18 сентября 2019
|
|
Facensearo
>а валлийцы тогда еще считали сидов богами именно с большой буквы б А вот это, вообще говоря, вопрос еще тот :) Смотря что мы будем обсуждать: мир, нарисованный Коваленко или реальный Уэльс 7 века (а я в "Этайн" всё время балансирую между ними, насколько удается). Надо понимать, что в "Камбрии", особенно в "Кембрийском периоде" присутствует довольно много перенесенных в Британию ирландских реалий. Понятно, что обоснуй этому найти можно: и династия там в Диведе (равно как и в соседнем Брихейниоге) правит ирландская по происхождению, и ирландская диаспора присутствует, и - это главное, причем подчеркиваемое Коваленко - имеет место если не полное единство, то активное взаимодействие языческих жрецов. В мире "Камбрии" в Ирландии друиды еще есть (хотя, видимо, им несладко на родине, раз они ищут себе места рядом с Немайн). А как в реальности? - а трудно сказать. К. Гюйонварх и Ф. Леру в своей "Кельтской цивилизации" писали такое: Нам неизвестны детали процесса исчезновения валлийского «друидизма». Мы знаем лишь главное: валлийских мифологических и эпических преданий не сохранилось, ибо все предания, существовавшие благодаря бардам, были подвергнуты литературной обработке в XI-XII вв. после нормандского завоевания. И что остается? А моделировать, да простят меня критики, ситуацию на материале Руси. А Русь, крещеная в 9 веке, до сих пор сохраняет элементы т.н. "двоеверия". И никакое это ни уникально русское явление. Все эти фэйри и сиды в реальных Англии, Уэльсе и Ирландии - они оттуда. А что у Коваленко? А у Коваленко можно найти и "сиды - те, кого раньше считали богами" (читай: а может, и зря считали), и сцену жертвоприношения, сделанного Пендой Немайн-Минерве (правда, Пенда - англ-язычник, а не бритт-христианин)... Но поседевший гнусавый бард в "Кембрийском периоде" явно увидел в Немайн (тогда еще клирике) богиню настоящую, но ирландский епископ Теодор-Камлин счел Немайн именно за древнюю богиню, а не за какую-то там фэйри, равно как и ведьма Анна (будущая Анна Ивановна)... А эпизод с куклой Неметоны! Да там сплошь и рядом это самое двоеверие и вылезает. Сдерживает его, по существу, и то постольку-поскольку, одна лишь позиция самой Немайн, последовательно отстаивающей христианство (правда, параллельно пытающейся его реформировать, причем местами довольно странным образом). К тому же, у языческой Немайн есть совершенно определенные "божественные" обязанности: например, вселять панику в воинов на поле боя. А еще я замечу, что ведь и валар, и майар у Толкина - не боги, а лишь помощники и творения Единого. И в этом отношении они как раз и оказываются похожи на сидов в одной из их интерпретаций (упомянутой и у Коваленко): сиды - часть ангелов, те, которые вовремя не определились, с кем они, с Богом или с дьяволом. И отсюда вытекает консенсусный компромисс в интерпретации образа Немайн местными: она - бывшая богиня, добровольно признавшая над собой власть более сильного Бога христиан. |