Коллекции загружаются
#пытаюсь_в_критику #ГП #размышлизмы #фанфикшн
Около полугода назад до меня наконец дошло, почему поттериана так популярна в качестве материала для фанфикшена. Я, например, никогда не стал бы писать фанфик по Гарри Поттеру по доброй воле. Нет, феномен вторичной популярности никто не отменял - если все пишут фанфики именно по этому фэндому, то фидбэк от него очевидно будет высоким, и автор, скрепя зубами, заставляет себя изучить бэк и что-нибудь выдать в этих декорациях. Я, например, именно в режиме вторичной популярности написал в своё время фанфик по Наруто. Но "Наруто" мне и сам более-менее нравился - да, существовала добрая сотня аниме круче, чем история про рыжего ниндзю, но по крайней мере, отвращения он не вызывал. А вот чтобы залезть обеими руками в поттериану, мне бы пришлось именно ломать себя. Жестоко и мучительно. И тем не менее, будь я чуть более зависим от фидбэка, мне бы, возможно, удалось себя сломать. Но это не ответ, поскольку для появления вторичной популярности сначала нужна первичная. А она-то откуда взялась? С какого бодуна куча народу так зацепилась за эту довольно-таки бездарную и унылую книжицу? Подчеркну, не то, чтобы поттериана была как-то особенно плоха. На разок почитать она вполне себе сойдёт. Существуют тысячи книг гораздо хуже неё, которые, тем не менее, вполне читабельны. Но и масштабу своей раскрученности она совершенно не соответствует. Существуют тысячи книг гораздо лучше неё, которые, тем не менее, не пользуются и сотой долей её популярности. Да, в раскрутку поттерианы были вложены огромные средства, но с фикрайтерами это работает слабо. Дисней вон тоже в раскрутку новой трилогии огромное бабло вложил. Отбиться - отбилось, а фанфиков по ним - меньше чем по оригинальной Расширенной Вселенной (в основном шипперы Рейло). Потребители и фикрайтеры - это две разных аудитории. И недавно до меня дошло в чём секрет. Роулинг сумела зацепить толпу народа на крючок не тем, что исполнила их ожидания - а как раз наоборот, тем, что эти ожидания с особой жестокостью обманула. Взрослые бы на это не повелись, но Роулинг адресовала детям совсем не детскую по духу и сути книгу - и тем самым смогла поразить ещё не покрытые эмоциональной бронёй сердца. С чего начинается поттериана? С классического "эффекта золушки", он же "харт-комфорт" на жаргоне фикрайтеров. Мальчик живёт весьма бедной и скучной жизнью у нелюбимых и не любящих его дальних родственников, его травят и в школе, и дома... И тут вдруг эти серые беспросветные тучи одна за другой прорезают ослепительные молнии: оказывается, он волшебник, и знаменитость, и богач в одном флаконе... Малолетний читатель подпрыгивает в восторге, крепко-накрепко отождествляет себя с главным героем и требует ещё. Ещё больше издевательств над Дурслями, ещё больше галеонов в волшебных сейфах, ещё больше преклонения перед "тем самым Гарри Поттером"... А Роулинг ему с размаху - бац чайником промеж глаз! Р-разбежался! Оказывается, чтобы эффективно колдовать, родиться волшебником мало, надо ещё на него выучиться, и обучение это отнюдь не приятное и не весёлое. На момент первого курса практически КАЖДЫЙ знакомый маг, взрослый или школьник, сильнее Гарри. И богатство у него весьма относительное - по сравнению с теми же Малфоями он едва ли не нищий. И всеобщее восхищение быстро перерастает в ту же травлю. А, ну да, и как вишенка на торте - хороший волшебник от плохого отличается в первую очередь тем, что безропотно принимает смерть. "Меня обманули!" - кричит малолетний читатель. И бежит исправлять эту вопиющую несправедливость - кропать фанфики, где продолжается феерия из первых глав книги. Гарри продолжает получать всё новые и новые плюшки, обнаруживает у себя такое наследство, что становится богаче Малфоя, без всякого обучения становится магом сильнее Дамблдора, а по мере полового созревания - получает всеобщую любовь не только в виде торта от Хагрида. Ну или идёт эффект компенсации - популярный в фанфиках мотив "Гарри все предали" - это проекция в фанфик читательского "Роулинг меня предала". Или же пытаются дополучить себе эффекта золушки за счёт объяснения "я просто не ту золушку выбрал". Отсюда всякие Драко в кожаных штанах и прочие хорошие Волдеморты. "Я отождествился не с тем, этот ваш Гарри просто лох, нужно отождествиться с более сильным-богатым-влиятельным - и тогда уж мне точно додадут обожания". Стоит заметить, когда автор этих строк впервые прочитал Гарепотера, он ещё отнюдь не был старой, циничной и толстокожей скотиной, как сейчас. Он ещё вполне себе вёлся на эффект золушки. В других книгах. Да что говорить, я иногда и сейчас на него ведусь, хотя куда реже. Но вот конкретно в этой книге он меня не зацепил от слова совсем. Потому что я ещё в прологе как увидел упоминание о том, что Волдеморт УБИЛ множество людей - с самого начала перестал воспринимать это как сказку с пряничными домиками и приготовился читать мрачное тёмное фэнтези. И все эти детские игрушки, типа наколдованного у Дадли поросячьего хвостика или шоколадных лягушек в поезде - меня не забавляли, а бесили. И Гарри, который только что узнал, что его родителей УБИЛ злой волшебник, но при этом продолжает вести себя так, будто попал в добрую детскую сказку - ни малейшего желания отождествиться с ним у меня не вызывал. Поэтому я и не чувствовал себя преданным, когда эффект золушки закончился - наоборот, только облегчение, что закончилась клоунада и наконец-то можно заняться серьёзным решением серьёзных проблем. А другие этих предупреждающих звоночков просто не услышали - и естественно, желание исправить "неправильную" книгу их понесло. Они не ту поттериану любят, которую написала Роулинг, а свою собственную - "настоящую". Которая без обмана. 6 августа 2019
24 |
финикийский_торговец
>Пример бессмысленности проделанной работы? Вероятно да. Точно сказать не могу, так как не читал, но МГ поставил в очередь на прочтение. Безусловно, наличие основ матчасти не достаточно для хорошей книги, но необходимо для неё. На нём одном выехать нельзя, но без него выходит откровенная фигня. |
Fluxius Secundus
Для этого нам достаточно знать, что попадание из турболазеров испарит их корабль. Мы это знаем, они это знают. Может они знают, что собьют их кашиикским мелороном. А вот что нам даст знание этого? Мы будем сильнее им сопереживать? 1 |
финикийский_торговец
Показатель крутости автора - способность подать информацию интересно и ненавязчиво. Не только технозаклепки, всяких описаний внешности это тоже касается. 1 |
Fluxius Secundus
В том и фикус, что авторы именно это и делают. В объёме, достаточном для понимания "что там происходит". Чтобы было интересно читателю, а не любителям всчитнуть таблицы Брадиса перед сном. 4 |
Desmоnd
Хорошие авторы - да, именно это и делают. Роулинг к хорошим авторам не относится, поэтому она этого не сделала. |
grey_area
Роулинг относится к прекрасным авторам, написавшим шедевр, завоевавший мир. То, что кто-то там посчитает её плохим автором - ну ок, бедная мама Ро в своём замке как-то переживёт. 2 |
Fluxius Secundus
Если бы этого было достаточно. grey_area Безусловно, наличие основ матчасти не достаточно для хорошей книги, но необходимо для неё. Мы же все понимаем что хорошей для вас? 2 |
grey_area
Я читал и даже слежу в онгоинге, но рекомендовать не могу. Шут с характерами, язык там - просто ужас. Yusman Для этого нужно знать и шанс попасть по кораблю как минимум, это корабль такой картонный или пушка крутая, могли ли герои ждать чуваков с такими пушками в этом месте и ждали ли, сколько стоит из неё палить для владельцев, как у них со скоростью и маневренностью по сравнению с героями. |
финикийский_торговец
Для Серой Зоны. У меня более сложное отношение: недостаток матчасти - именно недостаток (и может сочетаться с избытком, когда матчасть есть, но не та), но он может быть скомпенсирован другими сильными сторонами. |
Fluxius Secundus
Да я поправил комент. Но, хотя я и сам люблю заклёпки, всё же понимаю что бывает разный текст и разное, что важнее, его восприятие. 1 |
финикийский_торговец
У некоего автора было произведение где практически везде использовался твердый свет. Объяснения что это там не было, но это и не понадобилось. Хотя казалось бы, ключевая технология, границы применимости. 2 |
Yusman
Если персонажи - пользователи технологии, им могло и хватать. |
Yusman
Потому что оно есть на халопедии, не? Этот автор в принципе не склонен переписывать то, что и из канона можно узнать. 1 |
Fluxius Secundus
Абсолютно не нужная информация из серии заклепкодрочева, которая потянет за собой ещё кучу не нужной информации. Для примера можешь представить что книга про пиратов и гг на шлюпке проплывает мимо пиратского корабля. Дорого ли выстрелить из пушки? Какие шансы на попадание? Крепкая ли шлюпка или пушка крутая? Даст ли тебе это хоть что-то для сюжета, например Острова сокровищ? 1 |
Yusman
Все это для пиратского сеттинга читатель более-менее знает заранее. Ему не нужно объяснять, что такое узел - достаточно назвать цифру. Он примерно знает, как делали порох (а не знает - залезет в энциклопедию), и так далее. |
Fluxius Secundus
В каноне что-то незаметно чтобы что-то вменяемое было. Неизвестная технология предтеч. Что не мешает жителям криптона вовсю эту технологию использовать. Ни ответа что это, ни объяснения как это получают, ни физики процесса. Что собственно абсолютно никак не мешает. 1 |
Fluxius Secundus
Что он знает? Читатель думает, что знает. Сколько стоит залп корабля? 10 узлов это много или надо ещё веревок накупить? 20ти пушечный фрегат это мощный корабль или так, скорлупка картонная? Вот без гуглинга? Или достаточно знать, что если шлюпку гг заметят по нему выстрелят, 20ти пушечный фрегат мощнее чем 10ти пушечный шлюп, а 10 узлов это быстрее, чем 6 узлов? 3 |
Fluxius Secundus
Иии? Границы применимости всего этого? Физика процесса? Я с таким же успехом могу кинуть ссылку на поттеропедию, где есть статья про магию. 1 |
финикийский_торговец
Более того он даже не сможет оценить разумность поведения солдат 18 века. Просто потому, что он не специалист. Зачем они ходят шеренгами? Для чего они подходят шагом друг к другу? Что за бред? Должны ползком и по окопам. 1 |
Desmоnd
А это и есть тот самый пример, когда за заклёпками забывают про основу, и вынуждены потом латать дыры на ходу. |
Yusman
Увы и такое бывает. |
Yusman
поведения солдат 18 века. Но там хватит при кратком объяснении и вполне понятных доводов (вот есть мушкет, вот такие у него ТТХ, вот конница которая затопчет одиноких его владельцев - вот от этого и пляшем) и вполне ньютоновской механики. Читать теорию радиолокации и радиоэлектронной борьбы не нужно будет. 2 |
Собственно те же ЗВ замерли в описании боёв и их визуальном представлении именно на упомянутых мной 50-х 20-го века вовсе не случайно.
|
Yusman
Показать полностью
Узел - морская миля в час, чуть меньше двух километров, на глобусе - угловая минута. Залп стоит дохрена до восемнадцатого века и Лавуазье, потом несколько меньше, чем дохрена. Но авторы книжек пропиратов на это могут забить. Смотря чьей постройки, но до бомбических орудий потопить корабль артиллерией сложнее, чем подмести с него команду. Гугл для этой инфы не нужен, но и в безгугольные времена мог посмотреть энциклопедию или спросить разбирающегося родственника. Ссылку кинуть можете, но нужного там не будет. Собственно, мы до сих пор не знаем, что именно ограничивает магам меткость и скорострельность - после всех допов! Jane_Doe Ну так это как раз показатель, что цивилу матчасть не мешает. Desmоnd Гравитрюки-то как раз можно достроить через взаимодействие с вышележащей гиперстеной. Генмодификация под запретом, и поэтому или делается в гараже с соответствующими побочками (потому что в хромосомах то еще спагетти), либо юридическим обходом, и там к спагетти в генетике добавляется спагетти в законодательстве - случай пролонга. Вот котэпатия и неиспользование антиматерии объяснений не имеют, увы. 1 |
Fluxius Secundus
Да вот мешает. Мне нравилось, потому что я по какой-то причине (мб потому что читать было нечего или потому что хотела почувствовать себя умнее, типа вона какие книжки читаю) прорвалась сквозь все эти умные описания, а большинство моих знакомых - нет. И я ппц как не уверена, что стала бы читать что-то подобное сейчас. Обычно реакция у народа такая: "Ааааа, это то, где классификация рыб на десять листов?.. Аааа, ну яснопонятно". Ну и ведь как ни крути, это не детские книги, и в силу жанра там это смотрится в тему. В отличие от Гарри Поттера. |
Мол
|
|
Структура магии очень сильно влияет на сюжет! Это же основа мира!
|