↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Виктор Некрам
18 января 2019
Aa Aa
#технологии
О героях немножко

Героя делают из любого персонажа ровно два соображения:
- В жизни всегда есть место подвигу
- Нормальный человек рефлекторно избегает этих мест,
Будущий главный герой определяется тем, что он попадает в такое место с точностью атомной бомбы, летящей в эпицентр*. Обычно его толкает туда неприкрытый авторский произвол, выражающийся в давлении обстоятельств, воле богов или еще какой-нибудь непреодолимой силе.
Идеальный пример героя - Бильбо Торбинс. Он сидит в своей Торбе-на-Круче, вкусно ест, сладко пьет, курит трубочку и не собирается совершать никаких подвигов. Но приходит Гэндальф, этот посланник валар, и говорит: "Подними задницу и иди!".
И Бильбо, хочешь - не хочешь, приходится поднимать задницу. И вот он уже с какими-то гномами, которых он до этого ни разу не видел и счастлив был бы не видеть и дальше, тащится через все Средиземье в пещеру к дракону. Приобретая по пути необходимые героические черты и заодно регулярно вытаскивая суровых гномов из проблем, которые они огребают из-за своей суровости.
Еще раз, внимание: Бильбо, до появления в его жизни Гэндальфа, был совершенно обычным хоббитом. Будь его воля, он оставался бы им и дальше. Но воля была не его, а Дж.Р.Р.Т.

Так вот. Героя при желании можно сделать из любого обычного персонажа канона. Для этого нужно засунуть его в место подвига - и пусть выбирается. "Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся; когда у них нет выхода, они держатся крепко; ...когда ничего поделать нельзя, они дерутся" (с).

* "Атомная бомба всегда попадает точно в эпицентр" (с) неизвестный преподаватель ОБЖ
18 января 2019
24 комментария
Так вот. Героя при желании можно сделать из любого обычного персонажа канона
Герой еще должен ПОБЕЖДАТЬ!
FluktLight
Читатель 1111
Не всегда...
Не мог не вспомнить:
Время и место каждого Подвига определяется Судьбой. Но если не придёт Герой, не будет и Подвига. — Цурин Арктус

А вот это:
- Нормальный человек рефлекторно избегает этих мест,

Типичная обоснуйная проблема всех приключений.
Несогласен, герой это не тот кто попадает в нестандартные ситуации, а тот кто находит силы и мужество из них достойно выбираться. И его не Гендальф ватащил, а он сам решился догнать гномов.
FluktLight
Избранные
Надя всегда верила, что однажды это произойдет. Читая взахлеб книги о волшебных мирах и волшебных приключениях, она истово надеялась – вот бы и ей так… однажды…
Оказаться в другом мире! Мире замков и дворцов, королей и принцесс, рыцарей и волшебников, эльфов и драконов! Мечта всей жизни! Представляя себя на месте героев любимых книг, она всякий раз сладостно вздыхала, уверенная, что справилась бы ничуть не хуже. В конце концов, все они – самые обыкновенные люди, не так ли? Такие же обыкновенные, как и она сама!
И вот сегодня… Возвращаясь домой с лекции, она сразу почувствовала – ЭТО происходит! Прямо посреди улицы ее словно бы накрыло теплым пуховым одеялом, повлекло, потащило, закружило… На миг пришла легкая тошнота, в глазах потемнело, но потом что-то резко хлопнуло… и Надя восторженно открыла рот, понимая, что она ТАМ!
Правда, ей всегда представлялось, что она окажется посреди летнего изумрудного леса или, может, в роскошном дворце… на худой конец сойдет оживленная городская площадь – но чтоб сразу было ясно, что это именно ДРУГОЙ мир!
И чтоб все сразу восторженно заахали – откуда, откуда же явилась эта дивная красавица?! И чтоб сразу в рыцари посвятили… и колдовать научили… нет, колдовать лучше чтоб само собой получалось, а то учиться чего-то неохота… Хватит, это уже и дома успело наскучить!
И пусть еще сразу кто-нибудь влюбится… хотя как это «кто-нибудь»?! Не кто-нибудь, а принц, конечно! Если меньше – это как-то несолидно… Или не принц, а сам король… или какой-нибудь повелитель эльфов! Непременно молодой, холостой, красивый, умный, богатый… и чтоб на руках носил!
Действительность оказалась чуточку прозаичнее, но все равно довольно интересной. Надю сбросило прямо на жесткую табуреточку, стоящую точно в центре гексаграммы, намертво вырезанной в каменном полу. Напротив мирно устроилось глубокое кресло с ножками в виде львиных лап, а в нем покоился сонный старик, курящий длинную трубку.
– Добро пожаловать, о Избранный! – торжественно провозгласил старик, чуть оживляясь при появлении Нади. – То есть – Избранная…
– Здравствуйте, – вежливо ответила та, озираясь по сторонам.
Слева и справа от нее возвышались мрачные битюги в простой, но добротной одежде. Ни на принцев, ни хотя бы на рыцарей ни один из них не тянул.
– Здравствуйте, – на всякий случай поздоровалась и с ними Надя.
– Молодая очень… – задумчиво почесал подбородок старец. – Сколько тебе лет, девочка?
– Восемнадцать, – охотно ответила Надя.
– Хм… Ладно, допустим. Сразу переходим к делу – а то времени не так уж много… За окном – королевство Миртания. Я – волшебник Фехфушуй, верный слуга Их Величеств. Мы сейчас ведем войну с Королем-Демоном, ежедневно насылающим на нас свои темные орды. Справляемся с трудом, сидим в глухой обороне. Нам нужен герой. Избранный. Тот, кто сможет переломить ход истории. Ни в королевстве, ни в окрестностях подходящего героя не нашлось, поэтому мне поручили найти его в другом мире. Я нашел тебя. Ты не против?
– Не против! – восторженно загорелись глаза Нади. Ей сразу вспомнилось, как легко всегда все получалось у тех Избранных, про которых она читала. – А что нужно делать?…
– Зависит от того, что ты умеешь. Что ты умеешь?
– М-м-м?…
– Ты великая воительница?… – с явным сомнением осмотрел худенькую фигурку девушки Фехфушуй. – Владеешь каким-нибудь оружием?
– Нет… – с сожалением ответила Надя.
– Может, могущественная волшебница?…
– Нет… но я еще не пробовала! – оживилась Надя. Колдовать у Избранных обычно получалось само собой. – А что нужно, чтобы стать волшебницей?
– Учиться, – мрачно ответил Фехфушуй. – Хотя бы лет пять. А лучше – десять.
– Ну, я…
– Ладно, с этим ясно. Может, ты умеешь еще… что-нибудь?… Этакое?… Может, ты искусная воровка?
– Нет…
– Хитроумная шпионка?
– Нет…
– Может быть, обладаешь какими-нибудь тайными знаниями?
Надя открыла рот… и призадумалась. Да, она знает, что такое «телевизор», «телефон», «автомобиль» и «атомная бомба»… ну а дальше-то что? Объяснить, как любой из этих предметов устроен и по каким принципам действует, она же все равно не сможет. Даже состав пороха помнит нетвердо – вроде бы туда входит уголь… и еще, кажется, сера…
– Ясно, – не дождался ответа Фехфушуй. Он мрачнел прямо на глазах. – Ну а хоть что-нибудь полезное ты умеешь? Ковать?… стряпать?… шить?… лепить посуду?… ездить верхом?… работать в поле?…
На последнем пункте Надя собралась было кивнуть. В конце концов, предки, невзирая на протестующие вопли, каждое лето таскали ее на дачу, так что возиться в огороде она худо-бедно умеет. Но тут же передумала – вот еще радость! Мало того, что дома намучалась – так еще и здесь этим же заниматься?!
– Что за невезение… – пробормотал волшебник. – Ты вообще КТО, девочка?
– Студентка… филологического… – пролепетала Надя.
– Ну что ж, очередной пшик, – пожал плечами Фехфушуй. – Хозам, к остальным ее. Вилаг, зажигай свечи – до заката целый час, успеем еще разок-другой…
Битюг слева бесцеремонно схватил запищавшую Надю за шиворот и равнодушно потащил ее по узенькой винтовой лестнице, на ходу подхватив коптящий факел. Спустившись на этаж ниже, он сунул факел в гнездо, позвенел ключами, открыл проржавевшую дверь и толкнул в нее бедную девушку.
Пролетев несколько шагов, Надя врезалась во что-то мягкое. Подняв голову, она увидела перед собой десятка два донельзя грустных парней и девушек разного возраста – но по большей части молодежь.
– Привет, – равнодушно кивнул ей ближайший.
– При… вет…
– Тихо, Избранные! – рявкнул Хозам, входя в камеру. – Через час принесу жрать!
– Опять эту парашу?! – заныл кто-то из задних рядов.
– Тихо, я сказал! Вещи есть? – хрюкнул противный Хозам, нагло обшаривая карманы Нади.
Все найденное он вывалил на маленький столик и придирчиво рассортировал. Маленький сотовый, только на той неделе подаренный предками взамен потерянного, был брезгливо отброшен в угол – там уже скопилась целая груда мобильных телефонов. Колечки, сережки и оплетенный бисером кошелечек были отложены в сторонку, часы осмотрены и тоже выкинуты.
– Дрянь… дрянь… дрянь… – хмуро бурчал Хозам. – У предыдущего Избранного хоть ножик был… хотя все равно дрянной.
– Что с нами будет? – жалобно спросил какой-то парень.
– Да в холопья вас продадим завтра, и все, – хмыкнул Хозам. – На хуторах работников не хватает. А что еще с вами сделать можно?… Какая-никакая, а все польза… Охо-хо, хозяин трудится день и ночь, а все какой-то мусор попадается… Когда ж что-нибудь полезное-то будет, а?…
С верхнего этажа донесся резкий хлопок, и дребезжащий голосок старого волшебника торжественно возвестил:
– Добро пожаловать, о Избранный
Показать полностью
Читатель 1111
Как вы лодку назовете, так она и назовется. Обычно непобеждание сводится к страданиям маленького человека - жанр, любимый русскими литераторами, но совершенно не мой.

к-тан Себастьян Перейра
Авторский произвол. Если бы автор решил, что лучше бы Бильбо схорониться в брюкву - не было бы ни героя, ни книги. Так что пришлось Бильбо идти за гномами.
Большое спасибо за статью! Это именно то, чего мне недоставало.
Виктор Некрам
Ну так любой героический поступок можно объяснить произволом. Гендальф не свалил, как другие - потамушта произвол, гномы пошли - потамушта произвол, Бильбо обманул Голума - потамушта произвол, и т.д.
к-тан Себастьян Перейра
Отчасти да. Почему гномам приспичило гонять Смауга вот именно сейчас? Потому что автор так решил.
А Гендальф не свалил, потому что автор представлял его себе таким, что свалить Гэндальф не мог. Логика характеров, логика повествования.
Ну и так далее, по всем эпизодам.
В древности концепция героизма строилась на идее исключительности. Сходил языческий бог от своей бабы на сторону, сделал младеня, тот подрос и давай самореализовываться. Герой изначально понимался, как некто, предназначенный поступку, посильному только для него. Прикладная ценность идеи состояла в её поучительности - было на чём натаскивать молодое поколение. Запад эту концепцию юзает до сих пор, Россия же, в силу особенностей её истории, была открыта для идеи "когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой", что идею героизма девальвировало.

Дело, однако, ещё и в том, что в древности в кризисных ситуациях *один человек что-то значил*. Одиночный умелый или везучий боец мог переломить ход не самой малой битвы, пока дрались на мечах и копьях. Единственный крикливый трус мог увлечь в бегство целое войско. В индустриальную эпоху положительная ценность храбреца в войне понизилась, а отрицательная ценность труса возросла. То есть сколь угодно храбрый одиночка вносил исчезающе малые изменения в расклад при столкновении больших батальонов, а вот трус и разгильдяй мог нагадить своим самыми разными способами - которых было тем больше, чем сложнее было обеспечить боеготовность армии.

И вот тут, имхо, цивилизация совершила ошибку. Героический пафос, оставшийся от тёмных веков, привёл к тому, что при воспитании молодого поколения - уже более-менее современными средствами, с печатными учебниками и художественной литературой - продолжили обогащать образ героя ("делай, как он"), тогда как надо было обогащать образ труса ("НЕ делай, как он").

https://17ur.livejournal.com/19411.html

Вспомнился рассказ... именно рассказ, не автор и не название: кто вспомнит, в комментарии.

Поселковая ребятня страдает от приезжего городского мальчишки малость постарше - постарше на ту самую критическую малость, когда понтами меряться никак. Находят выход: у одного из поселковых ребят близкий родственник - здоровенный идиот, уже совершеннолетний, имей совершеннолетие в его случае смысл. Натравливают. И вот этот облом самого неухоженного вида трясёт бледного от ужаса городского, пуская слюни и приговаривая: "я дебил, я тебя убью, мне ничего не будет". Поселковые на это смотрят, и вместо чувства триумфа им нехорошо. Не в том смысле, что сейчас и в самом деле будет что-то для милиции, а по-другому нехорошо. Эк-зи-стен-ци-аль-но. Мол, нельзя так.

Так вот, сырьё для того, что называется "героизм" - это именно такая боевая обезьяна, которую напускают на соседнее племя. Недочеловек в буквальном смысле этого слова, без идеологической нагрузки. Крайне эффективное тактическое решение, от которого "чужим" плохо в смысле прокушенных глоток и вырванных позвоночников, а "своих" мутит от самой идеи. Которая, повторю, тактически эффективна, и отказываться от неё глупо.

Позвольте, вскричит читатель, все же знают, что героизм - это сверхусилие полубога. Ведь к героевой мамашке Зевс захаживал так, что золото сияет. Ведь перед героем пылкают огнём такие чудища, от одного вида которых обычный человек двигает кони. Да, потом герой со своими делами оставляет фокус обывательского внимания в пользу биржевых сводок и прогноза погоды (хотя что Зевс, что планета Криптон...), однако в сторонних метафорах герой по-прежнему прекрасно себя чувствует. Вон, до сих пор люди борются с "гидрой" чего-нибудь нехорошего; "героически" борются, хотя гидра уже не Лернейская.

"Все же знают". Вот это "все же знают" двумя абзацами выше и есть одна из тех вещей, за которые надо платить деньги "культурному сообществу". За возгонку, перегонку, дистилляцию боевой обезьяны в полубога. За сопутствующее задание общепринятого понятия "подвига", за работу над публичным отличием "усилия" от "сверхусилия", за обоснование приемлемой степени чуждости героя обществу...

Короче, за то, чтобы выходки боевой обезьяны, если надо, мог бы повторить распоследний профессор, оставаясь при этом профессором - а значит, повторенные выходки получились бы ещё страшнее для врага и не так угнетали своих.

https://17ur.livejournal.com/561489.html
Показать полностью
Ещё у того же была толковая заметка «Герой — это тот, кого общество подряжает разрешать свои неразрешимые проблемы методами, непозволительными для обычных членов общества, за что получает иммунитет от положенного при таком поведении наказания», но влёт ссылку не нахожу.
C17H19NO3
Давай перейдем от неразрешимых проблем общества к трудноразрешимым проблемам отдельных людей и групп. Фактически, сведем эпос к производственному роману. Подвиг от этого, конечно, станет меньше - и ближе и понятнее для читателя.
Например, наш маленький частный герой при этом потеряет иммунитет от наказания за непозволительные методы. И это будет для него отдельным героическим вызовом.
Виктор Некрам
> от неразрешимых проблем общества к трудноразрешимым проблемам отдельных людей и групп
> наш маленький частный герой при этом потеряет иммунитет от наказания за непозволительные методы

Давай ты сначала прочитаешь комментарии, на которые отвечаешь.
C17H19NO3
Поучи, поучи меня еще на комментарии отвечать. Тебе в голову не приходило, что герои разные бывают? И героизм бывает разный?
Виктор Некрам
> Тебе в голову не приходило, что герои разные бывают? И героизм бывает разный?

Ещё мне приходило в голову, что синий цвет бывает синим, а бывает и голубым. Более того, в некоторых случаях цвет даже бывает красным или жёлтым.
C17H19NO3
Ну так и что ты уперся в крайне зауженное определение героя, если сам все знаешь?
Виктор Некрам
> крайне зауженное

Оно, наоборот, самое широкое.

Потому что даже отдельные люди в группе — всегда часть общества.
C17H19NO3
И что?
Да, герой не может быть один. Он живет в обществе, он не в состоянии его игнорировать при совершении своих геройских поступков.
Он что, по-твоему, от этого становится меньше героем?

А текст по твоей ссылке это бред какой-то. "Выходки боевой обезьяны", блин. Просто человек понимает только таких героев.
Виктор Некрам
> Он что, по-твоему, от этого становится меньше героем?

Нет, строго наоборот.

> текст по твоей ссылке это бред какой-то

Прочитать и осознать больше одного абзаца связного текста — в нынешние времена тотального кликбейта задача непростая.

> Просто человек понимает только таких

Там человек не «понимает только таких», а вполне доходчиво расписывает, почему оно вот так, откуда получилось и что из этого следует.
C17H19NO3
Там человек беседует с голосами в своей голове. Все его утверждения частично или полностью неправдоподобны.
Давай так - ты мне этот текст показал, я его посмотрел и сказал, что это ерунда. Еще что-нибудь?
Виктор Некрам
> Все его утверждения частично или полностью неправдоподобны.

Контринтуитивность не равно неправдоподобность.

> я его посмотрел и сказал, что это ерунда

А, ну да — дискуссии по существу вместо закидывания личными мнениями в эпоху кликбейта тоже немодны.

Тогда больше ничего.
C17H19NO3
Контринтуитивные утверждения следует доказывать. Иначе они просто неправдоподобные.

После того, как вы сообщили, что единственный владеете навыком понимания текстов длиннее абзаца - какая тут может быть "дискуссия по существу"? Спасибо, что снизошли ко мне с высоты своего ЧСВ.
Виктор Некрам
> вы сообщили, что единственный владеете навыком понимания текстов длиннее абзаца

Если утрудиться прочитать мои комментарии — обнаружится, что про «свою единственность» я не сообщал ни слова.

Что, кстати, в очередной раз косвенно подтверждает тезис о современном массовом уровне понимания даже таких небольших текстов, как комментарии в один-два предложения.

> какая тут может быть "дискуссия по существу"?

Та ото ж.
C17H19NO3
Слушайте, мне уже стало интересно - если я не перестану вам отвечать, вы так и будете стараться оставить последнее слово за собой?
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть