↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind Онлайн
24 ноября 2021
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года

Ээро (Эрик) Ярнефельт (1863–1937). Звездное небо
Вот и ёлочки подъехали… Суровый карельский пейзаж, эпический и лаконичный.
Автор — известный финский художник-реалист. (В 2013 году Монетный двор Финляндии выпустил посвященную ему 10-евровую монету.)
И у Ярнефельта замечательная в своем роде семья, с которой мы, в общем, знакомы.
Его отец — Август Александр Ярнефельт — сенатор и генерал (российский, естественно), потомок старинного, хоть и обедневшего знатного рода. А мать принадлежала к фамилии балтийских немецких аристократов фон Клодт.
Прадед Ээро, Карл Клодт, барон и генерал, участвовал в Бородинском сражении: его портрет висит в Эрмитаже, в Галерее героев 1812 года.
Дед, Константин Клодт, тоже являлся кадровым военным, но все свободное время посвящал рисованию и преподавал искусство гравюры в петербургской Академии художеств.
Брат Константина, Петр Клодт, — знаменитый скульптор, автор композиции «Укрощение коней» на Аничковом мосту и памятника Николаю I на Исаакиевской площади.
Сын Петра, Михаил Клодт, — известный русский художник-пейзажист. Именно он оказал наибольшее влияние на своего ученика и племянника Ээро.
Госпожа Ярнефельт (сама она была детской писательницей) удостоилась почетного звания «матери финской культуры», главным образом благодаря воспитанным ею семерым детям. Брат Ээро, Каспер, сделался художником и литературным критиком, Арвид — известным писателем и журналистом, Эдвард — композитором и дирижером. А их сестра Айно стала женой композитора Яна Сибелиуса.

Ээро учился живописи в Петербурге и в Париже, получил на выставке в Салоне Золотую медаль; но определяющее влияние на его творчество все-таки имели работы русских художников — не только его дяди и учителя Михаила Клодта, но также Шишкина, Поленова и Куинджи.
Ярнефельт был участником движения «Молодая Финляндия» и увлекался карелианизмом — направлением финского искусства, ориентированным на передачу сурового и героического духа «Калевалы». Северная Карелия была любовью Ярнефельта: «…там верится, будто калевальская вселенная продолжает жить».
Увлечение художника разделял его друг и зять Ян Сибелиус, который посвятил ему одну из созданных в Северной Карелии симфоний. Кстати, знаменитый «Грустный вальс» Сибелиуса был изначально написан как музыка к драме Арвида Ярнефельта.
Так что Ярнефельт в некотором смысле — и финский, и карельский, и русский художник… да неважно: звезды, как говорится, светят всем. Даже — или особенно — если они взошли над историческими перекрестками.
На небе ясно, и на сердце ясно,
И я едина с этой звездной ночью,
Сидящая, дрожа, на тонкой нитке,
Протянутой на землю от звезды.
Погибни, время!
Каждая звезда
В лицо мне говорит: — Я — это ты!
Побудь со мною! — и целует в губы.
И звездное смыкается кольцо,
И всю мою земную оболочку,
Кружа, окутывает звездный пух…
…Так посреди Вселенной между звезд
Висит мое искрящееся сердце,
И каждый вздрог его неповторимый
К другим безмерным устремлен сердцам.

Пер. со шведск. М.Дудина
Это стихи Эдит Сёдергран (1892–1923), которая, как и Ярнефельт, родилась в России — в Петербурге. А в семье ее говорили по-шведски, так как родители были выходцами из шведскоговорящих областей Финляндии. Позже Сёдерграны переехали в Райволу.
Эдит скончалась от туберкулеза в тридцать лет, оставив после себя стихи на шведском, финском, немецком и русском языках.
В 1960 году в Райволе (ныне Рощино) был поставлен памятник и открыт музей поэтессы. Парк, где он расположен, носит имя Сёдергран. (В 1992 году, в столетний юбилей поэтессы, рядом «поселился» памятник ее любимцу — коту Тотти.)
А это стихотворение посвятил Сёдергран ее переводчик — русский поэт Михаил Дудин:

ПЕРЕД ПАМЯТНИКОМ ЭДИТ СЕДЕРГРАН В ПОСЕЛКЕ РОЩИНО

Здесь муза русской страсти
На шведском языке
Вам о земной напасти
Гадала по руке.

И был душе несносен,
Душой не обогрет
В колоннах финских сосен
Молочной ночи бред.

Потом зима пестрела
Костром, и между слег
На пепел артобстрела
Летел безгрешный снег.

И вот сегодня снова,
Слетая со страниц,
Печалит ваше слово
Скрещенье трех границ.

На мелкие осколки
Дробится звездный мост,
И падает на елки
Хрустальный пепел звезд.

#поэзия
24 ноября 2021
4 комментариев из 9
cаravella
Красиво, но, кмк, это не реализм)
Реализм в картине это не всегда Жизнь или Атмосфера, Настроение.
Реализм можно и с фото получить.
А тут чувства, поэзия
А.. Позиционируется как реализм. Понятно.
Реализм у каждой эпохи свой
nordwind Онлайн
cаravella
Feature in the Dust
Rodrigez
Реализм, честно говоря, вообще чудовищно туманное понятие, во всех видах искусства, потому что его приходится как-то соотносить с «фактографичностью». То есть ясно, что Шишкин и тот же Клодт, к примеру, однозначные реалисты. Поленов или Левитан – уже с оговорками… и так далее.
В литературе, если считать, что реализм – это «как в жизни», то ни Гоголь, ни Достоевский, ни Щедрин, ни Булгаков не будут реалистами (а будут непонятно кем).
Мне лично импонирует определение Г.Гуковского (правда, это литературовед):
«Реализм — это не сумма вещей, которые бывают в жизни, а система образов, раскрывающая, объясняющая и судящая жизнь такою, какой она есть».
А у меня от посещения музея "Атенеум" в Хельсинки впечатление было, скажем так, сдержанное. Да, у большинства художников видна хорошая школа, да, учитываются модные тенденции, не только петербургские, но и парижские, и искра Божья, несомненно, имеет место быть. Но вот именно что искра. То, что называется добротный средний уровень.

Характерно, что парижские медали финские художники большой частью получали за местную экзотику: "Женщины у входа в церковь", "Похороны младенца" (везут на лодке через Финский залив), а не за художественные открытия.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть