↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Дарья Анжуйская
18 июля 2021
Aa Aa
#интересные_заметки_из_книг



" Юношеский максимализма Булгакова вполне совпадал с настроениями многих представителей русского Серебряного века, с нелюбовью к богатым и сытым, роднившей Цветаеву и Блока. И это стремление к немедленному торжеству добра позднее нашло отражение в его произведениях.
В фельетонах «Похождения Чичикова» и «Самогонное озеро» писатель сам превра­щается в фантастического демиурга, устраняющего все несправедливости и непорядки. В «Мастере и Маргари­те» Булгаков передает эти функции всемогущему Воланду — подлинному воплощению «сатанинской гор­дости», а в эпилоге демонстрирует всю иллюзорность произведенных дьяволом изменений. Даже зло, творя­щее добро, по гетевскому «Фаусту», вобравшее в себя идею творения даже зла во имя талантливости, оказы­вается бессильно переделать общество и человеческую природу. "

" Три жизни Михаила Булгакова " - Борис Соколов
18 июля 2021
2 комментария
Stasya R Онлайн
Хорошо помню эту книгу.
"Булгаков передает эти функции всемогущему Воланду — подлинному воплощению «сатанинской гор­дости», а в эпилоге демонстрирует всю иллюзорность произведенных дьяволом изменений. Даже зло, творя­щее добро, по гетевскому «Фаусту», вобравшее в себя идею творения даже зла во имя талантливости, оказы­вается бессильно переделать общество и человеческую природу. "

Очень интересная мысль. Но она скользит по поверхности. Воланд не пытается "переделать природу". Он, сидя в качестве "черного мага" в театре Варьете по сути постоянно и говорит (словами и поступками), что "природу не переделать". Да и Мефистофель пытается доказать Богу то, что человек ничтожен (как и сатана в книге Иова). Цель князя тьмы, пытается показать Булгаков - всегда одна - разрушать и искажать и потом, издеваясь, говорить, что "оно так Бог сотворил", "так оно и было". Кстати, Воланд никакого добра не творит, если внимательно вчитаться в роман. Некоторые люди, потрясенные Воландом, становятся "чуть лучше". Но в основном это "сломленные", на всю жизнь испуганные люди, неспособные ни к чему....
Конферансье Бенгальский "ушёл на покой", то есть решил заниматься.. ничем. При этом он время от времени хватается за шею и плачет.
Варенуха больше не может не подойти к телефону. Это всё, что мы о нём знаем. Знаем также, что он необыкновенно грустен
Степан Лиходеев стал пить водку, молчалив и "сторонится женщин".
Римский, "седой старик с трясущейся головой" ушёл работать в театр детских кукол - и опять-таки ничего больше мы о нём не знаем.
Аркадий Семплеяров просто потерял прежнюю работу и теперь командует "грибозаготовочным пунктом".
Никанор Иванович Босой стал ненавидеть Пушкина, театр, актёра Куролесова и напиваться по ночам.
Алоизий Могарыч просто забыл свою встречу, но как был сволочью, портившей жизнь людям, так и остался.
Иван Понырёв (Бездомный) тоже предпочел обо всём забыть. Только в одну ночь он лишён сна. В эту ночь он видит "необыкновенно красивую женщину и обросшего бородой, пугливого человека" без имени, но с номером. Ему Воланд оставил память только на день, чтобы поиздеваться над ним.

В общем, никто из жертв Воланда не стал лучше. Многие стали хуже - потому как стали сторонится людей, боятся всего на свете, а другие просто утратили память. Как был Бездомный плохим поэтом (а теперь по видимому плохой профессор), так и остался, только профессию сменил. Князь тьмы большинство людей просто "сломал". Вообще Эпилог - это такое издевательство над читателем. Так значит "этим и кончилось"? Этим и кончилось - люди просто всё забыли, а другие замолчали и на всю жизнь испугались.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть