![]() #странные_списки #мифология #история #матчасть
Решил составить список вариантов посмертия в скандинавской мифологии — я взялся разобраться, и желаю выплеснуть полученную информацию на окружающих (-: Всем известна Вальхалла, чертог Одина, обиталище воинов, погибших в битве, где они вечно сражаются и пируют. Меньшему количеству людей известно, что в Вальхалле их находится лишь половина, а другую забирает к себе в Фолькванг («поле людей») богиня Фрейя. Что они там делают и вообще что там происходит, я не нашёл пока что, но должно быть, там им неплохо. Есть также эпизод в «Саге об Эгиле», который позволяет предположить, что в Фолькванг попадают женщины, принявшие благородную смерть, например, сожжённые вместе с телом умершего мужа — именно к Фрейе рассчитывала попасть Торгерд, уморив себя голодом. А девушки — в смысле, умершие девственницами — составляют свиту богини Гевьон. Тор, будучи покровителем рабов и бондов, собирает их в своих чертогах, над чем смеётся Один в образе Харбарда в «Песни о Харбарде». Все вышеперечисленные обиталища мёртвых находятся в Асгарде. Но есть чертоги мёртвых и в других мирах, и они считаются даже выше и почётнее Вальгаллы. Прекраснее всех и светлее солнца чертог Гимле; он устоит после Рагнарёка. В него попадают праведные люди (хотя в «Прорицании вёльвы», по крайней мере в его русском переводе, его обитатели названы «дружинами верными»). Чертог Гимле стоит на Широкосинем небе, Видблаин, и таким образом вознесён над мирами. Есть хорошо, на мой взгляд, аргументированное мнение, что чертог Гимле находится в Альвхейме, который, соответственно, находится на этом самом небе (определённо сказать, где находится Альвхейм, не позволяет малое количество данных). Во-первых, в «Видении Гюльви» сказано, что в чертоге Гимле живут светлые альвы, а во-вторых, будучи вознесённым на небо Альвхейм становится противовесом подземному Свартальвхейму, его отражением. В Свартальвхейме тоже есть свой чертог мёртвых — ну, если считать Нидавеллир частью или другим названием Свартальвхейма, что неочевидно и является по большому счёту скрещиванием Утонувших в море забирает морская богиня Ран. Без подробностей, но «отправиться к Ран», «воссесть с Ран», «вкушать угощение в палатах Ран» и даже «возлечь на ложе Ран» — это постоянный эвфемизм для смерти в море, например, в «Саге о Фритьофе Смелом». А в «Саге о людях с Песчаного Берега» есть такой эпизод: И в первый же вечер, когда гости пришли на тризну и уселись на свои места, бонд Тородд и его утонувшие спутники вошли в покои; все они были насквозь мокрые. Люди приветствовали приход Тородда, ибо это считалось добрым предзнаменованием: в те времена почитали за правду, что коли погибшие на море приходят на свою тризну, это значит, что Ран приняла их радушно. Остался плохой вариант — Хельхейм. Ну, на самом деле не так уж там и плохо — Бальдру, вон, и мёда сварили, и цветами путь устлали, и вообще встречали вполне приветливо (-: Видимо, обычные мертвецы живут там примерно той же жизнью, что и раньше, в Мидгарде. Но есть в Хельхейме и места мучений. Первое из них — чертог Настронд, сплетённый из ядовитых змей, обращённых головами вовнутрь, с голов каплет яд, и внутри текут реки из этого яда, а их переходят вброд убийцы, клятвопреступники, соблазнители чужих жён и прочие лиходеи. Другое и худшее из всех — наполненный бессчётным числом змей поток Хвергельмир, в котором умерших терзает дракон Нидхёгг (Хвергельмир находится в Нифльхейме, но я придерживаюсь теории о том, что Нифльхейм — это то же самое, что Нифльхель, нижний уровень Хель).P.S. Степень влияния христианства на эти представления дискуссионна, мнения разнятся в диапазоне от «всё скандинавское, доморощенное» до «христианское влияние есть уже в «Прорицании вёльвы»». P.P.S. По «Видению Гюльви» во время Рагнарёка устоит не только чертог Гимле, но и Бримир, и Синдри тоже. 13 октября 2020
7 |