Коллекции загружаются
#история #СССР
Попала на экскурсию в музей нашего екатеринбургского НПО "Вектор" (концерн "Алмаз-Антей"). Кто не знает - вся электронная начинка отечественной противовоздушной обороны делалась и делается тут. Поэтому нам показали [уже рассекреченные] фото внутренностей системы "Дарьял" (создана для охраны Москвы от ракетного нападения), фотографии и макет комплекса "Сегеж" (передвижной командный пункт - три грузовика электроники) и макет ранней версии "С - 300". Раньше перед музеем стоял пульт управления это самой версией, но потом начальство распорядилось убрать. А также по мелочи - "Сон" и "Улыбку" (тоже весьма серьезные штуки - одна наводила артиллерию, вторая - метео- и прочее наблюдение, с 2000 метеозондов в комплекте). Все в особом зале, куда ведет потайная дверь (нет, очаг на ней не нарисован и носом его прорывать не надо). Думаю, любители отечественной техники рыдали бы и исходили слюнями. Будучи гуманитарием, я почтительно взирала, мало что понимая. Меня больше заинтересовала основная, не секретная часть музея. У НПО "Вектор" оказалась солидная двухсотлетняя история. Начинался он в 1811 году указом императора Александра I Благословенного как геодезические мастерские при Генеральном штабе, и благополучно прогеодезил (теодолиты, астролябии, циркули и пр.) до самого 1918 года. В 1918 году большевики зачем-то отправили мастерские в Ташкент. Почему в Ташкент - директор музея, которая вела экскурсию, не знает. Все, что она могла сказать: "Там было безопасно". Ну да, басмачи в геодезии точно не разбирались! В 1925 году большевики опомнились и мастерские вернули в Москву, где они стали сначала фабрикой, потом заводом, были перепрофилированы на производство оптических приборов и даже успели повыпускать спертый в Германии фотоаппарат "Лейка". А в Екатеринбург, в смысле Свердловск, завод попал в октябре 1941 года. 400 вагонов с оборудованием и к нему - люди (которым после войны запретили возвращаться в Москву). Завод занял помещение макаронной фабрики и всю войну производил оборудование для аэрофотосъемки. Которое на станции "Шарташ" отгружали на фронт под видом макарон:) Нам показали всю серию "УФА" (если я правильно запомнила) - для дневной и ночной съемки. Все управлялось вручную - пособие по ночной фотосъемке тоже показали. Сам аппарат весил ровно на килограмм меньше центнера, снимали через отверстие в полу/дне/нижней части самолета, предварительно запуская осветительную ракету. Которую тоже показали. Но сильнее всего меня поразило не это, а большая фотография - работники завода на демонстрации 7 ноября 1942 года. Не только потому, что они идут по дороге, где с одной стороны - кое-как натянутая проволока, а с другой - ничего (сейчас это улица Малышева, одна из самых оживленных городских магистралей и на нее выходит проходная завода). Главное - потому что вся колонна, со знаменами, лозунгами, укутанными до ушей (ноябрь на Урале это уже зима) детьми идет под конвоем. Впереди конвойные с автоматами, по бокам - с собаками. Номерной завод, секретное предприятие... А так было очень интересно. Внутри, как полагается на хорошем советском предприятии, очень зелено, пахнет свежескошенной травой, цветут ноготки и маньчжурская сирень, стоит памятник Ильичу, заботливо выкрашенный золотой краской, а среди кустов сирени таятся еще два золотых бюста - Попову (это понятно) и Свердлову (а вот это нет). ЗЫ. Фотографий, к сожалению, не будет. Завод, как было выше сказано, номерной, телефоны было велено сдать в камеру хранения. Все мучились ужасно - руки сами тянулись снять, но увы! 28 июня 2019
10 |