Коллекции загружаются
#ПЛиО
Мне тут в последнее время частенько стали попадаться мнения на тему "Мартин антиисторичен", "на Планетоса нет прогресса" и т.п. Я все думала, что ж меня коробит, а тут сообразила. Людие. Вы могли не заметить (и раз я встречаю подобные мнения, то и не замечаете), что мир Планетоса - это нормальный, классический, достаточно узнаваемый, если присмотреться... мир постапокалипсиса. Даже двух: локального - в Валирии, и глобального с эпицентром в Стигае (уж очень описание Асшая и Края Теней смахивает на зону радиационного заражения, а Долгая Ночь - на ядерную зиму). Отсюда, собсна, и "помоечность" мира, и отсутствие прогресса, и неразвитость системы городов, и т. д., и т.п. Законы жанра, ничего не попишешь. Другое дело, что за всей туевой хучей отсылок, драконами и прочим антуражем как-то не особенно заметно, что это постап, и здесь Мартин, конечно, эпически потроллил аудиторию. Мне бы так научиться, ну хоть когда-нибудь, иэх. Пы.Сы. Но люблю я его все равно за внутримировые срачи, отсылки и преканон, бгг. 10 июня 2020
9 |
Гилвуд Фишер, вот кстати да.
Я бы поставила на то, что Марис таки была, и была она дочерью какого-то пост-андальского короля-Гарденера. За давностью лет ее образ смешался сам по себе или был смешан намеренно с образом Марис-дочери-Гарта. |
WMR Онлайн
|
|
Бешеный Воробей
Если у основания культа Дамы в Вестеросе стоит Марис из доандальской эпохи, то выходит противоречие: рыцарской культуры ещё нет, а образ Прекрасной Дамы уже есть. Опять лоскутное одеяло)) Что нужно напомнить? |
WMR, и вот это - действительно пример лоскутного одеяла :)) Впрочем, я писала выше.
Из явлений, что там было? |
WMR Онлайн
|
|
Бешеный Воробей
Из явлений, что там было? Из того, что нового и значительного появилось в мировоззрении средневекового Запада в 11-13 веках, навскидку вспомнилось следующее:Схоластика. Рыцарская культура. Григорианская реформа и её последствия. Идея крестовых походов. Францисканство. |
WMR, схоластику, рыцарей и походы обсудили. Аналога григоририанской реформы нет.
Францисканцы... фуф. Ближе всего, наверное, к ним т.н. "септоны без септы" типа Мерибальда, но они не объединены ничем, кроме рода деятельности; возможно, правда, что они стали базой для создания движения "воробьев". Так-то деления на ордена в Вестеросе другое. Аналог бенедиктинцев кст там точно есть. |
WMR Онлайн
|
|
Бешеный Воробей
Францисканцы... фуф. Ближе всего, наверное, к ним т.н. "септоны без септы" типа Мерибальда, но они не объединены ничем, кроме рода деятельности; возможно, правда, что они стали базой для создания движения "воробьев". Ни "септоны без септ", ни "воробьи" не подходят для сравнения по уровню значимости. Францисканство же совершило своего рода переворот в мировоззрении христианского Запада. Ранее идеал святости был в уходе от обычных людей, отрицании земного мира (как обители греха). Франциск же принес идею активной проповеди самым широким массам, а главное - концепцию принятия земного мира (как Божьего творения). Оказалось, что в несовершенном физическом мире может быть что-то хорошее. Призывы же Франциска о сострадании к простым людям открыли дорогу гуманизму. Всё это вместе стало одним из важнейших переломов в сознании средневековых людей.Бродячие же септоны и "воробьи" никакого подобного перелома в мировоззрении не вызвали, да и не стремились к этому. 1 |
WMR, а, вот вы о чем. Тогда нет.
Хотя, с кем-то мы обсуждали концепцию религиозных орденов в Семибожии, и пришли к выводу, что там в разных орденах может быть и уход от обычного мира (причем в двух вариациях), и активная прлповедь, и все это одновременно. Так что подобный перелом тоже вряд ли мог случиться. 1 |
WMR Онлайн
|
|
WMR, собсна, сознание вестероссцев тоже менялось, но в силу других причин. Человек, скажем, времен правления Эйриса и человек времен Завоевания должны основательно отличаться.
|
WMR Онлайн
|
|
Бешеный Воробей
Должны)) Но то, что нам было сказано о людях, живших в эпоху Завоевания, не особо подтверждает данный тезис. Сильно ли изменилась структура общества Вестероса за эти три века? Может, появились какие-то новые социальные группы? |
WMR Онлайн
|
|
Антон Владимирович Кайманский
бывают общества (цивилизации, если угодно), которые "застывают" в определённый момент. Не бывают. Развитие идет всё равно. Либо оно меняет направление, либо меняется скорость развития отдельных областей общественной жизни (то, что ранее развивалось быстрее, стало развиваться медленнее, а медленно развивающиеся доселе области ускорили своё развитие). |
WMR
Что про индейцев яноама, австралийских аборигенов и прочих скажете? На фоне Европы они застыли. Это как раз европейское общество уникально из-за дикой скорости развития. |
EnGhost Онлайн
|
|
Антон Владимирович Кайманский
Да как сказать. Сколько там времени прошло с падения римской империи до ренессанса? А аборигены, они даже до уровня римской империи не добрались и формально ещё в каменном/медном веке были. |
WMR Онлайн
|
|
Антон Владимирович Кайманский
А Вы уверены, что эти общества совсем не развивались? Ещё раз подчеркну: развитие бывает разным. И разные стороны жизни каждого общества развиваются с разной скоростью. Если неевропейские общества не развивались так же, как европейские, это значит лишь то, что они развивались по-другому. 1 |
EnGhost
Но они и не вышли из каменного века. WMR Я сказал, что _по_сравнению_ с они застыли. Относительно самих себя они вполне могли уйти вперёд: скажем, додумались в глину ("тесто") для керамики добавить растолчённые запчасти от рыбы и получить более крепкие сосуды. Но до гончарки они так и не додумались. Вот и пример "застывших в янтаре" стран из мира Мартина. Бешеный Воробей Забыл сказать! Я когда впервые читал ПЛиО, то Валирию проассоциировал с минойцами (или около того), а вот по поводу Края Теней подумал про ядерную войну или что-то типа того (ну, не про гигантомахию какую-нить). |
WMR Онлайн
|
|
Антон Владимирович Кайманский
Только вот у описанные у Мартина общества являются гораздо более сложными по структуре, с намного более высоким уровнем концентрации ресурсов (в т.ч. людских) и развития инфраструктуры. Такие общества просто не могут быть лишены ощутимой, явно заметной динамики. Просто Мартину как писателю было проще работать именно с "застывшими" обществами, вот он и не прописал развитие. |
EnGhost Онлайн
|
|
Антон Владимирович Кайманский
А они могли выйти? Как бы они не начали развиваться одновременно с европейцами. А сильно позже. |
WMR
Да почему с "застывшим"-то непременно? Все эти "тысячи" лет вполне могут быть такими же, как у христиан, к примеру. Миру 7 тыщ лет с копейками, и всё. А патриархи библейские жили по 900 лет. |
Антон Владимирович Кайманский
Показать полностью
Да в общем то кажется никто всерьёз и не воспринимает эти тыщи лет, даже вон в МЛиО высказано что возможно тыщ было поменьше (но они были). И прогресс там опять же есть – был бронзовый век, андалы приплывшие в Вестерос концептуально тоже скорее варвары (хотя и набегающие на других варваров а не цивилизацию) и даже упомянутые как рыцари Артис Аррен, Джейме Корбрей, Армистед Вэнс и Джоффри Лидден могут быть даже и не рыцарями вовсе – фишка истории Вестероса в том что она ненадёжна и это подчёркивается. То что септоны записывали всё дохрена благочестиво в ущерб истине подчёркивается не единожды. Эррег Братоубийца или Аргос Семь Звёзд натурально больше на вождей племенных похожи чем на рыцарей. И если так, мы понятия не имеем имели ли андалы концепцию феодализма к тому времени и сколько времени понадобилось чтобы до неё дойти. Впрочем феодальные отношения в виде королей и лордов упомянуты и у первых людей, но лично я считаю это последствием того что о них писали андалы и сильно позже – кмк там должно быть что-то скорее сродни одичалым. В любом случае андальская эпоха кмк большую свою часть должна тянуть скорее на раннее средневековье с очень медленным развитием, чем на то что мы видим после Завоевания. 1 |