Коллекции загружаются
#рецензия
Рецензия на оридж Кое-что очень задорого авторов Константин_НеЦиолковский и читатель 1111 Рассказ написан на фест «С чистого листа» и прекрасно вписывается в его формат как по структуре, так и по сюжету. В центре повествования — история Элизы, жительницы некоего мегаполиса из нашего не слишком далекого будущего. Внешний и внутренний конфликты толкают Элизу к поступку, который решительно переворачивает всю ее жизнь (основное условие конкурса), а затем подводит к трагическому финалу. Едва ли можно утверждать, что в этом рассказе заложены какие-либо оригинальные идеи. Тема виртуальной реальности, ее соблазнов и угроз, — одна из самых распространенных в современном кинематографе и литературе. Уже не Сатана, а Матрица правит бал, одновременно с Сетью раскидывая Нейросеть — более совершенную и страшную ловушку. Тот, кто знаком с творчеством замечательного писателя-фантаста Роберта Шекли, наверняка сразу обратит внимание на заголовок, где содержится прямой отсыл к одному из его произведений. Речь идет о рассказе «Кое-что задаром», где Шекли со свойственной ему тонкой иронией поиздевался над человеческой жадностью. К сожалению, сходство с Шекли осталось лишь на уровне заголовка и единственного, лежащего на поверхности посыла: за всё рано или поздно приходится платить. Замечу, что такая прямолинейность тексту не вредит, поскольку он выдержан в другой стилистике — жесткой и менее всего склонной к притче. Что сказать о тексте как таковом... Авторам безусловно удались описания и диалоги. Начнем с первого. Виртуальные пейзажи, зарисовки футуристического города, жутковатый интерьер офисов Нейросети не выглядят чужеродными вставками в повествование и ненавязчиво создают мир, который кажется зримым и осязаемым. Диалоги в рассказе содержательны, помогают развивать конфликт, расставляют нужные акценты в образах действующих лиц. Например, вот этот фрагмент: — Почему, — с горечью произнес отец, наконец, глядя в глаза дочери, горящие болью и яростью, — почему твое увечье идет впереди тебя? Почему ты считаешь, что это в тебе самое главное? — Но разве не ты научил меня так думать?! — выпалила Элиза. Первые злые слезы уже ползли по ее щекам. — Разве не ты возил меня по всем этим больницам?! Разве не ты относился ко мне всегда как… как к ущербной? — Я хотел, чтобы ты была здорова, — отрезал отец. — И делал все, чтобы ты могла нормально ходить. Чтобы ты была как все. Но я не учил тебя чувствовать себя… такой. Я хотел помочь тебе. Больше всего на свете я хотел бы, чтобы ты была успешной и счастливой. Но я не делал твое увечье смыслом твоей жизни. Важно ведь не то, какая ты, а кто ты. От диалогов логично перейти к персонажам. Итак, Элиза. Ей не повезло: даже в далеком будущем ее врожденный дефект стопы не смогли исправить и девушка выросла инвалидом. У нее состоятельные и любящие родители, она получила хорошее образование, нашла работу... Но физический дефект мешает жить полной жизнью, Элиза стремится из насущной реальности в виртуальную и меняет, подобно принцессе из сказки Андерсена, живую розу на горшок с бубенчиками. Только авторы этой истории не пошли по пути милосердного датчанина: кончает Элиза куда хуже той принцессы. Да, она все-таки переносится в кибер-сказку, но в такую, какую детям не рассказывают. Несмотря на то, что Элиза — инвалид, она не вызывает особого сочувствия. В ней незаметно ни каких-то глубоких переживаний, ни чувств, ни мыслей. Не добавляют образу обаяния и щедро рассыпанные по тексту уменьшительно-ласкательные, все эти «пальчики», «ладошки», «губки», «ножки»... И не тело у нее, а «тельце», и вздыхает она «слабенько», и даже в ее квартире не углы, а «уголки». Крайне сложно проникнуться состраданием к персонажу, если приходится продираться сквозь бесконечное сюсюканье первых глав. Впрочем, хилые ростки симпатии к героине безнадежно увядают после сцены ее первого свидания. Элиза оказалась настолько мелкой (хотя именно в этой ситуации будет уместно сказать «меленькой») личностью, что ее дальнейшие беды не вызывают не то что катарсиса, но даже удивления. Ничтожная жизнь ничтожного человека, моральное и интеллектуальное убожество которого ни в какой степени не оправдываются и не объясняются физическим изъяном. На фоне главного персонажа (будучи закоренелым ретроградом, я не стану без необходимости употреблять феминитивы) второстепенные не выглядят безликими статистами. Волевой и по-своему очень любящий дочь отец, добрая и мягкая мать, яркая и решительная сестра Венера, демонический «принц в инвалидной коляске» Алекс. Признаться, любой из этих героев кажется симпатичнее Элизы. Как уже было сказано выше, Элиза, желая попасть в виртуальный рай, оказывается в кибер-аду. В его описании авторам, похоже, второй раз после залпа уменьшительно-ласкательных изменило чувство меры. Шок действен, когда он короток, когда это выстрел, вопль, вспышка молнии. Первое описание мук героини впечатляет, но все последующие навевают зевоту и даже порнуха ситуацию не спасает. Финал уже ясен, надо опускать занавес, но на сцене все еще зачем-то бегают и кричат. Итог всему вышесказанному можно выразить словами из песни Шнура: «никого не жалко, никого...». Если именно этой цели добивались авторы — они ее достигли. Напоследок одна заметка насчет словоупотребления: «Соседка с параллельной улицы» — почему бы не сказать «знакомая с соседней улицы»? 12 октября 2017
5 |
То, что она оттолкнула алекса, меня удивило
|
Нихрена она себе! Ну прост неожиданно. Хотя понимаю, дружба калек избито
|