Коллекции загружаются
Вчера пережила один из самых неприятных моментов за всю свою тридцатилетнюю карьеру всеядного запойного читателя. Поначалу неконтролируемо хотелось ворваться в блоги с постом о свежепережитом - примерно так же, как хочется заорать, когда тебе на ногу, дробя пальцы, наезжает машина. Едва сдержалась. Однако и теперь все еще очень болит и мутит к тому же, поэтому позволю себе если не поорать, то постонать тут немного. Но сначала ворох тегов для скрыта: #слэш #китайщина #длиннопост #агнст #стекло #книги #фикрайтерское #писательское #читательское #размышлизмы #эроблоги #жизнь_боль, #минутка_ненависти. И предупреждение: если вы таки видите этот пост, но при этом искренне считаете, что фанфикшн как явление - это здорово и вообще "чем мы хуже этой вашей пресловутой литературы", то можете смело его пропускать. Потому что он будет в основном про то, как что характерная для среднего фикрайтера модель мышления, творчества и отношения к текстам, включая собственные - это сферическое, драть его через коромысло, зло. Но написанное написано не чтобы как-то задеть вас или потоптать ваши эдельвейсы, и тем более #не_холивара_ради, а потому что в силу своей экстравертности я просто больше не могу скулить молча и буду скулить вслух. Заранее прошу прощения. Ах да, еще тут будут слегка закамуфлированные #спойлеры. И тотальная субъективность.
Итак, "Магистр дьявольского культа" - нечто, неожиданно ворвавшееся на Фанфикс и силами группы преданных фанатов в считанные недели ставшее известным сначала в конкурсах, а потом за их пределами. Незавершенное чудесное аниме и более чем (куча экстраглав!) завершенная новелла, лежащая в основе. Именно ей, заразой, меня и перекатило. Вводная для тех, кто не в теме: написанное в режиме сетевого ориджинала фэнтези уся на тему Древнего Китая, восставших зомбей, летающих мечей, волшебных флейт, развевающихся на ночном ветру черных волос, героического противостояния, бесчеловечной жестокости, человеческой косности и предвзятости, взаимной муки, тайной чудесной любви, стыда и бесстыдства... блин, я могу продолжать это очень долго. И если вам кажется, что это звучит круто, то - да, так оно и есть. Если вы любите крутую, доведенную до жестокого накала драму, алмазной чистоты и ясности стекло - вам сюда. Если нравятся твисты, невероятные и вместе с тем вполне верибельные повороты сюжета, заставляющие чувствовать себя так, как будто вы несетесь на американских горках - вам сюда. Если нравится про отношения и смакование двусмысленных ситуаций - сюда. Если про юмор - сюда. Если про серьезный и горький анализ людского несовершенства - тоже сюда. В общем - самое то, чтобы впервые за много лет взахлеб читать всю ночь. И вместе с тем "Магистр" - это то, от чего, если вы любите хорошие книги, лучше держаться как можно дальше. Потому что ближе к финалу (и уж тем более, чем глубже в экстраглавы), тем очевиднее, что это не столько шикарная книга, сколько чуток подванивающий труп шикарной книги. Или, если хотите, недоношенный плод шикарной книги, радовавший на стадии УЗИ, уютно бивший в ладонь, а потом по неосторожности изуродованный и убитый собственным автором. И финишное горестное недоумение прямо пропорционально былому удовольствию от чтения. Поймите верно, я не хочу этим сказать, что у "Магистра" - идиотский конец. Ну т.е. да, он совершенно идиотский, но проблема не в этом. Проблема в том, что при всей своей оригинальности он обладает целым рядом наитипичнейших черт наитипичнейшего фика. Да, да, это именно то, о чем вы подумали: от радикального ООСа персонажей, кривой физики и биологии, шипперства, попаданства, прогибания обстоятельств под крутость героя, аристократофилии и проч. до картонной дубовой нцы с обязательными "изящными стройными ногами", "розовой девственной дырочкой" и другими истасканными, аки пожилая шлюха, перлами. И если поначалу запас крутости так велик, что эти черты либо незаметны, либо обыграны так, что это даже интересно, то чем ближе к финишу, тем больше канон смахивает на аутофик по себе самому. Со всеми вытекающими: пост-фактум он выглядит так, как выглядел бы, например, "Гарри Поттер", если бы Роулинг поначалу держалась бы имеющейся версии, а потом книге в пятой сама вывела бы Дамблдора мерзким глупым старикашкой, в седьмой "уползла" бы Снейпа, а в сцену битвы за Хогвартс вставила бы момент, когда Кингсли и Аберфорт голосят о неземной любви друг к другу, слившись в страстных объятиях отстреливаются от подкатывающих Пожирателей и шокируют МакГонагал своей неземной искренность. Ах да, еще в эпилоге развела бы Гермиону с Роном, ибо нафиг такой хорошей девочке такой бездарь и лодырь, и, пожалуй, орально трахнула бы ее в женском туалете Кингс-Кросс (на глазах у случайно заглянувшей мелкой Лили Луны) много лет тайно любившим ее Гарри, ведь как же без хэппи-энда! А потом подумала бы еще немного и вместо двусмысленных интервью написала бы с десяток вполне себе однозначных миссингов про детали соития Волди с Беллой. В чем смысл сказанного? А ни в чем. Просто таки высказала подпиравшее и немножко отошла от шока, поржав над нарисовавшимся в голове альтернативным ГП. Но все-таки, люди, пожалуйста, если можете, не путайте процессы. Если пытаетесь написать что-то стоящее - не чешите кинки масс. Если чешете - ограничьтесь этим. Уж слишком болезненным порой оказывается для читателя, даже опытного, итог слияния творческого и эксплуатационного подходов к тексту. 10 мая 2019
13 |