Коллекции загружаются
#Франция #история
Вставка о Людовике и его свойствах, и немного разных портретов. Женщины в жизни короля занимали важное место, но все-таки главной его страстью была слава (gloire, произносится "глуар"). Он хотел остаться в памяти потомства и в истории великим королем с великим делами, и в общем, преуспел. Своими современными границами Франция обязана успешным войнам первой половины его царствования. И отчасти - профессионализму французских юристов, которые по приказу короля налетали с проверкой в какое-нибудь пограничное владение и спрашивали: а где документики на это самое владение? Нету? Есть? Какие-то неубедительные... В общем, поздравляем - теперь вы поданные Короля Солнца. Vive le Roy! Ежели проверяемые продолжали брыкаться, в действие вступал последний довод (пушки, то есть). Так имперский город Страсбург превратился во французский город Страсбур - бюргеры вовремя сообразили, что брыкаться бесполезно. Франция округлялась по естественным границам (по Рейну, то есть), соседи все больше нервничали, вооружались и объединялись в коалиции. Но первоначально это мало помогало - Людовик XIV держал под ружьем 120 000 человек. Такой армии Европа не знала с римских времен. При этом там и с логистикой, и со снабжением все было на высоте - спасибо маркизу де Лувуа, министру обороны, генералы были доблестны и талантливы, солдаты и офицеры - доблестны и опытны, так что пограничные крепости и просто крепости эта армия расщелкивала как орешки. За первые три месяца Франко-Голландской войны их взяли тридцать. Среди них - считавшийся неприступным Маастрихт (он же Монс) на слиянии Рейна и Мааса (он же Мёза). Поэтому картинка № 1 - Пьер Миньяр, "Гений Победы увенчивает Людовика XIV венком после взятия Маастрихта" (1673 год, последние годы фавора маркизы де Монтеспан): Сочетание парика-аллонж и римских доспехов тогда считалось совершенно нормальным. Король довольно рано начал лысеть, и виртуозно превратил нужду в добродетель (или баг в фичу). В собственных волосах в обществе рисковали появляться только полные отморозки (например, будущий виконт Болинброк из "Стакана воды" - но тот в Оксфорде вообще голым по улицам гонял). Военной славой король не ограничивался. Он вообще был сторонник микроменеджмента, любил во все обстоятельно вникнуть и дать ценные указания, а потом проверить исполнение. В свое время после смерти кардинала Мазарини изрядно ошарашил приближенных, с нетерпением ожидавших, кого назначат следующим правителем Франции при короле. "Я буду управлять сам, господа" - сообщил король, и неуклонно этой линии придерживался целых полвека. Работать, правда, приходилось помногу и подолгу. Но короля на все хватало. Людовик очень хорошо понимал, что славы без пиара не бывает, поэтому усиленно занимался пропагандой. То есть покровительствовал наукам и искусствам, а их творцы в ответ воспевали преимущества французского абсолютизма в самых разных формах: кто дворцы строил, кто писал пьесы ("Над нами царствует монарх правдолюбивый, Монарх, чей острый взор пронзает все сердца" и так далее), кто рисовал картины, кто ваял, кто проектировал парки и арки. Все остальные потентаты завидовали и пытались по мере сил-возможностей подражать. Так что вот картина № 2 - "Людовик XIV учреждает Академию наук и Королевскую обсерваторию": Написано совместно первым королевским живописцем Шарлем Лебреном и старым (писал короля еще мальчиком), но умелым мастером Анри Тестеленом. Людовик в шляпе и сидит, остальные без шляп и стоят. Обратите внимание на красные чулки, облекающие стройные ноги - мода, введенная королем лично. Если очень сильно присмотреться, можно разглядеть красные каблуки на башмаках. Конкретно за спиной Людовика в черном парике и красном камзоле возвышается во весь свой очень невеликий рост Месье Единственный брат Короля, герцог Филипп Орлеанский (семейное сходство налицо) в окружении герцога де Рошешуар, первого королевского постельничьего (в светлом парике и голубом кафтане прямо над головой короля; напомню, что маркиза де Монтеспан происходила из семейства Мортемар-Рошешуар) и архитектора Клода Перро. Субъект в черном - это сам министр финансов Жан-Батист Кольбер (принадлежал к дворянству мантии, поэтому в этой самой мантии). Из-за его спины выглядывает первый надзиратель королевских строений месье Шарль Перро (да, тот самый, автор "Красной шапочки), а в торжественном поклоне и сутане склонился секретарь Академии наук, и по совместительству королевский капеллан аббат дю Амель. Заваленный книгами стол символизирует ученость. На самом деле картина огромная, там еще целая толпа народу. Но тогда короля будет не разглядеть. Вот примерно так Людовик выглядел в пору маркизы де Монтеспан. Людовик не только искусствам покровительствовал, но и о простом народе не забывал. Поэтому картина № 3: "Людовик XIV прикосновением излечивает золотуху" (художник - Жан Жовене). Какую конкретно кожную болезнь называли золотухой, учитывая состояние тогдашней медицины, сказать сложно. Может, кожный туберкулез, а может, диатез. Но в то, что она лечится королевским прикосновением, свято верили все. Людовик за свою жизнь прикоснулся примерно к четверти миллиона больных. Многим помогало. Особенно излечению способствовало то, что после королевского прикосновения больной получал золотую монету. Поэтому приходилось перед тем, как запускать к королю, проверять - а то некоторые норовили пройти несколько раз. Поверье об исцеляющем прикосновении держалось очень долго: исцелением исправно занимались не только Людовик XV и Людовик XVI, но и Карл X в XIX веке (правда, он был навеки пришиблен Революцией и оттого стремился открутить время назад как можно дальше). В остальном простолюдины короля не сильно интересовали, и когда ему пытались рассказать о нищете и голоде, являвшимися прямым следствием его погони за славой, он раздражался. Про закат царствования Великого короля и его последнюю закатную любовь - в следующий раз. Но, чтобы отдохнуть от парадных портретов, напоследок - неформальный рисунок Лебрена (которого король искренне считал лучшим из всех когда-либо существовавших французских художников, а Кольбер - бессовестным вымогателем средств из казны). Любуемся и машем: 19 марта 2021
35 |