↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
18 сентября 2019
Aa Aa
#фикрайтерское #средиземье #камбрия #кроссоверы

Пост этот навеян размышлениями о месте Тома Бомбадила в сеттинге Средиземья, но речь сейчас пойдет, главным образом, о сидах :)

Итак, вот здесь: https://fanfics.me/message_comment3411654 - я высказал мысль, что появление Тома Бомбадила во ВК - это своеобразный "самокроссовер", в котором Профессор слил воедино сеттинг Эа и более ранние свои истории, по существу принадлежащие другой вселенной (если я с хронологией наврал, прошу прощения: не в ней сейчас суть). Так вот, эту мысль можно продолжить. И поставить вот какой вопрос: можно ли сливать в кроссоверах мифологии из разных вселенных? Вот я и попробую поразмышлять.

Хорошо, если пантеоны и бестиарии описаны настолько поверхностно и неполно, что всем найдется место в объединенном мире. Есть еще вариант, когда по сюжету происходит связывание или слияние миров, и две исходно разные вселенные начинают взаимодействовать "как есть", а автор и не нуждается в обосновании единства мира. Ну, еще есть вариант, использованный Марией Семеновой в "Волкодаве": заявить, что у каждого народа свои боги и все они истинные. Правда, как при этом быть с тем, что, по идее, у каждого народа должен быть свой собственный миф о сотворении мира - и как их совместить в одной вселенной? Ну, а если хотя бы один из миров описан так полно, что вклинить туда новые сущности проблематично, а закрывать на эти проблемы глаза не хочется?

Вот мне кажется, что как раз вселенная Эа, описанная Дж. Р. Р. Толкином, - как раз такой "неудобный мир". Именно поэтому в нем плохо себя чувствует не только перумовский Орлангур, но и канонический Том Бомбадил с канонической же Златеникой. И тем не менее, кроссоверы по этом миру все-таки пишут. Как некоторая часть народа знает, ваш покорный слуга тоже рискнул такое проделать.

Итак, Этайн, дочь Хранительницы - кроссовер-впроцессник, в котором я пытаюсь переплести Камбрию В. Э. Коваленко и Средиземье - при том, что первый фандом - не совсем "твердая", но все-таки НФ, а второй - классическая фэнтези. Общее - пожалуй, только присутствие и там, и там эльфов (то, что в мире "Камбрии" они именуются сидами, дела не меняет: в каноне не скрывается, что они, насколько возможно, скопированы с лунных эльфов DnD). Замечу, что место двух фандомов в этом кроссовере неравноценно: "Камбрия" там определенно доминирует, а элементы мира Эа играют весьма подчиненную роль. Более того, физически персонажи двух фандомов там и не встречаются :)

Откуда вообще "средиземские" элементы берутся - а, в конечном итоге, оттуда, что канонная ГГ, сида Немайн, - ни много, ни мало, эльфийка-христианка. Вот так! Но это канон. Я не обсуждаю сейчас удачность или неудачность такого решения, но замечу, что в моем хэдканоне ее христианство не притворно, хотя и весьма своеобразно. Но при этом окружающие ее люди воспринимают ее как элемент былой, языческой эпохи, как древнюю богиню, признавшую над собой власть христианского Бога. А теперь вопрос: как она будет объяснять своей дочке (это уже персонаж, введенный мною в фик в качестве ГГ), откуда они такие взялись, остроухие, большеглазые и нестареющие? Ссылаться на ирландские и бриттские мифы? Но они насквозь языческие, не только по событийной стороне дела, но и по морально-этической. И тут на помощь приходит Профессор: мама по памяти - а память у нее невероятно хорошая - рассказывает дочке "сказки про сидов" - вольные пересказы историй из Сильма и ВК.

Иллюстрация - фрагмент из опубликованного:
Другие они с ней все-таки, ох, другие! Одна радость: большинство окружающих либо этого вовсе не понимает, либо приписывает сидам какие-то сказочные способности, пока еще не замечая главного. И ладно бы, если этим главным была бы неспособность лгать. Танька боится другого. Пройдет еще десять, пятнадцать, двадцать лет… Уже сейчас мама выглядит куда моложе, чем даже Ладди, не говоря о поседевшем, погрузневшем, хотя все еще сильном отце. Неужели доля сидов, живущих среди людей, – а Этайн знает: других нет – хоронить умерших от старости супругов, уродившихся обычными людьми детей, друзей-сверстников, сами оставаясь вечно молодыми? Обзаводиться новыми друзьями и родней – и вновь их терять? Увы, сознание того, что у тебя есть шанс прожить много сотен, а может, и тысяч, а может, и еще больше лет, не утешает ничуть. И даже страшные муки сидов во время обновлений организма – за жизнь Этайн мама их прошла уже два, считая приключившееся сразу после рождения дочери, и как это было во второй раз, Танька никогда не забудет! – не искупают чудовищной несправедливости по отношению к людям. К тому же большинство людей – они ведь о том, каково это, проходить обновление, даже не догадываются. Ну подумаешь, сида захворала – глядишь, и поправится! А в конце концов может ведь выйти и так, как рассказывается в страшной сказке про остров Нуменор, слышанной от матери: позавидовали люди сидам, и нашелся хитрый злодей, посуливший отвоевать им сидово бессмертие. В результате море крови пролилось, и людской, и сидовой, и великая страна погибла, да только от смерти никто из смертных все равно не спасся. Или правильно было бы поступать так, как сделала героиня еще одной страшной маминой сказки, сида Арвен, – после смерти любимого человека доводить себя до такого состояния, чтобы было уже не пережить обновления? Так страшно же, да и грешно, да и бессмысленно: от этого у других горе только умножится.

Продолжение будет ниже
18 сентября 2019
26 комментариев
А результат: дочка-эльфийка вырастает немножко толкинисткой. Нет, она прекрасно знает, что это лишь выдуманные истории, но... Ей снятся сны о Средиземье, она мечтает о нем наяву, часто проводит параллели между происходящим вокруг нее и "сказками про сидов", по сути, причисляет себя к эльдар - но никогда не встретится наяву ни с кем из персонажей Профессора. А кем она в этих фантазиях видит свою мать, в реальности выдающую себя за ирландскую богиню Немайн? Среди валар для Немайн нет параллели, остается только майа. Ну и что, почему бы и нет?

Иллюстрация - кусок из еще не вошедшего в основной текст. Это сон уже взрослой дочери, прожившей не одну сотню лет - и все равно хранящей в душе свое Средиземье.

Огромная белая чайка парит над Этайн – величественно, гордо, широко распахнув белые, отороченные на концах темным крылья. Она почти не взмахивает ими, но все равно уверенно держится в воздухе, умело опираясь на поднимающиеся вверх его токи. Время от времени птица хрипло и как-то насмешливо вскрикивает, набирает высоту, описывает круг и вновь возвращается к сиде. В небе видно еще несколько похожих силуэтов: серебристые чайки – обычные жительницы морского побережья. А море – оно катит увенчанные белой пеной волны, с шумом обрушивает их на песчаный берег, выбрасывает на него обрывки грязно-бурых, бордово-красных и почти черных водорослей, увешанные невезучими ракушками-двустворками, щедро подкармливает этими дарами смелых обитателей суши, не боящихся поселиться рядом с прибоем: червей, мушиных личинок, мелких жучков… Этайн стоит на длинном деревянном помосте, подобно острому клыку вонзившемся в тело залива. У помоста – кажется, он называется пирсом – покачивается двухмачтовый парусный корабль, похожий на огромного белого лебедя. Корабль этот давно готов к отплытию, и остроухие моряки призывно и, кажется, даже раздраженно машут руками рыжеволосой зеленоглазой сиде, никак не могущей решиться сделать шаг на трап. С палубы корабля на Этайн смотрит с самым мрачным выражением лица высокий атлетически сложенный мужчина, бородатый и явно немолодой на вид, что совсем не вяжется с его совершенно сидовскими глазами и ушами. «Это же Кирдан Корабел!» – уверенно опознает странного сида Этайн. – «Почему же он не на берегу, а на корабле? Выходит, это последний корабль, уходящий в Благословенные Земли, Тир-на-Ног, Валинор?..»
За спиной у Тани раскинулся Митлонд – огромный белокаменный город, некогда прекрасный и величественный, но теперь совсем угасший и медленно разрушающийся. Темно-зеленый плющ обвивает опустевшие дома, на их крышах обосновалась буйная древесная поросль, а в голых кронах усохших деревьев некогда заботливо поддерживавшегося сидами-садовниками городского парка свили себе гнезда нахальные черные воро́ны. Что же будет с уже по сути дела умершим городом после того, как последний его житель навсегда покинет Срединную Землю? И что станет со всей Срединной Землей, когда она лишится своих хранителей-Перворожденных?
«Ты действительно хочешь это знать, дочь майа и смертного, избравшая себе хроа и судьбу женщины народа нандор?», – прямо в голове слышит Этайн ворчливый голос Кирдана, так и не разомкнувшего губы. – «Зачем тебе это? Теперь это проблемы Младшего народа, а не наши!»
«Да, хочу!» – Этайн отвечает Кирдану тоже мысленно, но он несомненно ее слышит и явно недоволен ответом. – «Потому что ты неверно понял, зачем я сейчас здесь! Я пришла в Серебристую Гавань не для того, чтобы отплыть на Запад, – я пришла, чтобы попрощаться с последними уходящими и сказать, что я остаюсь. Почтенный Новэ», – Этайн уважительно склоняется перед Древним, – ты прав, говоря, что моя хроа – тело женщины народа нандор. Но моя фэа – она сроднилась с этой страной и с живущим на ней Младшими детьми Единого, и не будет мне счастья нигде в Арде и за ее пределами без этой земли и без этих людей! Я совсем не владею магией и плохо управляюсь с оружием – но я умею служить людям иначе: раскрывая тайны природы и делясь своими открытиями с теми, кому это интересно и нужно. К тому же сам посуди: ну кому будет нужно это мое умение на Заокраинном Западе, где ответы на такие вопросы либо получают прямо от Валар, либо не получают вовсе?»
Кирдан Корабел долго смотрит на Этайн, склонившуюся перед ним в почтительном поклоне. А за спиной у отчаянной сиды потихоньку скапливается целая толпа – ее коллеги и ее студенты, ее дети, ее любимые и ее друзья, живые и ушедшие, – и все, кажется, радуются и ликуют оттого, что Этайн не покидает их, а остается на этом берегу, на родной для всех для них земле. И, поняв наконец, что рыжая сида не переменит своего решения, Кирдан машет рукой и отдает капитану какую-то короткую команду – кажется, она звучит на квенья, языке, совсем непонятном Тане. Распустив белые паруса, последний корабль медленно отходит от пирса и берет курс на Запад, вслед опускающемуся в море оранжевому кругу Солнца.
«Я не смогу ответить на твой вопрос о будущем этого мира, дерзкая телерэ», – улавливает наконец Таня беззвучный ответ Кирдана. – «Своим выбором ты слишком сильно меняешь его судьбу, и его будущее для меня теперь совсем туманно. Но я желаю вам всем удачи!»
И Этайн вдруг широко улыбается: «Ты снова ошибся, почтенный Новэ! Телери – это не я, это моя старшая дочь, и она тоже остается здесь!»

Далее - окончание
Показать полностью
Ну, а что в реале? А в реале, с одной стороны, век от века на этой Земле становится все больше потомков наших двух героинь, а с другой - потихоньку расползаются по миру пересказы "средиземских" сказок, обрастают народным творчеством - и...

Еще один фрагмент из пока не вошедшего:

От толпы отделяется и устремляется навстречу Этайн высокая девушка в светлом платье – впрочем, Таня отчетливо различает его салатно-зеленый цвет, равно как и черные как смоль волосы юной красавицы, ее огромные карие глаза и длинные заостренные уши.
– Здравствуйте! – восклицает незнакомая сида, судя по «современному» выговору, видимо, совсем молоденькая не только по внешности, но и на самом деле. – Добро пожаловать к нам!.. Ой! Да ты же тоже из нашего народа! Привела с собой друзей на праздник? Позвольте представиться: я Аруин верх Рис из клана Плант-Телери. Но друзья зовут меня Арвен – в честь королевы из древней легенды!
Таня лукаво смотрит на девушку: должно быть, давно почивший на совсем другой планете профессор-лингвист изрядно удивился бы, если бы узнал, что на свете живет и здравствует некая особа, мало того что сильно смахивающая на героев его произведений и откликающаяся на придуманное им имя, так еще и, в придачу ко всему, причисляющая себя к клану с почти таким же названием, как у одного из созданных его фантазией народов! Что ж, выпущенные в большой мир не без участия самой Тани «сидовы легенды» не могли не оставить следа в культуре и обычаях Новой Гесперии! А еще Этайн ощущает сейчас неподдельную гордость за свою старшую дочь, спасшую и вы́ходившую такое количество «диких» сидов, что они сумели организоваться в целый клан и назвались в ее честь.
Но вслух Таня ничего этого не говорит, лишь представляется:
– А я Этайн О'Десси из клана Дал Каш. Со мной мои друзья, позвольте представить их: Дай, Берт, Элейн, Таред.
– Так ты ирландка? Тогда с Белтэйном тебя и твоих друзей! – приветливо улыбается то ли Аруин, то ли Арвен. – Да у тебя же инструмент с собой! Играешь?
– Конечно! – и Таня озорно улыбается. – И сегодня я непременно буду исполнять вам самые разные песни. Например, великих бардов и музыкантов из далеких времен, Оэна О'Леннана и сэра Пола Мак-Картни!
– Никогда не слышала о таких! – недоумевает Аруин-Арвен. Но по всему – и по вздернувшимся ушам, и по загоревшимся любопытством глазам – видно, что ей очень интересно: что же за барды это такие и о чем их баллады? А Таня… Она давно уже превратила в полноценные стихи мамины подстрочники «битловских» песен, а мелодии их подобрала на своем круте и того раньше. Почему бы и не познакомить теперь с ними камбрийскую молодежь?
– Ой, мэтресса О'Десси! – Этайн оборачивается на чей-то удивленный возглас – и видит хорошо запомнившуюся ей на лекциях студентку-«чижика», второкурсницу с биофака. Кажется, удивляется и юная черноволосая сида: видимо, приняла Таню за сверстницу – а она, оказывается, «мэтресса»! Значит, прикидывает Этайн, выросла скорее всего эта Арвен в смешанной, а то и в человеческой, семье и до последнего времени в основном общалась с людьми, а не с сидами. Что ж, это дело поправимое – если, конечно, какой-нибудь круглоухий удалец не охмурит красавицу в ближайшее время и не увезет с собой в дальние края, туда, где сидов и нет вовсе.
– Тсс… – Этайн подмигивает не в меру наблюдательной студентке, прижимает палец к губам: не выдавай! Впрочем, почему же «не в меру»? Уж что-что, а наблюдательность – штука, для натуралиста никогда не лишняя. А уж если человеческая девушка еще и обладает столь хорошим сумеречным зрением – так ей же цены нет!
А девчонка-то молодец: украдкой мигает в ответ, потом скрывается среди друзей-приятелей. Поняла, что от нее требуется!
Между тем костер взметнулся выше вершин деревьев – наконец, приходит время для огненного танца! И вот уже кружится хоровод юных девушек – среди которых есть и люди, и сиды – вокруг столба жаркого оранжевого пламени, совсем близко от него. Тане, стоящей довольно далеко от огня, становится даже немножко страшно за танцующих – а им все нипочем!
– Раньше в деревнях зажигали в Галан-Май не один большой костер, а целых два, и не ночью, а на рассвете, – тихонько объясняет Этайн мужу и сыну. – И трижды проводили между кострами весь свой скот – очищали его от скверны, накопившейся за зиму. Считалось, что именно в это утро светлый бог Луг побеждает на поединке своего противника Белероса, и тогда холодная, мрачная, злобная половина года сменяется теплой, светлой, доброй и радостной. А римляне принесли бриттам обычай в этот же день отмечать заодно и праздник Флоры, богини растений. Жаль, что он ныне почти забыт – мы все стали чересчур городскими, сильно оторвались от природы…
– А еще некоторые старые люди верят, что именно в этот день на темном облаке наш народ прилетел на Эрин, чтобы там поселиться, – добавляет стоящая рядом Арвен. – Только похоже, что это поверье – полная выдумка. Во всяком случае, наши собственные легенды рассказывают совсем другое – о пробуждении возле какого-то священного озера, об уходе в благословенный Западный Край – Валинор, о возвращении на родную землю – вовсе ни на каком не на облаке, а на самых обычных кораблях. Только вот где лежит это озеро и где находится этот самый Заокраинный Западный Край, никто теперь не знает – да и есть ли они на самом деле, и были ли когда-нибудь?
Таня вновь улыбается – загадочно, мечтательно. Кажется, великая выдумка чудака-профессора совсем превратилась в настоящий эпос остроухого народа, вошла в его плоть и кровь – и окончательно укоренила сидов на этой земле! Может быть, это и есть исполнение чуть ли не самой главной мечты ее жизни?
– Да не все ли равно, Арвен, где оно, это озеро, и чья легенда правдивее? – отвечает Этайн юной сиде. – Главное – это то, что мы живем здесь, в нашей общей с людьми стране, что наши с ними пути и судьбы давным-давно накрепко переплетены и неразделимы. И когда устанет арфист, играющий мелодию огненного танца, я сменю его – распакую свой крут и буду петь всем, пришедшим к костру, – какими бы ни были их уши и глаза!

В общем, как-то так. Не знаю, что из этого выйдет в итоге, но, как видите, идея такая: сопрячь две вселенные через сказку, через миф, обосновать отклонения от профессорского канона и сделать их органичными - и в итоге в какой-то мере "овеществить" один сеттинг в другом :)
Показать полностью
FluktLight
Интересно...
А я вот пытаюсь скрестить фентези с лавкрафтовскими ужасами и получается слишком хорошо...
FluktLight
А разве "слишком хорошо" - это плохо?
FluktLight
П_Пашкевич
Разумеется. Раньше это было просто фентези с некоторыми элементами ужасов(не особо страшные), а теперь всё выглядит иначе...
Словно в рассказе (названия и автора не помню) в котором был портрет оборачивающейся прекрасной девушки и две картины на которых она обернулась - с прекрасным лицом, которое было ложью, и ужасным, которое было правдой...
FluktLight
То есть история начала развиваться совершенно не так, как это задумывалось?

Ага, это знакомо уже на собственном опыте. Та же история юной Этайн у меня начиналась как повесть об учебе, о соприкосновении с миром природы и с миром научных исследований, а еще о первой подростковой любви - а обернулась почти что квестом со спасательной миссией :) Сейчас понимаю, что к исходному замыслу ее можно вернуть только частично, в основном в виде вставок с воспоминаниями. И, хуже того, даже вот эти два фрагмента, которые я процитировал выше, в нее уже не втиснутся: героиня не успеет вырасти за этот макси. Придется писать что-то дальше, то ли миди, то ли еще один макси со сквозными персонажами. Но мне повезло в том, что хотя бы главные герои не перелицевались из светлых в темных :)
FluktLight
П_Пашкевич
Нет, получается как раз то что задумывалось, но вот только у него имеется побочный эффект в виде изменения мнения про это фентези, при взгляде с иной точке зрения...
То что раньше было странно, слегка страшновато, немножко ужасно, теперь таким простым не кажется...
FluktLight
А что за фэнтези-то?
FluktLight
Fluxius Secundus
Не скажу, ибо деанон)
FluktLight
Ну, если судить по вашему рассказу, получается-то что-то интересное. О чем жалеть-то? :)
> Именно поэтому в нем плохо себя чувствует не только перумовский Орлангур, но и канонический Том Бомбадил с канонической же Златеникой.

Кстати, к Златенике никогда претензий не было, хоть майа, хоть эльфийка. Да и к Тому, по факту, тоже — да, с внешней точки зрения это действительно камео персонажа детских сказок, но с внутренней - майа как майа.

Ну и в раннеканоне (в Утраченных Преданиях явно, в остальных неопровергнуто) явно сказано, что воплощенных майа в Арде реально толпы, от Мелиан и барлогов, до genius loci и вот этих вот говорящих лисиц.
Facensearo
Вот поэтому-то версия Тома и Златеники как майар оказывается наиболее приемлемой.

А инородность Тома не во внешности. Например, почему он настолько отстранен от этой вселенной, что на него не действует кольцо? Вот по силам ли такое "просто майа"? Ведь даже Гэндальф Белый не рисковал дотрагиваться до кольца. Ну, и убирается Том из сюжета довольно легко - вместе со Старым Вязом (которого, кстати, надо либо в хуорны записывать, либо считать тоже инородной сущностью) - а эпизод в могильниках разрешается элементарно и без "бога из машины" в лице Бомбадила.

Но почему-то без Бомбадила ВК выглядит осиротевшим :) (это хорошо видно на примере фильма).

А Златеника - определённо не эльфийка в смысле толкиновских эльдар. У Толкина нет эльфов, живущих в воде. Вот в мифах про фэйри (например, в тех же валлийских) такие бывают, это да - правда, эльфами озерный народ тоже не называют. Впрочем, это уже оттого, что валлийцы - кельты, а "эльф" - слово германское.
П_Пашкевич
Златеника может быть потомком Ульмо. Том Бомбадил – вполне вероятно, такой специальный майа, у которого сила заключается в отсутствии гордыни и подчёркнутой простоте образа жизни. "Ангел честных землепашцев", если можно так выразиться:)
Местный Хаффлпафф, в общем.
> Вот по силам ли такое "просто майа"? Ведь даже Гэндальф Белый не рисковал дотрагиваться до кольца.

А почему "даже"? Истари — это намеренно ослабленные майар, и Гэндальф среди них по силе второй.
Ну и, кстати, неучтенных валар (хотя там разница, судя по всему, не принципиальная) канон тоже предполагает.
Ну и в конце третьей части Гэндальф предполагает говорить с ним на более-менее равных.

> вместе со Старым Вязом (которого, кстати, надо либо в хуорны записывать, либо считать тоже инородной сущностью)

Ну Старого Вяза точно ничего не мешает в хуорны записать оО
Если говорить о начале ВК, там куда больше мешает мельком упомянутый разумный лис, вот это засада.

> А Златеника - определённо не эльфийка в смысле толкиновских эльдар. У Толкина нет эльфов, живущих в воде.

а, забыл про стихотворения и про "дочь реки"
полукровка типа Лютиэн?
Клэр Кошмаржик
Не обязательно Ульмо - хотя почему бы и нет? :)

Отец Златеники у Профессора, емнип, не упоминается, а вот матерью названа Река. Либо это метафора, либо это некая речная фэйри (ну, это я уже выхожу за рамки терминологии Профессора, у него-то фэйри нет) вроде Сабрины, хранительницы Северна, из британских легенд. Штука в том, что и таких "речных фэйри" у Толкина, вроде бы, нет. Более того, они и не предполагаются. Смотрите: вот есть в Средиземье река Нимродель, названная в честь эльфийки, некогда жившей рядом с ней (но не в ней!) и таинственно исчезнувшей - но, во-первых, никто не считает эльфийку Нимродель духом-хранительницей этой реки, а во-вторых, если бы такие хранительницы предполагались, разве посмели бы люди наречь реку именем "посторонней" эльфийки?
Facensearo
Насчёт Златеники-"полукровки" - повторюсь: разобраться бы сперва, кто её мать :)

Насчёт разумного лиса: когда я читал Кистямур, мне лис тот показался не более разумным, чем герои Сетона-Томпсона.

Upd. Хотя после Хуана меня и лис-майа не смутил бы :)
> Штука в том, что и таких "речных фэйри" у Толкина, вроде бы, нет. Более того, они и не предполагаются.

фэй из Лостов, которым, в принципе, ничего не мешает быть и в каноне (малые майа, которые даже не обязательно полностью разумны).
Т.е. не обязательно у каждой реки есть свой хранитель, но у некоей конкретной он может быть. Или просто некая майа любит конкретно эту реку и живет рядом с ней — связь не метафизическая, а просто эмоциональная. (собственно, даже Ульмо выделял Сирион из прочих)
Facensearo
Честно скажу: не знаю. Памятуя опыт Перумова (который я считаю не сильно удачным), я побаиваюсь расширять сеттинг Средиземья новыми сущностями, даже если формально они не запрещены. Тут надо какую-то меру соблюсти, а вот как её почувствовать?

Задумался. Вот как раз в моей модели внедрения толкиновских образов в другой сеттинг в качестве местного мифа в этом отношении развязываются руки: люди и сиды Камбрии потенциально могут развить пересказы Профессора как угодно :)
> Памятуя опыт Перумова (который я считаю не сильно удачным)

Перумов - кал, но Перумов - кал не по факту расширения сеттинга, а потому что он замахнулся на слишком высокий уровень с его Орлангуром, эсхатологическим Серединным Княжеством, чорными гномами и имба-аварями.

Ну и опять же, "Глубоко-глубоко под самыми глубокими пещерами землю грызут безымянные твари. Даже Саурону они неведомы. Они старше, чем он. Туда я и попал, но я не хотел бы вызывать их мерзкие тени в дневной свет" и разные прочие упоминания. В основном нечисти, конечно..
Facensearo
Ага. И вот тут для фикрайтера появляется, с одной стороны, повод познакомить читателя с этими тварями поближе, а с другой - риск сфальшивить с точки зрения "вканонности" в ходе этого ознакомления.
А, ну и собственно самый главный вопрос.
А чо Немайн-то не эльдиэ? Ну то есть понятно что для Этайн "моя мама самая крутая", но вообще-то Немайн, что канонная, что мифологическая, ну, вполне сравнима с Галадриэлью или Лютиэн.
Facensearo
Что мешает? Статус богини в глазах людей. Ну, и еще гипотетическая троичность (иногда она, наряду с Бадб и Морриган, рассматривается как одна из ипостасей одного божества - это в мифе, не у Коваленко, но герои "Камбрии" мифы-то знают).
> Статус богини в глазах людей.

а валлийцы тогда еще считали сидов богами именно с большой буквы б? Имхо, там уже эвгемеризм во все поля и "Манавидан работает моряком, богом, королем, ебарем-террористом и еще иногда кожевенником на полставки"
Facensearo
>а валлийцы тогда еще считали сидов богами именно с большой буквы б

А вот это, вообще говоря, вопрос еще тот :)

Смотря что мы будем обсуждать: мир, нарисованный Коваленко или реальный Уэльс 7 века (а я в "Этайн" всё время балансирую между ними, насколько удается). Надо понимать, что в "Камбрии", особенно в "Кембрийском периоде" присутствует довольно много перенесенных в Британию ирландских реалий. Понятно, что обоснуй этому найти можно: и династия там в Диведе (равно как и в соседнем Брихейниоге) правит ирландская по происхождению, и ирландская диаспора присутствует, и - это главное, причем подчеркиваемое Коваленко - имеет место если не полное единство, то активное взаимодействие языческих жрецов. В мире "Камбрии" в Ирландии друиды еще есть (хотя, видимо, им несладко на родине, раз они ищут себе места рядом с Немайн). А как в реальности? - а трудно сказать.

К. Гюйонварх и Ф. Леру в своей "Кельтской цивилизации" писали такое:
Нам неизвестны детали процесса исчезновения валлийского «друидизма». Мы знаем лишь главное: валлийских мифологических и эпических преданий не сохранилось, ибо все предания, существовавшие благодаря бардам, были подвергнуты литературной обработке в XI-XII вв. после нормандского завоевания.

И что остается? А моделировать, да простят меня критики, ситуацию на материале Руси. А Русь, крещеная в 9 веке, до сих пор сохраняет элементы т.н. "двоеверия". И никакое это ни уникально русское явление. Все эти фэйри и сиды в реальных Англии, Уэльсе и Ирландии - они оттуда. А что у Коваленко? А у Коваленко можно найти и "сиды - те, кого раньше считали богами" (читай: а может, и зря считали), и сцену жертвоприношения, сделанного Пендой Немайн-Минерве (правда, Пенда - англ-язычник, а не бритт-христианин)... Но поседевший гнусавый бард в "Кембрийском периоде" явно увидел в Немайн (тогда еще клирике) богиню настоящую, но ирландский епископ Теодор-Камлин счел Немайн именно за древнюю богиню, а не за какую-то там фэйри, равно как и ведьма Анна (будущая Анна Ивановна)... А эпизод с куклой Неметоны! Да там сплошь и рядом это самое двоеверие и вылезает. Сдерживает его, по существу, и то постольку-поскольку, одна лишь позиция самой Немайн, последовательно отстаивающей христианство (правда, параллельно пытающейся его реформировать, причем местами довольно странным образом). К тому же, у языческой Немайн есть совершенно определенные "божественные" обязанности: например, вселять панику в воинов на поле боя.

А еще я замечу, что ведь и валар, и майар у Толкина - не боги, а лишь помощники и творения Единого. И в этом отношении они как раз и оказываются похожи на сидов в одной из их интерпретаций (упомянутой и у Коваленко): сиды - часть ангелов, те, которые вовремя не определились, с кем они, с Богом или с дьяволом. И отсюда вытекает консенсусный компромисс в интерпретации образа Немайн местными: она - бывшая богиня, добровольно признавшая над собой власть более сильного Бога христиан.
Показать полностью
FluktLight
П_Пашкевич
Жалеть о том что работа которая должна была пугать читателя напугала меня?
FluktLight
Ну, к этому можно ведь отнестись по-разному. Значит, текст зажил своей жизнью, перестал быть покорной марионеткой, - а это, между прочим, круто.
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть