↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
18 сентября 2019
Aa Aa
#фикрайтерское #средиземье #камбрия #кроссоверы

Пост этот навеян размышлениями о месте Тома Бомбадила в сеттинге Средиземья, но речь сейчас пойдет, главным образом, о сидах :)

Итак, вот здесь: https://fanfics.me/message_comment3411654 - я высказал мысль, что появление Тома Бомбадила во ВК - это своеобразный "самокроссовер", в котором Профессор слил воедино сеттинг Эа и более ранние свои истории, по существу принадлежащие другой вселенной (если я с хронологией наврал, прошу прощения: не в ней сейчас суть). Так вот, эту мысль можно продолжить. И поставить вот какой вопрос: можно ли сливать в кроссоверах мифологии из разных вселенных? Вот я и попробую поразмышлять.

Хорошо, если пантеоны и бестиарии описаны настолько поверхностно и неполно, что всем найдется место в объединенном мире. Есть еще вариант, когда по сюжету происходит связывание или слияние миров, и две исходно разные вселенные начинают взаимодействовать "как есть", а автор и не нуждается в обосновании единства мира. Ну, еще есть вариант, использованный Марией Семеновой в "Волкодаве": заявить, что у каждого народа свои боги и все они истинные. Правда, как при этом быть с тем, что, по идее, у каждого народа должен быть свой собственный миф о сотворении мира - и как их совместить в одной вселенной? Ну, а если хотя бы один из миров описан так полно, что вклинить туда новые сущности проблематично, а закрывать на эти проблемы глаза не хочется?

Вот мне кажется, что как раз вселенная Эа, описанная Дж. Р. Р. Толкином, - как раз такой "неудобный мир". Именно поэтому в нем плохо себя чувствует не только перумовский Орлангур, но и канонический Том Бомбадил с канонической же Златеникой. И тем не менее, кроссоверы по этом миру все-таки пишут. Как некоторая часть народа знает, ваш покорный слуга тоже рискнул такое проделать.

Итак, Этайн, дочь Хранительницы - кроссовер-впроцессник, в котором я пытаюсь переплести Камбрию В. Э. Коваленко и Средиземье - при том, что первый фандом - не совсем "твердая", но все-таки НФ, а второй - классическая фэнтези. Общее - пожалуй, только присутствие и там, и там эльфов (то, что в мире "Камбрии" они именуются сидами, дела не меняет: в каноне не скрывается, что они, насколько возможно, скопированы с лунных эльфов DnD). Замечу, что место двух фандомов в этом кроссовере неравноценно: "Камбрия" там определенно доминирует, а элементы мира Эа играют весьма подчиненную роль. Более того, физически персонажи двух фандомов там и не встречаются :)

Откуда вообще "средиземские" элементы берутся - а, в конечном итоге, оттуда, что канонная ГГ, сида Немайн, - ни много, ни мало, эльфийка-христианка. Вот так! Но это канон. Я не обсуждаю сейчас удачность или неудачность такого решения, но замечу, что в моем хэдканоне ее христианство не притворно, хотя и весьма своеобразно. Но при этом окружающие ее люди воспринимают ее как элемент былой, языческой эпохи, как древнюю богиню, признавшую над собой власть христианского Бога. А теперь вопрос: как она будет объяснять своей дочке (это уже персонаж, введенный мною в фик в качестве ГГ), откуда они такие взялись, остроухие, большеглазые и нестареющие? Ссылаться на ирландские и бриттские мифы? Но они насквозь языческие, не только по событийной стороне дела, но и по морально-этической. И тут на помощь приходит Профессор: мама по памяти - а память у нее невероятно хорошая - рассказывает дочке "сказки про сидов" - вольные пересказы историй из Сильма и ВК.

Иллюстрация - фрагмент из опубликованного:
Другие они с ней все-таки, ох, другие! Одна радость: большинство окружающих либо этого вовсе не понимает, либо приписывает сидам какие-то сказочные способности, пока еще не замечая главного. И ладно бы, если этим главным была бы неспособность лгать. Танька боится другого. Пройдет еще десять, пятнадцать, двадцать лет… Уже сейчас мама выглядит куда моложе, чем даже Ладди, не говоря о поседевшем, погрузневшем, хотя все еще сильном отце. Неужели доля сидов, живущих среди людей, – а Этайн знает: других нет – хоронить умерших от старости супругов, уродившихся обычными людьми детей, друзей-сверстников, сами оставаясь вечно молодыми? Обзаводиться новыми друзьями и родней – и вновь их терять? Увы, сознание того, что у тебя есть шанс прожить много сотен, а может, и тысяч, а может, и еще больше лет, не утешает ничуть. И даже страшные муки сидов во время обновлений организма – за жизнь Этайн мама их прошла уже два, считая приключившееся сразу после рождения дочери, и как это было во второй раз, Танька никогда не забудет! – не искупают чудовищной несправедливости по отношению к людям. К тому же большинство людей – они ведь о том, каково это, проходить обновление, даже не догадываются. Ну подумаешь, сида захворала – глядишь, и поправится! А в конце концов может ведь выйти и так, как рассказывается в страшной сказке про остров Нуменор, слышанной от матери: позавидовали люди сидам, и нашелся хитрый злодей, посуливший отвоевать им сидово бессмертие. В результате море крови пролилось, и людской, и сидовой, и великая страна погибла, да только от смерти никто из смертных все равно не спасся. Или правильно было бы поступать так, как сделала героиня еще одной страшной маминой сказки, сида Арвен, – после смерти любимого человека доводить себя до такого состояния, чтобы было уже не пережить обновления? Так страшно же, да и грешно, да и бессмысленно: от этого у других горе только умножится.

Продолжение будет ниже
18 сентября 2019
3 комментариев из 26 (показать все)
Facensearo
>а валлийцы тогда еще считали сидов богами именно с большой буквы б

А вот это, вообще говоря, вопрос еще тот :)

Смотря что мы будем обсуждать: мир, нарисованный Коваленко или реальный Уэльс 7 века (а я в "Этайн" всё время балансирую между ними, насколько удается). Надо понимать, что в "Камбрии", особенно в "Кембрийском периоде" присутствует довольно много перенесенных в Британию ирландских реалий. Понятно, что обоснуй этому найти можно: и династия там в Диведе (равно как и в соседнем Брихейниоге) правит ирландская по происхождению, и ирландская диаспора присутствует, и - это главное, причем подчеркиваемое Коваленко - имеет место если не полное единство, то активное взаимодействие языческих жрецов. В мире "Камбрии" в Ирландии друиды еще есть (хотя, видимо, им несладко на родине, раз они ищут себе места рядом с Немайн). А как в реальности? - а трудно сказать.

К. Гюйонварх и Ф. Леру в своей "Кельтской цивилизации" писали такое:
Нам неизвестны детали процесса исчезновения валлийского «друидизма». Мы знаем лишь главное: валлийских мифологических и эпических преданий не сохранилось, ибо все предания, существовавшие благодаря бардам, были подвергнуты литературной обработке в XI-XII вв. после нормандского завоевания.

И что остается? А моделировать, да простят меня критики, ситуацию на материале Руси. А Русь, крещеная в 9 веке, до сих пор сохраняет элементы т.н. "двоеверия". И никакое это ни уникально русское явление. Все эти фэйри и сиды в реальных Англии, Уэльсе и Ирландии - они оттуда. А что у Коваленко? А у Коваленко можно найти и "сиды - те, кого раньше считали богами" (читай: а может, и зря считали), и сцену жертвоприношения, сделанного Пендой Немайн-Минерве (правда, Пенда - англ-язычник, а не бритт-христианин)... Но поседевший гнусавый бард в "Кембрийском периоде" явно увидел в Немайн (тогда еще клирике) богиню настоящую, но ирландский епископ Теодор-Камлин счел Немайн именно за древнюю богиню, а не за какую-то там фэйри, равно как и ведьма Анна (будущая Анна Ивановна)... А эпизод с куклой Неметоны! Да там сплошь и рядом это самое двоеверие и вылезает. Сдерживает его, по существу, и то постольку-поскольку, одна лишь позиция самой Немайн, последовательно отстаивающей христианство (правда, параллельно пытающейся его реформировать, причем местами довольно странным образом). К тому же, у языческой Немайн есть совершенно определенные "божественные" обязанности: например, вселять панику в воинов на поле боя.

А еще я замечу, что ведь и валар, и майар у Толкина - не боги, а лишь помощники и творения Единого. И в этом отношении они как раз и оказываются похожи на сидов в одной из их интерпретаций (упомянутой и у Коваленко): сиды - часть ангелов, те, которые вовремя не определились, с кем они, с Богом или с дьяволом. И отсюда вытекает консенсусный компромисс в интерпретации образа Немайн местными: она - бывшая богиня, добровольно признавшая над собой власть более сильного Бога христиан.
Показать полностью
FluktLight
П_Пашкевич
Жалеть о том что работа которая должна была пугать читателя напугала меня?
FluktLight
Ну, к этому можно ведь отнестись по-разному. Значит, текст зажил своей жизнью, перестал быть покорной марионеткой, - а это, между прочим, круто.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть