Коллекции загружаются
Один мой друг не понимает, в чём цимес этого нашего Лавкрафта. Ну в самом деле: автор раз за разом использует приём "а дальше персонаж увидел нечто настолько ужасное, что ни в одном человеческом языке не найдётся слов, чтобы это описать, поэтому тебе, дорогой читатель, придётся сейчас пугать себя самому". И тем не менее, феномен бешеной и неувядающей популярности налицо. В чём же причина?
А причина, на мой взгляд в том, что Лавкрафт донёс до массового сознания некую оригинальную идею. Не, я в курсе, что у него были предшественники, а также современники, которые с ним взаимоопылялись, но так уж получилось, что эта идея в массовом сознании связана именно с творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта. Вот эта идея: а что, если Вселенная не антропоцентрична? Не слишком впечатляет в этой формулировке, ага. Казалось бы, в век победившего материализма это должно бы стать общим местом. Ан нет. Если взять типовой резиновый околонаучно-фантастический сеттинг про космос, то космос там представляет собой полное подобие земного океана времён расцвета колониализма, с экзотическими островами, пиратами и странными, но вполне антропоморфными туземцами. Да, Вселенная сурова и полна опасностей, но человек-первопроходец всё равно выступает царём природы и укрощает её силой своей воли и разума. Такое ощущение, что фантастика нечувствительно унаследовала христианскую космогонию, где весь мир сотворён Создателем для человека. Меж тем, если от этого центропупия отказаться, то можно увидеть Землю как мельчайшую песчинку в хаотической бесконечности космоса, покрытую тоооненькой плёнкой атмосферы, ставшей средой обитания для нескольких видов организмов, один из которых сумел забраться на верхушку всех пищевых цепочек в этой плёнке. Большое достижение. Он ведь материалистом был, Лавкрафт, насколько я знаю. Его Азатот, безмозглый Султан демонов, бесконечно и бессмысленно выдувающий из дудочки мелодию, из которой рождаются законы нашей вселенной, это метафора, практически идеально передающая материалистический взгляд на мир. Вот только, видимо, рациональные рассуждения плохо приспособлены для того, чтобы передать ужас микроскопического живого комочка перед Вселенной, которой нет дела ни до комочка, ни до крохотного пузырька жидкости и газа, к которому сородичи комочка настолько хорошо приспособились, что стали считать себя хозяевами вселенной и стали строить планы экспансии, как если бы ожидали, что те способы адаптации, которые им так хорошо служат внутри пузырька, будут так же хорошо служить и вовне. Суть любой истории ужасов - это столкновение человека с чем-то, что выходит за рамки способности человека к адаптации, иначе это будут не ужасы, а приключения. Отличие человека от прочих живых существ на Земле в том, что он адаптируется не телом, отращивая быстрые ноги, лёгкие крылья, крепкий панцирь и острые клыки, а психикой. Человек учится, изобретает, потом учит сородичей, и таким образом приспосабливается к любой среде на порядки быстрее, чем другие виды. Или не к любой? Неантропоцентричная Вселенная не гарантирует человеку, что он никогда не столкнётся в ней с тем, что выйдет за рамки его способности к адаптации. За рамки способности его психики выдерживать контакт со Вселенной. Точнее, она гарантирует человеку прямо противоположное. И что от него тогда останется? Вот это и есть секрет лавкрафтеанского ужаса. И навязший на зубах приём, на самом деле, - это сообщение о том, что психика персонажа выполнила недопустимую операцию и была закрыта. Если бы Лавкрафт умел это не сообщать читателю, а действительно передавать, то его книги хранились бы в закрытых для публики отделах библиотек, как тот Некрономикон, и по тем же причинам. Но, как видно, Лавкрафт как-то сумел таким немудрёным инструментом проковырять небольшую дырочку в стене человеческого центропупия, и сквозняк из неё люди ощущают до сих пор. В этом отношении, конечно, Уоттс с его "Ложной слепотой" может с большим основанием называться последователем Лавкрафта, чем многие сочинители историй про потусторонние тентакли в древних руинах. #Подслушано #Литература #Психология https://aantero.livejournal.com/105335.html 28 августа 2020
17 |
Он ведь материалистом был, Лавкрафт, насколько я знаю. Почти что сциентистом. А ещё антиклерикалом. Что не мешало вворачивать где ни попадя словечки вроде "сатанинский" и "богохульный". |
Двацветок_
Очкнь интересный материал! Вот кстати. НФ НАМНОГО менее антропоцентрична чем фентези. Где даже драконы по сути люди.По-моему, фантасты прошлого века, писавшие на тему контакта, как раз развенчивали идею антропоцентричности. "Конец детства" или "Солярис", как самые известные на эту тему, тому пример. Но это уже не жанр ужасов, конечно. |
Головачёва ещё вспоминаю. Раннего, ещё не ударившегося в эзотерико-подобное городское фэнтези.
|
...Ибо прекрасны творения Азатота, друг другом бессмысленно пожираемые; слушающие ногами, ходящие на жабрах, поющие крыльями, летающие плавниками; кричащие о помрачающей разум любви на весь бескрайний ночной лес; дерущиеся рогами, когтями и песнями; копящие в своих листьях и плодовых телах мучительную смерть и беззлобный смех, избавление от боли и искристое безумие; притворяющиеся одно другим и другое третьим; с невидящим глазом, что спрятан под костью, кожей и волосами; с глазами, что никуда не спрятаны, просто не видят; с неподвижными ушами, с шерстью, что не греет, зубами, что не отрастают, если выпадут; создания, едящие солнечный свет и жар вулканов, чужую кровь и частички чужой кожи; крохотные существа, носящие в желудке ещё более крохотных, от которых воспламеняется мозг и отнимаются руки, но которые тоже хотят жить; существа, боящиеся света и темноты, открытых пространств и закрытых, одиночества и себе подобных; славящие безумного Создателя своего каждым слепым пятном посреди сетчатки, каждым позвонком, смещённым от прямохождения длиною в жизнь, каждой оторванной после спаривания головой, каждым белым шлейфом выдернутых из брюшка внутренностей; поющие пронзительный ультразвуковой гимн тому, кто поселил их в воде, а дышать научил только воздухом; бесстрашно бросающиеся в пасть хищнику; спящие на лету; сросшиеся телами в кромешной темноте; гибнущие в суровую зиму от голода; сжимающие в своих нелепых хваталках гитары без струн и гармошки без мехов, дующие изо всех невеликих сил в дырявые волынки, бьющиеся головами в воображаемые барабаны.
Показать полностью
Их танец о том, что в таком мире жить хочется вечно. Их танец о вкусной и сытной еде, которая никуда не денется, потому что убегает слишком медленно, а сопротивляется слишком неуклюже. Их танец о своём клочке пустыни, таком хорошем, что его не хочется никому отдавать, а хочется прошить вдоль и поперёк корнями и пропитать ядом, чтобы никто не пришёл и не отобрал. Их танец о желании наполнить весь огромный солнечный мир собой, миллиардами самовоспроизводящихся копий себя, чтобы они вечно славили слепого Создателя, булькающего бездумно и довольно у истока времён, танцевали без ног, пели без голосовых связок и рисовали без цветного зрения. (с) 2 |
…Поешь и ты, дружок шоггот… ©
|
grey_area
Частенько это "то, что нельзя выразить словами" стремится ещё и сожрать персонажа. |
финикийский_торговец
А вот сожрать - это как раз очень понятно и очень по-человечески. И реакция на это тоже понятна - отбиваться и/или драпать. То есть я вполне могу понять человека, который заполучил ПТСР от того, что его пыталась сожрать стая диких собак или забить до смерти группа гопников на улице. Но Лавкрафт как раз настаивал, что "сверхъестественный ужас" чем-то качественно отличается от обычного страха за свою жизнь и здоровье. |
grey_area
Сожрать зачастую в том числе и экзистенциально, так сказать. Хотя те же шогготы - вполне материально. |
Непонятного бояться невозможно. Хренасе! Это как? Слабоумие и отвага? |
Лазерная слепота. Можно выжечь себе кусок сетчатки и даже не знать что зрение изменилось.
|
grey_area
Ну так это и есть непостижимое) Существа отличающиеся от нас также как мы отличаемся от муравьев) |