↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Мольфар
20 февраля 2021
Aa Aa
Всем привет! Впереди выходные, так что, пожалуй, запилю-ка я серию рецензий в честь Джеймса нашего, МакЭвоя. Почему именно его? Давным давно, когда спрашивал мнения блогожителей, идею подала Bat_out_of_hell, скажем ей за это дружное спасибо!
Уж не знаю, выйдет ли настоящая #неделя_рецензий или нет. Но в планах у нас, как обычно, - рассмотреть пять фильмов с данным товарищем и поглядеть, насколько разносторонние роли ему удаются.

И первым под прицел нашего кинескопа попадает «Последний король Шотландии».

Это кино про мальчика из благополучной семьи, которого блестяще сыграл МакЭвой. Мальчик выучился на доктора, как папа, и будет работать доктором всю жизнь, как папа. И всю жизнь проживёт вот так, непонятно зачем, просто работая доктором для тихих старушек в шотландской глубинке.

Тут надо отметить, насколько офигенно режиссёр, Кевин Макдональд, передал это буквально несколькими мазками. Как мать обращается сначала к отцу ГГ: «доктор Гэрриган», а потом к самому ГГ: «и вы, доктор Гэрриган». Она-то это с гордостью говорит, потому как вот, сынок, по отцовским стопам идёт, только степень получил. И надо видеть, как МакЭвой за обедом сидит, со спокойным лицом выслушивает от предков речи про безбедное будущее и славную династию… А потом лежит в своей комнате, смотрит в потолок, курит… и вдруг как заорёт. Просто так, с нифига. Вот, вроде, короткая сцена, а так круто сделана, что никаких вопросов даже не возникает, кто такой ГГ по жизни и в чём его мотивация.
Так что бегство его волонтёрить в Уганду обосновано железно. Даже избитый штамп с кручением глобуса и тыканьем пальцем наугад замечательно ложится в образ «доктора Гэрригана». Вот настолько ему плевать, куда ехать, и вот настолько он любит бессмысленные, но крутые жесты. Отдаётся, так сказать, в руки судьбы.

Далее нам продолжают раскрывать характер Николаса Гэрригана. Поехать до пункта назначения на автобусе по чужой стране, среди толп чернокожих? Да легко. Тыкать пальцем в окошко: «ой, обезьянки» — обязательно. Забить на всё и заночевать у знойной негритянки-попутчицы? Ну, ачотакова. Он же в Уганду поехал не детей лечить, а от папки с мамкой скрыться. Какая разница, что в миссии Красного Креста его не дождутся в тот день, будут думать всякое, беспокоиться? Пф-ф, фигня какая.

Как писал в своё время Евтушенко по схожему поводу:
Старые рыбы впутались —
выпутаться не могут,
но молодь запуталась тоже —
зачем же ты губишь молодь?
Сделай ячейки пошире —
так невозможно узко!
пусть подурачится молодь
прежде, чем стать закуской.
Сквозь чертовы эти ячейки
на вольную волю жадно
она продирается все же,
себе разрывая жабры.
Но молодь, в сетях побывавшая,
это уже не молодь.
Во всплесках ее последних
звучит безнадежная
мертвость.
Герой в исполнении МакЭвоя — вот именно такая вырвавшаяся из зарегулированной жизни «молодь», у которой единственная мотивация — «порезвиться». О чём он сам и говорит потом жене своего старшего коллеги-доктора. «I just want to have some fun». И во все свои дальнейшие приключения ГГ втравшивает себя сам. Именно за счёт вот этого инфантилизма и желания повеселиться.
По атмосфере я бы сравнил фильм «Последний король Шотландии» с книжкой Джека Лондона «Страшные Соломоновы Острова». С той лишь разницей, что Берти Аркрайт был ну совсем «илита», и в приключения его скорее втравливал капитан Малу, а Николас Гэрриган — личность более шпанистая, этакий «мидл-класс», и приключения на свою задницу он прекрасно находит сам, без посторонней помощи.

Местные виды, больница, антисанитария и толпы бедных негров — это конечно, кадры очень мощные и за душу берущие. И видно, что с одной стороны наш ГГ честно трудится, помогает. Да и не зазнаётся, в футбол с местными режется, а с другой — этот его инфантилизм так и не проходит. И тут в его жизни появляется Форест Уитакер, который по фильму играет диктатора Амина.

Сразу оговорюсь: как происходили реальные события в Уганде я не знаю, на фильм в этом плане полагаться не стану. Про диктатора Амина сужу только по фильму, как по художественному произведению, насколько он близок к реальности — я без понятия.
Но прорисован и сыгран образ диктатора — моё почтение! Проработанный, яркий, живой. В него веришь с первых минут, едва увидев. Хотя, повторюсь, как оно там было в реальности я не в курсе, может, фильм всё переврал, а может, показал чуть ли не документально точно.

Глядя на африканского диктатора, сидел и вспоминал я симоновских «Живых и мёртвых». Был там такой персонаж, генерал-лейтенант Козырев, которого сбили в начале войны. Он поздно раскрыл парашют, чтоб не расстреляли немцы в воздухе, сломал от удара о землю позвоночник и лежал, не в силах пошевелиться.
Сейчас, перед лицом смерти, ему некому было лгать: он не умел командовать никем, кроме самого себя, и стал генералом, в сущности оставаясь старшим лейтенантом. Это подтвердилось с первого же дня войны самым ужасным образом, и не только с ним одним. Причиной таких молниеносных возвышений, как его, были безупречная храбрость и кровью заработанные ордена. Но генеральские звезды не принесли ему умения командовать тысячами людей и сотнями самолетов.
Полумертвый, изломанный, лежа на земле, не в силах двинуться с места, он сейчас впервые за последние, кружившие ему голову годы чувствовал весь трагизм происшедшего с ним и всю меру своей невольной вины человека, бегом, без оглядки взлетевшего на верхушку длинной лестницы военной службы.
И вот когда смотришь на диктатора Амина, который, по его собственному признанию, был у англичан во флоте каким-то там принеси-подай, а потом его сделали правителем Уганды. Когда смотришь на этого диктатора, то раз за разом слова Симонова звучат в голове. Этот Амин стал президентом, в сущности оставаясь простым матросом. Он кривлялся, играл роль отца нации, с жаром выступал на публику, но действовал крайне примитивно, грубо и жестоко, просто потому, что ничто другое в голове не укладывалось. И доктора Гэрригана он потому к себе приближает, что чувствует родственную душу. Детскую душу, я бы сказал. Не обременённую ответственностью.

А вот герой МакЭвоя, Николас, уж на что инфантильный имбецил, постепенно, сталкиваясь с жизнью в её неприглядности, взрослеет. Да, он творит херню. Когда его выцепляет английский атташе и пытается контакт наладить, как с человеком, близким диктатору Амину, наш Николас тупо ржёт. У него в башке не укладывается. Он домашний мальчик, сбежавший от узких рамок в Африку смотреть на обезьянок и кувыркаться с негритянками. А к нему атташе обращается, как к политическому игроку, влияющему на первое лицо государства. Разумеется, ничего кроме крайнего изумления и тупого гыгыканья это обращение не вызывает.
Великолепная сцена. Только за неё одну можно Оскар давать.
Тем не менее, как я уже говорил, постепенно, влипнув в дерьмо по самую макушку, Николас начинает кой-чего понимать в этой жизни. Пытается тыкаться в интриги, пытается брать на себя ответственность… да-а. Не буду спойлерить, скажу только, что МакЭвой молодчина. И финальная его реплика в разговоре с Амином, вывод, который он так долго формулировал, слова, которыми он обобщил образ диктатора - отлично подобраны. Хотя, повторюсь, в третий раз, хз, как к реальному африканскому диктатору они подходят, речь только про фильм.

Итог. Отличный, глубокий и до последнего держащий в напряжении фильм. Тяжёлый, страшный местами. Но одновременно поднимающий важные темы и неоднозначные ассоциации. Детям и слабонервным показывать крайне не рекомендуется. А сам с удовольствием пересмотрю.

#кино #кинодомик #рецензия #отзывы #рекомендую #МакЭвой
20 февраля 2021
2 комментариев из 8
Анаптикс, надо будет глянуть.
Мольфар
Значит будет сюрприз)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть