Коллекции загружаются
Близится день Далекой Галактики - 2
В преддверии этого замечательного конкурса позвольте мне процитировать пособие начинающего писателя-фантаста от 1973 года, автор Илья Варшавский. Трудно перечислить все богатство тем современной фантастики. Тут и разумные растения, и разговаривающие животные, и многое другое, что хорошо известно психиатрам, изучающим тяжелые формы заболевания паранойей. Количество поклонников научно-фантастической литературы неуклонно растет. Наряду с футбольными болельщиками они представляют собой интеллектуальный цвет населения нашей планеты. Поэтому фантастику не зря называют «литературой века». К сожалению, отсутствие теории фантастики значительно снижает продуктивность авторов, работающих в этом жанре, и лишает критиков возможности пользоваться объективными методами оценок. Прежде чем будет создана всеобъемлющая теория, необходимо систематизировать основные тенденции развития фантастики и хотя бы вчерне наметить научные критерии для определения качества готовых произведений. а) Выбор имен Имена героев должны соответствовать их характерам. Если действие происходит в далеком будущем или в иной галактике, то положительным героям дают хорошие имена: Ум, Смел, Дар, Добр, Нега и т. п. (для выбора женских имен могут быть также с успехом использованы названия стиральных порошков). Отрицательным героям присваиваются имена вроде Смрад, Мрак, Худ, Боль, Вонь. Однако не следует даже самым мерзким типам давать имена, использующиеся в бранном смысле, так как эти слова могут встречаться в лексиконе ученых, особенно молодых, что создает при чтении известную семантическую неопределенность. Представителям переходных цивилизаций, могущих еще стать на правильный путь, имена даются методом гильотирования. Например, в словаре отыскиваются два самых обычных слова, скажем стул» и «гравий». Отсекая первые буквы, можно назвать героя Тул Равий. Просто и элегантно! б) Место действия Космос – основное пастбище фантастов. Однако использовать его можно только в гуманных целях. Дабы при этом не был потерян элемент занимательности, на отлично вооруженных землян возлагаются высокие функции носителей человеческой морали, утверждаемой при помощи лучевого оружия, аннигиляционных бомб и разрушения пространства. По отношению к особо зловредным существам, жующим звездную плазму, как студень, допускаются и более крутые меры убеждения. Фантаст вправе рисовать самые мрачные картины, лишь бы герой сокрушенно покачивал головой и произносил длинные тирады о том, что на его родной Земле подобные безобразия уже невозможны. Это называется внесение позитивного элемента в негативную тематику. Часто герой такого рода плохо вооружен и потихоньку смывается с мерзкой планеты, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Он выполнил свою задачу, показав читателю, как плохо было бы, если... и так далее. Во избежание упреков в шаткости позиций автору рекомендуется варьировать обе темы в разных произведениях. Так, например, если в предыдущем он ратовал за полное невмешательство в чужие дела, то в последующем нужно как следует разгромить инопланетчиков всеми подручными средствами, включая шпионаж, диверсию и оружие массового уничтожения. Ни в одном из этих вариантов не следует приводить сюжет к счастливой развязке, так как это лишает автора возможности написать продолжение. Лучше всего намекнуть, что все придет к счастливому концу, когда рак свистнет. Такая формула устраивает всех. Оптимистов потому, что основной акцент делается на неизбежность хорошего конца, пессимистов же оттого, что они знают цену ракам, знакомы с особенностями их передвижения и даже догадываются, где эти раки зимуют. в) Время действия и связанные с этим проблемы Фантасты обычно избегают забираться в прошлое, так как это требует знания истории, хотя бы в объеме средней школы. Поэтому помыслы писателя чаще заняты будущим. Здесь, как правило, земные проблемы ограничены только внешним антуражем, основное же действие происходит где-нибудь в иных галактиках. Однако и в отношении этого антуража нет единства мнений. Как и кем будет управляться наша планета? Некоторые считают, что знание высшей математики само по себе служит залогом высокой государственной мудрости. Вряд ли можно целиком принять эту точку зрения. Спросите, что думает жена любого ученого о практической смекалке своего мужа, и вам станет понятным, чего стоит всемирное правительство, состоящее из одних профессоров и академиков. Поэтому фантасты больше склонны сваливать все государственные заботы на электронные машины. Тогда человечество освобождается от бремени принятия каких-либо решений и может посвятить себя целиком космическим полетам, играм и пляскам. Огромное значение придается облагораживающему влиянию искусства, в частности музыке. Правда, проведенное нами обследование знакомых пока не выявило существенных различий в моральном облике обладателей абонементов филармонии и ненавистников симфонических концертов. Перечисленными проблемами в основном исчерпываются футурологические поиски фантастов, если не считать, что на смену автомобилю придет «мобиль», театр заменится «хеатром», на всех видах транспорта внедрится антигравитационная тяга, а домашнюю работу будут поручать киберам. г) Научные гипотезы Научно-фантастическая литература отличается от научно-популярной узаконенным правом опровергать основные законы естествознания. Совершенно обязательным является опровержение Первого и Второго начал термодинамики. (О существовании Третьего начала автор может и не знать.) Фантасту дается право доказывать или просто декларировать возможность передвигаться со скоростью, превышающей скорость света, добывать энергию из материи в количествах, превышающих соотношение Эйнштейна, свертывать пространство при помощи мысленных усилий и создавать поля, наименования которых невозможно расшифровать даже при помощи словаря иностранных слов. То обстоятельство, что предпосылкой к этому служит полный крах всей современной науки, никого не смущает, поскольку мы имеем дело с научной фантастикой, детищем научного прогресса. Делались попытки сгладить явный триумф победы воображения над законами природы, вводя в текст рассказа дифференциальные уравнения в частных производных – прием явно некорректный и по отношению к собратьям по перу, и к читателям. С подобными тенденциями показывать свою образованность в фантастике следует бороться самым решительным образом. д) Дельфины Противники научной фантастики часто заявляют, что она уже исчерпала тематику и существует за счет многократного пережевывания одного и того же. То, что эта точка зрения лишена всякого основания, видно хотя бы из примера вторжения дельфинов в фантастические произведения. На протяжении всей своей истории человечество сосуществовало с дельфинами, но только недавно, когда они были уже почти истреблены, ученые обнаружили, что отношение веса мозга к весу тела у этих животных выше, чем у человека. Это породило множество догадок о духовном мире зубатых китов и, в частности, афалин. Если систематизировать все, что появляется в печати о дельфинах, то можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что: Во-первых, дельфины любят людей. Хотя любовь трудно оценивать по какой-либо абсолютной или относительной шкале, все же есть основания считать, что нежные чувства дельфина к человеку несколько слабее, чем у собаки, и несколько сильнее, чем у свиньи. Во-вторых, дельфины легко дрессируются. Кажется, ненамного хуже морских львов (так как последние обладают меньшим объемом мозга, чем дельфины, то их способности не представляют интереса ни для науки, ни для фантастики). В-третьих, они разговаривают друг с другом при помощи свиста. Видимо, язык дельфинов по богатству понятий и красочности образов не уступает языку певчих птиц. Однако этот вопрос подлежит уточнению, так как еще никем не составлены ни дельфиньи, ни птичьи словари. К сожалению, это почти все, что можно сказать в пользу дельфинов. Конечно, по сравнению с прирученными медведями, разъезжающими в модных брюках на мотоциклах, достижения дельфинов кажутся более чем скромными, но фантастам нужно развивать дельфинью тематику, иначе к чему же такой мощный мозг, каким их наградила природа? (Опять-таки здесь имеются в виду дельфины.) е) Чудовища Читатель любит все необычное. Чем больше чудищ встречается в тексте, тем лучше. В настоящее время уже использованы все мифологические персонажи: кентавры, драконы, пегасы, циклопы и даже ангелы, простые и шестикрылые. Изготовление чудовищ для фантастических произведений может быть осуществлено методом массового производства. Существуют два способа: Гибридизация. В этом случае создается гибрид самых отдаленных представителей фауны и флоры. Розовый куст с тигриными головами вместо бутонов, девушка с телом змеи, летающие медузы, помесь паука с коршуном. Чем неожиданнее совмещение свойств в таком гибриде, тем выше эмоциональное воздействие на читателя. Изменение масштабов. Один из самых простых и действенных способов, не требующий особых пояснений. Клоп величиною с лошадь или динозавр, умещающийся в спичечной коробке, открывают неисчерпаемые возможности для создания динамичного, захватывающего сюжета. Вот, по существу, все основные правила композиции фантастических произведений. Следует лишь добавить, что огромная работа, уже проделанная по систематизации фантастических идей, значительно облегчает писателям выбор темы. Вы всегда можете взять наугад несколько идей и совместить их. Количество возможных сочетаний при этом настолько велико, что хватит еще на несколько поколений фантастов. Выполняйте эти рекомендации и пишите захватывающую современную фантастику! А то, что тексту сорок пять лет в обед - так мудрость не подвержена времени! :) 13 марта 2018
10 |
Кааак же я жду этот конкурс)) Ещё номинаций не видела, но идея для работы уже есть)
2 |
Наконец-то конкурс, который можно читать! Надеюсь, там будет много ориджей и что-нибудь мозголомное.
И еще я надеюсь, что мою заявку про парадокс Ферми исполнят (ну ту часть, что про паранойю). 2 |
Ithil
И еще я надеюсь, что мою заявку про парадокс Ферми исполнят (ну ту часть, что про паранойю). Что за заявка? Уже принимают? |
Читатель 1111
Это местная заявка: https://fanfics.me/request201 Не думаю, что на самом конкурсе нужно будет писать именно по заявкам. |
Ithil
Нет конечно. Но на прошлом можно было отправлять. По моей исполнили)))) |
Офигеть... а когда стартует конкурс??
|
Читатель 1111
Спасибо. |
Good lord! You fight like I murdered your mother!
|
А номинации будут оригинальными, или останутся с прошлого конкурса? На прошлом они дюже хороши))
|
Джей Лафейсон, З - зависть. Я бы хотела поучаствовать, но с идеями пока затык( А номинации можно посмотреть здесь, вроде они будут те же https://fanfics.me/index.php?section=notice&id=225
|
Шепот_дождя
идея давняя, планировала её вообще на время мужчин тащить, но тупо не хватило времени) До Галактики надеюсь написать и идеально вылизать) |
Джей Лафейсон, хорошо, когда так) Удачи!
|
Вот это я слоу. Хорошо, что в начале апреля неделька отпуска, может получится написать что-то. Прошлый конкурс был хорош.
|
Виктор Некрам Онлайн
|
|
Прекрасный текст. Я даже узнал некоторые ссылки на фантастические произведения.
|
Виктор Некрам, Люди как боги - точно.
|
Виктор Некрам Онлайн
|
|
Джин Би
Ефремова очень много. Летающие медузы - это "Туманность Андромеды". И имена, имена, конечно. |
Виктор Некрам, да, по Ефремову прошелся - Тул Равий, Дар Ветер :)
Стругацких кажется тоже зацепил. 1 |
Виктор Некрам Онлайн
|
|
Джин Би
А я вот не помню, Мир Полдня у Стругацких уже был в 73 году, или нет. Если не было, то "всемирное правительство, состоящее из одних профессоров и академиков" - это тоже Ефремов и отчасти Казанцев. Если был, то Стругацкие. "рисовать самые мрачные картины, лишь бы герой сокрушенно покачивал головой и произносил длинные тирады о том, что на его родной Земле подобные безобразия уже невозможны" - это Ефремов, "Час Быка". |
Виктор Некрам, мне показалось, что там отсылка на ранних Стругацких -стажеры или как-то так, про Марс.
|
Виктор Некрам Онлайн
|
|
Джин Би
"Страна багровых туч", про Венеру? Ну да. Залез в библиографию - а много у них уже было к 73 году. "Страна", "Путь на Амальтею", "Полдень XXII век", "Стажеры" те же, "Далекая Радуга". Пожалуй, да. 1 |