. Господи, она опять жрет. Я же говорила, всех уничтожили, теперь можно пить чай и жрать конфеты. Но время шло, а никто не проявлял излишнего интереса к обитателям башенки. Нокс пару раз навещал Чумной квартал. Там тоже никаких поисков не затевали. Похоже, что Дамблдор недооценил противников и перехитрил сам себя. Как же удобно, когда стараниями автора твой противник идиот. Причем клинический. А ведь гоп-компания практически не скрывалась, проворачивая свою комбинацию. Но Альбус прямо-таки постарался, чтобы героям не пришлось напрягаться и прятать концы в воду, директор сам все сделал, чтобы расследование не смогло выйти на наших недо-мстителей. А ведь мы говорим о человеке, который в каноне умудрился заставить события идти по его плану даже после собственной смерти. — Тайник нам указал портрет бывшего директора Блэка, — ответил Роб Рой, — оказывается, бывшие директора должны подчиняться нынешнему. Но Дамблдор мертв, то есть, сейчас в Хогвартсе директора нет. Старые запреты пали, а новые не появились. Так что мы и тайничок вскрыли, и все из него выгребли. Работали по ночам, днем там заместительница Дамблдора заседает. Она действительно верит, что он еще жив и вернется. Ой-вей… Во-первых, Зи повторяется с тайниками Альбуса. Во-вторых, опять ради удобства героев директора выставляют полным идиотом. Он все свои тайны спрятал в Хогвартсе, завязав на бывших директоров. Не поставил кровную защиту какую-нибудь. Не опоясал коварными ловушками. Не придумал систему самоуничтожения в случае его смерти. Не зашифровал документы. Не спрятал вне Хогвартса, в конце концов! Нет, он сделал все так, чтобы любой желающий мог просто так прийти и выгрести все, что пожелает. Разбираться с бумагами было одновременно интересно и противно. Похоже, что Дамблдор собирал компромат на любого, кто хоть как-то привлек его внимание. Причем в дело шло все: от действительно серьезных проступков, а то и преступлений, до откровенных глупостей, вроде шалостей времен учебы в Хогвартсе. Я вот тоже не понимаю: зачем? Причем самое интересно, что автор и сама не придумала, зачем. Ее герои пообсуждали, да так этот момент и подвис в пустоте. Видимо, захотелось добавить еще один нелицеприятный штрих к образу директора, но обоснования не придумала, и решила «и так сойдет!». — Про это ничего нет, — отложил тетрадь Северус, — кошмар какой-то! Да в Хогвартсе и не такое творилось. И бомбы-вонючки в раздевалки и туалеты подбрасывали, и незаконные зелья варили, и всякую гадость проносили. Про алкоголь вообще молчу. А азартные игры, тотализатор и система покровительства, включающая сексуальные услуги — просто были всегда. Тут если только за реальные преступления наказывать — серьезные проклятья, насилие, наркотики. Хогвартс – страшное место. Нет, я все понимаю, в реальных закрытых интернатах, с которых списан Хогвартс, действительно порой творилось черти что (несмотря на соседство с жесткой дисциплиной). Но я не очень понимаю этого стремления так очернить канонный сеттинг. По книге у нас нет никаких причин считать, что в Хоге что-то подобное было. В конце концов, у магов куда больше возможностей отслеживать поведение детей, чем у маглов. По канону в Хоге царили вполне консервативные, если даже не сказать, пуританские порядки. Не говоря уж о том, что в Хоге училась абсолютно вся молодая поросль магической Британии, и еще в школе так подставляться – думаю, дураков нет. Ну да ладно, это так, мое брюзжание. — Дамблдор и это представил бы, как помощь заблудшим, — вздохнул Северус, — но я согласен с вашими выводами. Хотя у него и был один человек, который мог и на откровенную гадость добровольно пойти, как минимум один. Это Аластор Моуди. Он настолько ненавидел темную магию и все, что с ней связано, что согласился бы и на убийство младенца, если бы ему сказали, что этот младенец вырастет в злого волшебника. И его никогда не волновала законность. Или то, что он может ошибиться. Он на треть заполнил арестантами Азкабан, а там было довольно много невинных или не настолько уж и виновных. Мне так нравится, что в принципе не предполагается, что у Дамблдора могут быть помощники, кроме упомянутых в каноне. А ведь если верить хэдканону Зи, чтобы Альбус развернул такую мощную, растянутую по времени аферу – у него просто не могло не быть хотя бы пары десятков подручных, даже такой маг, как директор, не в состоянии все сделать самостоятельно. Далее, по канону Аластор был скорее другом Альбуса, а не подчиненным. Причем другом не самым близким, я бы даже сказала, скорее младшим соратником. И я не понимаю, откуда берется вот это мнение о крайней жестокой неразборчивости Моуди? Превращение Малфоя в Хорька, использование непростительных на детях, неадекватное поведение – мы все это видели от Крауча под оборотным, а не от настоящего Моуди. Настоящий Аластор в книге вел себя вполне адекватно, и все, что мы знаем, что он был непримиримым борцом с Пожирателями, но нигде не было указано или показано, что он прямо младенцев есть готов. — Думаете, уже может получиться? Хотя, если человек, накладывавший заклятья, мертв, они могли спасть. Или ослабнуть. Я только напомню, что в прошлой жизни Снейп прожил чуть больше года после смерти Альбуса. Что ж тогда заклятья не спали и не ослабли? Внимание, очень большая цитата, о том, как все было в прошлой жизни: Его детство было жалким и омерзительным одновременно. Отец смотрел на него с отвращением, а мать, похоже, не имела бы ничего против, если бы он умер, избавив ее от тех немногих хлопот, которыми она себя обременяла. В этом беспросветном существовании не было ничего чистого и светлого. Ничего… Пустодомка пришла в практически уже пустой дом. Его спасла Бель, позвавшая старого Керна, и жизнь резко изменилась. Сколько угодно вкусной еды, игрушки, книжки, хорошее отношение. И самый лучший на свете друг — ящерка Мирабель. Северус с тоской пересматривал воспоминания. Каким же он был зверенышем! Сколько сил пришлось потратить на то, чтобы он хоть как-то смог общаться с людьми, играть, учиться. Он из дома-то боялся выходить. Самостоятельно выбрался «в люди» только через несколько лет. И увидел Лили. А она уже довольно долгое время жила под властью артефакта. И маленький мальчик не устоял. Как же хотелось заткнуть самого себя, заставить молчать! Северус замер в ужасе, чувствуя, как по лицу текут слезы. Он рассказал все. Про волшебников, их мир, Хогвартс, Азкабан. И про Мирабель. Он даже чуть было с собой ее не привел, остановил наказ Керна. Бель чувствовала, что с ее другом что-то не то, теребила его, заглядывала в глаза, даже плакала, а он — как сомнамбула — снова и снова возвращался к Лили. И мечтал о том, что они будут вместе учиться в Хогвартсе. Годы учебы в Хогвартсе оставили ощущение безнадежности. Мерлин, каким он был жалким! Он носил сумку Лили на занятия, помогал ей в библиотеке. Над ним смеялись, подшучивали. А Лили все принимала как должное. Даже мадам Помфри заинтересовалась, не подлил ли кто Северусу Амортенцию или еще что-нибудь. Вмешался Дамблдор. Небольшое внушение, ослабление действия артефакта — и все по новой. Лили уже утомляла эта связь, теперь Северус отчетливо замечал, как она морщилась, когда он подходил слишком близко. Как старалась общаться с Северусом так, чтобы этого не видели ее приятельницы с Гриффиндора. Она бы давно поругалась с ним, но Дамблдор бдил и снова и снова настраивал артефакт, регулируя время, проведенное подопытными вместе, а потом правил им память. На пятом курсе они не просто так поссорились. Лили накопила достаточно магии, ее можно было переключать на Поттера. Северусу же досталась жуткая ломка от разрыва связи вампир-донор. Он все еще оставался сильным волшебником, но кое-какие изменения стали необратимыми. Худоба, нездоровый цвет лица. Перепады настроения и невозможность выстраивать нормальные отношения. Но даже такого его еще можно было использовать. Его талантами к зельеварению вовсю пользовались на факультете. Да и как еще он мог заработать хоть немного денег? Кое-какие его опыты контролировал лично Дамблдор, не забывая стирать Северусу память, если талантливый ученик слишком углублялся в темную магию. Северус вспоминал жуткие рецепты. Чего он только не варил для директора Хогвартса! Ничего, теперь эти воспоминания пригодятся. Дамблдор, кстати, отлично знал, что Снейпа вербуют в УПСы. Он даже подтолкнул его туда, чтобы воспользоваться потом. Ну, в самом-то деле, кто-то должен был помочь юному дарованию? Оплатить учебу, помочь с лабораторией. Не директору же Хогвартса этим заниматься. Пусть Том Риддл платит. Я очень извиняюсь за такую огромную цитату, просто хотела, чтобы вы оценили масштаб катастрофы. Вы понимаете, что сделала автор? Она ПОЛНОСТЬЮ стерла личность персонажа. Радикальнее, чем во всех предыдущих фиках, вместе взятых. По этой интерпретации выходит, что за всю жизнь Снейп толком не принял ни одного решения сам. Вообще. Личность любого человека складывается прежде всего из множества маленьких выборов, которые он делает на протяжении всей его жизни. Конечно, на характер влияет детство, окружение, но основу личности закладывают именно принятые человеком решения. Можно любить персонажа Снейпа, можно не любить, но его поступки – это ЕГО поступки. Именно они делают персонажа таким сложным, неоднозначным, заставляют читателей с пеной у рта спорить о его личности, делают оригинальным и запоминающимся. Его ошибки – порой чудовищные, - его злоба, его мстительность, его эгоизм, его жестокость, его самомнение. Но и его любовь, пронесенная сквозь года. Его боль. Его жертвенность. Его мужество. Его чувство долга. И вот все это Заязочка легкой рукой выкинула. Лишила Снейпа всего – и плохого, и хорошего в нем. И вот сейчас я сижу и думаю – а о ком я вообще читала в этом произведении? Кто этот человек? Ведь все, что делало Снейпа Снейпом было, по факту, внушено Альбусом. В остатке получилась пустая марионетка, которая не жила не секунды по своей воле, у которой нет своего характера, своей личности, ничего. Это неприятно и как-то…жалко, что ли. задумался о том, появился ли в Хогвартсе портрет Дамблдора. И сможет ли этот портрет что-нибудь рассказать. Вряд ли. Портреты оживали после смерти тех, кто был на них изображен, а рисовали их при жизни. И мы возвращаемся к тому, что их гениальный план эпично бы навернулся, если бы Альбус не стал призраком. Хагрид сдался сам. Хотя вначале и пытался доказать, что его питомцы никогда не покусились бы на «самого великого светлого волшебника». На что ему справедливо заметили, что пауки не разбирают, кто тут великий, а кто не очень. Они жрать хотят. Ну вот и за что? За что, спрашивается, Хагрида так подставили? Он Снейпу и Ко хоть что-то плохое сделал? А ведь, между прочим, в каноне он Снейпа еще и выгораживал перед Гарри. Мне одной кажется, что это чудовищная подлость? Одно дело просто развести хищных гигантских пауков. Да, за это по головке не погладят, но по большей части это на ответственности директора школы. А вот развести хищных гигантских пауков, которые этого самого директора сожрали – это уже непреднамеренное убийство, вообще-то. Учитывая, что на директора пауков уже не свалишь, по причине смерти оного, да и Хагрид, как полувеликан, плюс еще и ранее судимый, практически бесправен – лет 20 Азкабана в лёгкую. ЗА ЧТО?! У автора и героев остатки совести совсем не свербят? PS: Я уж не говорю о том, что, может, паукам и пофиг кого жрать, великого или нет, вот только великий может с помощью своей силы очень наглядно им объяснить разницу, так что Хагрид очевидно прав. С тех пор, как избавились от Дамблдора, прошло тринадцать лет. Директора так и не нашли, его портрет молчал, и все решили, что старик выжил из ума и сбежал. А, не, все-таки Хагрид отделался легким испугом. Повезло. Что не отменяет того, что все-таки его крупно подставили. Могло и не повезти. Риддл написал книгу о некоторых способах увеличения магической силы и продления жизни. Он ак и остался на Востоке, но вел активную переписку с учеными во всем мире. Не-ве-рю. Позволю себе напомнить, что Ридлл не просто боялся смерти. Он, вообще-то, еще и власти хотел. Пусть даже в этой реальности Альбус и подталкивал Тома на плохую дорожку, он уже в Хогварст приехал, уверенный в том, что все вокруг твари дрожащие, а он право имеет. По сути, этого персонажа кастрировали почти так же, как и Снейпа. Это уже не тот человек, о котором Олливандер сказал, что его деяния были «великие, ужасные, да, но великие». Это бедный зайка, которому плохой директор оторвал лапку, а Северус-Айболит пришил, и зайка дальше попрыгал по дорожке, нюхая ромашки. В общем, фик закончился. В 27 главе чай пили один раз. Подведу итог по чаю: итого на весь фик приходится аж 23 эпизода чаепития. На фик из 27 глав. То есть, фактически ни одной главы не обходится без чая. Особенно это раздражает в первых главах, где чай могли пить по два, а то и по три раза за главу. Кстати, маленький бонус, мой комментарий к первому моему обзору: « герой не знает что делать? Он выпил чаю. Надо соединить сцены? Выпить чаю. Потрахались герои? Идите пить чай (или водку). Победили Воландемората...то есть, Дамблдора, это же Зизи? Выпьем чаю!» . Черт возьми, а ведь именно так они и сделали! Какой можно подвести всему этому итог? Пожалуй, перед нами самое скучное, пресное и пустое произведение Заязочки. Я скажу страшное – даже Алекто и Томоджин интереснее. Эти фанфики отвратительны, лицемерны, но в них все же еще оставался хоть какой-то задор. Темный Лорд, вышивающий крестиком, вызывающие фейспалмы планы курощения многочисленных Уизли, знаменитая порка МакГи, - все это вызывало хоть и негативные, но яркие эмоции. Здесь же ощущение, что автор сама смертельно устала что-то выдумывать. Она за весь фик даже не почморила никого как-нибудь оригинально. Даже дитя Омена Мирабель вызывает скорее недоумение, чем раздражение. Здесь плохо и слабо все от слова совсем. Разберем на составляющие. Сюжет, интрига? Что ж, как водится, завязка действительно интересная, но исполнение – отвратительное. Я даже не про полную предсказуемость. Ритм сюжета совершенно не выдержан, равно как и ведение интриги. Некоторые главы попросту проходные, заполненные вязким описанием быта, бесконечными чаепитиями и рассуждениями, которые никак не влияют на сюжет. Важные же для сюжета события происходят резкими скачками, чтобы потом опять вернутся к низверганию водопадов бессмысленной воды. Да что говорить, из 27 глав на расправу аж с тремя врагами приходится всего пять глав! Причем на Тома и Альбуса вместе взятых – четыре главы подряд в самом конце, аккурат перед заключающей. Чем заполнены оставшиеся 22 главы? Да почти ничем. Сам сюжет разваливается и шатается, держится он исключительно на трех постоянно повторяющихся эпизодах – сцены чаепития, сцены танцев Мирабель, а потом еще и постоянная пляска вокруг зелья материализации призраков. И так по кругу. Нет никакой единой линии, которая проходила бы через все произведение. А попытка мадам Зизи заинтриговать читателей тайнами прошлой жизни Снейпа проваливается даже не из-за того, что мы и так все понимаем, что во всем виноват Дамблдор. Просто есть такое правило классического детектива, которое применимо и вообще как правило построения интриги. Разгадку нельзя строить на деталях, которые не были показаны читателю. Признаться, я все же надеялась, что такой сложный заход (все же три линии интриги – потеря памяти, судьба Кернов и Мирабель, афера с Дореей Поттер и Лили) раскроется красивой переплетенной интригой, пусть и заранее понятна личность злодея. Ведь во многих хороших произведениях, пусть мы и знаем «кто», остается загадка «как». Но в результате нам выдали такое простое, такое притянуто за уши, такое рояльное, что ли, объяснение. Альбус со своими обливейтами и зельями просто какой-то «дьявол из машины». Хорошая интрига складывается как сложный пазл. А Зи решила интригу как ребенок даун, который решает головоломку из разряда «вставить правильные фигурки в отверстия», запихивая кубик в треугольное отверстие, просто ломая его силой. И это я еще не разбираю парад симфонических оркестров, марширующих сквозь весь фик. Далее. Персонажи? Про Снейпа я уже сказала. Это даже близко не Снейп, даже не очень ООС-ный Снейп. В нем нет ничего от персонажа, он не язвит, не злится, не проявляет свою асоциальность, это человек с совершенно другим характером. Но тут еще хуже, чем обычно. Даже как отдельный персонаж он ничего собой не представляет, потому что, как выясняется, всю свою прошлую жизнь он прожил по чужой указке, и в результате даже как новый герой он просто пустышка. Мирабель? Криповое дитя Омена, которого нам упорно пытаются представить, как «милую, добрую, славную девочку». Хотя надо признать, что это вообще единственный персонаж, который вызывает хоть какие-то эмоции, пусть и большей частью отрицательные. Другой момент, что она вызывает чувства диаметрально противоположные тем, какие пытается нам навязать автор. В результате мы не можем сопереживать единственному более-менее яркому и живому персонажу. Все остальные вокруг – статисты. Они говорят, действуют, реагируют совершенно по одному шаблону. Положительные – Керны, МакГрегоры, призраки – облизывают Снейпа и Бель с ног до головы, готовы за них умирать и одарять всем, что только можно, никогда не предают, не сомневаются, не проявляют недоверия, не ставят свои интересы выше интересов героев, громко и многословно возмущаются поступками отрицательных персонажей. Отрицательные персонажи – все, как один, состоят из одних недостатков, и даже самые их безобидные поступки и слова неизменно интерпретируются самым негативным образом. Конечно же, хор подпевал-подлизал – блеклая массовка, которая нужна только чтобы прийти, восхититься героями, поднести дары и свалить в уголок, пока не понадобятся. Ну и свора козлов отпущения, которых можно с наслаждением пинать и унижать, и тебе за это ничего не будет. Причем зачастую даже непонятно, за что унижают – как того же Хагрида. В общем, среди второстепенных персонажей – ни одного, наделенного даже не интересным, а просто своим собственным хоть сколько-нибудь уникальным характером. Отношения между персонажами? Интересный конфликт? Тоже нет. Во-первых, хорошего конфликта между карикатурными картонками быть не может. Все злодеи, о могуществе, уме и силе которых нам дули в уши первые 21 главу, оказались младенцами с тяжелой степенью олигофрении, которых уничтожили практически походя. Никакого напряжения сил, ни малейшей возможности попереживать за исход борьбы. С положительными отношениями тоже напряг. Я все надеялась, что нам объяснят, чего Бель так прилипла к Снейпу – но так и не объяснили. В их отношениях не чувствуется ни малейшей – нет, не химии, Бель все-таки еще маленькая – теплоты, искры настоящего чувства. Самую чуточку жаль разве что Кернов, в их персонажах все же были какие-то всполохи настоящей заботы и доброты. Все же остальные герои живут в рамках, по сути, товарно-денежных отношений, и, как бы автор не называл их, я не вижу здесь ни настоящей дружбы, ни заботы, ни сострадания. Впрочем, и настоящей ненависти и неприязни тоже нет. Даже эти чувства какие-то…формальные, что ли? Причем неприязнь или приязнь герой начинает испытывать до того, как другой герой их вызовет реальными поступками. То есть, это автор заранее знает, что Альбус везде нагадил, а Минерва прикрывала. Или автор знает, что МакГрегоры все из себя хорошие. Но герой-то этого заранее не знает. И поэтому порой его бескомпромиссная и беспричинная приязнь и неприязнь вызывают удивление. Стилистика? Никакая. Скучный, пресный язык, преимущественно телеграфный. Неживые и неинтересные диалоги, в которых непонятно, кто и что говорит. Мы встречаем разных персонажей, живых и мертвых, магов и маглов, различающихся по возрасту, полу, времени и месту рождения, национальности, образу жизни, профессии, воспитанию, но все они говорят абсолютно одинаково. Маги-мещане Керны и высокообразованные маглы МакГрегоры. Алхимик, черный паталогоанатом Нокс и шотландец Роб Рой. Все это усугубляется тем, что оформлены диалоги также топорно, скупыми «сказал, спросил, вздохнул». Какие-то красивые описания? Ага, сейчас. Вот вроде есть чудесное, волшебное существо, которое танцует в огне, причем этот эпизод повторяется регулярно. Но каждый раз мы читаем телеграфное «вскочила, сплясала, как красиво». Не создается ощущение волшебства, нам просто сообщают, что это красиво и чудесно, но не дают возможности это представить. Да и вообще все произведение какое-то мертвое. За весь фик есть только один, ОДИН хороший эпизод, заставляющий вспомнить первые произведения Зи, когда она еще была интересной и задорной – это первая аудиенция у призрачной королевы Мэри. Что еще? Да что еще тут сказать. О какой-то морали, каком-то внутреннем содержании и смысле тут и речи не идет. Фанфик не добрый, не светлый, не учит ничему хорошему, не заставляет задуматься о чем-то серьезном, не трогает никакие струны души. Скорее наоборот. Это просто скучный, душный, примитивный, довольно злой и лицимерный, но при этом беззубый снейпокомфорт, в котором даже и Снейпа-то толком нет. 22 марта 2017
21 |
кукурузник Онлайн
|
|