Коллекции загружаются
#размышлизмы #творчество #всем_пох
Так уж сложилось, что, благодаря посту прекраснейшей Blumenkranz - https://fanfics.me/message320144 я сформулировала, наконец, в письменном виде свое мнение о фанфикшене и о том, почему я не считаю зазорным сообщать кому-либо о том, что, в свободное от работы время, увлекаюсь написанием фанфиков. И, не без помощи мотивирующих слов Джин Би решила вынести его из комментариев, невзирая на то, что вопрос - кому, собственно, мое мнение уперлось, остается открытым. Warning: много букв. Пройдя этап подростковой попытки самоутвердиться за счет творчества и став человеком взрослым, я начала относиться к фанфикшену, как к весьма полезному хобби, в котором не вижу ровным счетом ничего неловкого. Написание фанфиков ничуть не в меньшей степени, нежели литературное творчество, позволяет оттачивать умение работать с языком, художественными образами и средствами выразительности. Это занятие вырабатывает умение грамотно выражать мысли "на бумаге" и, создавая сюжет, человек учится выстраивать эти самые мысли логично и связно. А постоянная практика приводит к тому, что он может не только улучшить свои способности, но и узнать в процессе много нового, поскольку нередко, ради описания явления или предмета, приходится проводить целое исследование посредством того же гугла. С помощью подобного творчества можно смоделировать и рассмотреть массу ситуаций, упорядочив собственные мысли о той или иной проблеме. В конце концов – это способ приятно провести время и получить удовольствие. Основная претензия к фанфикшену, насколько мне известно, - его вторичность от оригинала, созданного кем-то другим. Надо признать, в чем-то фанфики куда сложнее – автор связан условностями оригинала и его каноном, так что ему изначально задаются более жесткие рамки. С другой стороны, для человека не занимающегося литературным трудом профессионально и работающего, как, скажем, я (то есть занятого большую часть времени), фанфики – отличное решение. Они дают некоторый набор «заготовок» персонажей, правил и ситуаций из канона, позволяя при этом все так же заполнить их своими мыслями, идеями и взглядами, проявить фантазию. К тому же существование фандома вокруг канона предполагает, что у автора априори есть круг единомышленников, с которыми можно так или иначе своими идеями поделиться, обсудить их, иначе взглянуть на вещи. Фанфикшен стар, как известные продукты жизнедеятельности мамонта – он существует еще со времен античности, когда очень зыбким было понятие авторского права. На основе многих эпических произведений в Средневековье или в эпоху Возрождения создавались все те же фанфики, пересказывающие на свой лад, например, легенды о короле Артуре. И занимались этим люди вполне взрослые и состоявшиеся. В конце концов на определенной ступени эволюции фанфикшен породил жанр мэшапа (относиться к нему можно, разумеется, как угодно, и лично я его недолюбливаю, но он, тем не менее, уже стабильно признан в литературной практике). Так что, право, о каком стыде или смущении за подобное хобби может идти речь? Если кому-то интересно, первое же, что выпадает в поисковике на сию тему - статья «Фанфик как основа неофеодальной литературы» https://www.apn.ru/index.php?newsid=36568. Да, не историческое исследование, разумеется, но там достаточно сжато и в принципе верно изложено то, что мы проходили в ВУЗе в свое время, на углубленном курсе зарубежной литературы и, частично, на авторском праве. Что же до претензий к «первооснове» из серии – та же Поттериана это несерьезная детская сказка!.. Поттериана - фэнтези цикл с достаточно развернутой вселенной, в которой, тем не менее, автор оставил массу простора для творчества других людей. Цикл, затрагивающий отнюдь не только детские вопросы. Так что, опять же, что в этом такого? В конце концов, Поттериана, в первую очередь, далеко не о метлах и танцующих ананасах, а о людях, где волшебство – прием позволяющий показать историю этих людей более выпукло. А, если вы дочитали до конца и ухитрились не заснуть, - мое вам искреннее почтение. 26 мая 2018
29 |
aliyenna
|
|
Да, Жикаренцева переводы мне тоже нравятся.
Ой, вот только не наступайте на больную мозоль с Роулинг! Как бессменный недобровольный мастер ежегодных ролевых игр на Ночь Гарри Поттера, ответственно заявляю, что ее мир по степени проработки хромает на все четыре ноги. Как и учебная программа в Хогвартсе. Мы в прошлом году устроили министерскую проверку. Ученики завалили ее вчистую. Что показательно - фанаты "Гарри Поттера" совершенно не умеют думать, рассуждать, анализировать и т.д. Все проблемы палочками надеются решить, ага... Инфантилизм, как стиль жизни молодежи от 14 до 34 лет. А вот по Пратчетту можно сходу, с любой книги делать игру. И не споткнешься. Мир живой. Я даже распечатывала большого формата карты Плоского мира и Анк-Морпорка, какие же они подробные, продуманные! Сердце радуется. И главное - он учит не бояться жить. "Не желай, действуй". Превосходный девиз. 1 |
aliyenna
Показать полностью
Медаль вам и памятник с саблей в "семь километров из чистого золота" (с). Уровень проработки мира у Роулинг, особенно в плане матчасти и системности заставляет рвать на себе волосы, биться головой о стену и задаваться вопросом, почему учеников учат превращать мышей в табакерки, заставлять танцевать ананасы, варить зелье для того чтобы у выпившего становились дыбом волосы или делался писклявым голос... и насколько в этом вообще есть смысл. Такое ощущение, что учебная программа кое-где составлялась по принципу "главное, чтобы было смешно", а Хогвартс - школа магических розыгрышей и клоунады. Где учителя как раз и выступают в роли главных массовиков-затейников. И это только образование, а оно, как и Хогвартс в целом, прописано подробнее всего. Остальное, находящееся за стенами школы, может похвастаться большей логичностью... за счет того что не прописано вообще, а потому как бы и ткнуть пальцем не во что. Так что игры по всему этому делать... кровь, боль и слезы. Тут при написании фанфика-то начинаешь по потолку ходить и у меня так и не вышло написать что-либо без конкретного такого АУ. Когда начинаешь сам кроить, достраивать и переделывать систему, чтобы в нее хоть как-то верить. Это, на мой взгляд, свидетельствует напрямую о том, что автору прорабатывать мир всерьез было...не интересно, она не слишком парилась со всем этим делом. В отличие от того же Пратчетта, который уделил этому очень пристальное внимание, и у него не найдешь разночтений и путаницы "в показаниях". Хотя одному только Плоскому Миру посвящено не семь томов, как у Роулинг, а раз эдак в семь больше. С другой стороны, оставленные Роулинг дыры (величиной с бегемотика) и делают отчасти сам фандом таким популярным и живучим. Очень большой простор для фантазии, возможности переделок, достроек и домыслов любой степени тяжести. В то время как в хорошо, детально проработанный мир того же Пратчетта или того же Толкина влезть со своей фантазией и "имхой" уже существенно труднее - там пробелы заботливо заполнены самими авторами. Так что талант и мастерство уже требуются совершенно иного порядка. |
aliyenna
|
|
Абсолютно согласна :) Я фанфики по Пратчетту вообще не читаю. Даже если хорошо написано. Потому что читать Пратчетта - это как поговорить с мудрым человеком, именно с ним интересно говорить. А приключения... они вторичны. Он не сказочник, как Гейман или Толкин, он мудрец, старавшийся сделать людей хотя бы чуть-чуть лучше.
|
aliyenna
|
|
А еще в Хогвартсе полностью отсутствует система безопасности. И вообще, я не верю в возможность вот так массово учить детей магии, а тем более подростков с их проблемами!
|
aliyenna
|
|
Ой, всё, а то я о наболевшем могу часами говорить!
Особенно с тем, кто так хорошо меня понимает :) А у вас есть страница В Контакте? |
aliyenna
Плюсую безоговорочно. И к тому, что фанфики по Пратчетту не читаю, потому что этот мир может "оживить" и наполнить только сам Пратчетт, и, какой бы талантливый автор ни взял его героев или его вселенную, это будет уже не то. Он слишком тонок, неуловимо-индивидуален и абсолютно неповторим, так что лучше пойти и еще раз перечитать любимые книги. Чем сознательно обрекать себя на ощущение неудовлетворенности от того, что в чужих руках герои становятся уже не сами собой. Да и мыслей самой писать по нему никогда не возникало, при том, что казалось бы - любимые произведения эва же. Как раз по этому и не возникало, ибо на них можно смотреть, ими можно проникаться, пропитываться и восхищаться. А "в руки брать" - только испортить, упростить и чуть ли не надругаться. В сугубо литературном смысле. |
aliyenna
|
|
Остается лишь жалеть, что ушел из нашего мира великий мастер слова. Земля ему пухом. Помню, я даже не смогла поверить сразу в его смерть. Так горько было...
|
aliyenna
Если бы не болезнь, он бы, уверена, еще многое успел сделать. Очень характерен именно диагноз... Согласитесь, есть некая чудовищная ирония в том, что человека со столь деятельным, кипучим и, не побоюсь этого слова, местами абсолютно гениальным разумом постигла именно такая судьба. Если обращаться к мистическим теориям... то можно сказать, что это был человек, который слишком глубоко всматривался в вещи, в которые людям всматриваться не стоит. И эту возможность у него как будто начали отнимать по кусочкам еще до того, как закончилась его жизнь. |
aliyenna
|
|
Ну такие мистические теории выдвигали и про Николая Гумилева, и про Роджера Желязны.
Возвращаясь к изначальной теме беседы. Пришло в голову, что в России, если задуматься, давняя традиция написания фанфиков, причем вполне официальная. Вспомним замечательные радиопередачи "На волне знаменитых капитанов" и "В стране литературных героев". Там действовали буквально все знаменитые герои приключенческих и классических книг. И такие там события разворачивались, что современным авторам фанфиков и не снились. Я в детстве с удовольствием читала книги по этим передачам. |
aliyenna
|
|
Я передачи тоже не слушала, зато очень любила книги "Клуб знаменитых капитанов" и "Приключения в стране Литературных героев". И уже тогда придумывала на их основе свои истории, хотя знать не знала слово "фанфик" ;))
|