↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
7 декабря 2021
Aa Aa
#попытка_рассуждения #религиозно_философское #рассуждение_1 #о_мире_и_причинности

Подумал-подумал и решил здесь изложить, вдруг кому пригодится. Обычно люди обижаются, когда я говорю, что так устроен, что не "верю" в Бога, а "знаю", что Он есть. Если отбросить личный опыт остается только рассуждение. А рассуждение может начаться только с вопросов. И первый вопрос, который можно задать - это вопрос о причинности. Аксиоматическим может считаться ответ Аристотеля, у любой вещи в материальном мире есть две причины - материальная и производящая. Например, материальная причина того, что завелась машина - это то, что у машины все детали на месте, она заправлена бензином и проч, а производящая - это то, что её двигатель запустили и она едет. Для философского ума сразу возникает вопрос - а "почему" возник материальный мир? И на этот вопрос существует 4 ответа, которые я бы обозначил как - абсурдный, атеистический, теистический и акосмический:

1. Абсурдный ответ - "Материальный мир возник из ничего просто так, без производящей или материальной причин". Взял и возник, так что заткнись. Учитывая, какова вероятность возникновения вещей без причины внутри самого этого мира, можно сказать, что ответ философски обосновать нельзя, но и практически нельзя опровергнуть, кроме указания, что вероятность возникновения мира без причин вообще такова же, как вероятность того, что каждый кто это прочтет - выпрыгнет из окна.

2. Атеистический ответ "Материальный мир есть субстанция, то есть существовал всегда, вечно". С этим, на первый взгляд, спорить сложно. Можно указать, правда, что ни один объект внутри мира не существовал вечно, но возникал из другого и переходил в другой. Но это будет нестрогая интерпретация, вернее, интерпретация по аналогии, а следовательно не доказательство. Другим возражением может быть термодинамика - существующая Вселенная стремится к дезорганизации, энтропии, убыванию энергии. Следовательно, если материя (в физическом смысле) во Вселенной может быть бесконечна, то количество энергии конечно, а учитывая, что физическая материя и физическая энергия - это два из пяти параметров мира (три других - это пространство, время и информация/энтропия, т.е. мера дезорганизованности/организованности структуры), то получается, что если материя в узком смысле может быть вечной, то информация и энергия - нет. И получается у нас вечный объект с не-вечной составляющей. Такое себе объяснение. Опять же, можно было бы на это заявить, что энергия возникает заново из-за "спрессовывания" материи в черных дырах и взрыва, но эмпирически это не доказуемо. Еще можно было бы сказать, что вечность - это системное (эмерджентное) свойство материи (в философском смысле). Проблема в том, что "эмерджентное" (англ. "возникающее") свойство - это свойство как характеристика эволюции структуры сложных объектов. А вечность противоположна возникновению, причем не диалектически, а абсолютно противоположна (диалектически она противоположна становлению, развитию).
В рамках этого ответа есть разные "под-ответы", конечно, например, какие-то атеисты (их меньшинство) верят в вечность нынешней Вселенной, какие-то в существование вечной Мультивселенной, а какие-то просто в вечный цикл рождения-умирания бесконечного числа последовательных Вселенных. В любом случае они отстаивают идею константы, того, что вечно присутствует в этих циклах (хотя тут возникает еще и проблема бесконечного временного регресса и получается, что хотя бы "нулевой цикл" должен был бы существовать в вечности, вне времени, от чего один шаг до пантеизма).

3. Теистический ответ - "Материальный мир возник без материальной причины, но в результате производящей причины". Это весь мир теизма - от древнего анимизма, пантеистическо-политеистических систем Др. Греции, Скандинавии, Индии, Китая и проч. и до современных индуизма (пантеистический монизм), зороастризма (дуалистический монизм), а также ислама, иудаизма и христианства (монотеизм) и даже Ж. Бодена и Ф. Вольтера (деизм). На деле это целая группа ответов, а не один ответ. Тут существует множество вариантов, в которые мы углубляться в данном конкретном рассуждении не будем. Скажем только, что ответ не абсурден и вполне конкурирует с атеистическим ответом выше. Подробно мы этот ответ рассмотрим позже.

4. Акосмический ответ (буддизм). - "Материальный мир есть поток нематериально-материальных частиц, поэтому он иллюзорен, представляя собой одновременно бесконечный бессмысленный цикл с одной стороны и прекращение этого цикла с восхождением к чистому бытию с другой". Проще говоря, мир является иллюзией, материя и дух являются иллюзией, наше "Я является иллюзией, добро и зло являются иллюзией. Реальны только - материально-нематериальные частицы (скандхи), сансара (вечный круг причинности) и нирвана (чистое бытие, конец круга, отрицание причинности). В этом смысле причинность тоже одновременно и существует и не существует (принцип адвайты). В конечном итоге можно редуцировать и дальше - реально только "чистое бытие" (нирвана), а небытие и сансара (самскара, самсара) есть её искажающие иллюзии. В этом смысле ответ простой - материального мира просто нет, как и причинности. Этот ответ сложно критиковать, но можно. Во-первых, бОльшая часть понятий, вводимых при данном ответе существуют исключительно внутри религиозной культуры Индии, духовной болезнью которой было всегда вечное смешение реальности с иллюзией и духа с материй. Во-вторых, никаких доказательств (даже религиозных или философских) всего этого нет. Буддисты вместо доказательств предложат вам "практику", погрузившись в которую, можно "убедится" в реальности чистого бытия, через угашение своего "Я" (буддийский аскетизм). Но эта "практика" доказывает лишь то, что уже и так лежит в её основе. Помимо этого, когда у буддистов спрашивают про другие религии, следует ответ - "они погрязли в сансаре". И всё. Есть еще принцип ан-Атмана, то есть отрицание возможности существования Творца мира. Как признался мне один буддист: "когда у меня в голове возникают сомнения и идеи, а что если Творец существует, я отгоняю эту мысль специальной медитативной практикой".

Бонусный ответ: солипсизм (?) Возникает неявный вопрос: в ходе нашего рассуждения мы оставили за его пределами солипсизм, почему? Ответ, солипсизма, как известно, гласит: "Материальный мир есть лишь продукт моего Я" или, в расширенном виде "порождение сознания всех людей". Ну, расширенный солипсизм по сути является следствием индивидуального солипсизма. Поэтому рассмотрим его. Если придерживаться последовательного солипсизма мы придем к будийскому акосмизму, т.к. мои собственные чувства и мой собственный разум меня тоже обманывают, если мир вокруг не настоящий. Но, лишившись аксиоматики буддизма, дальнейшим нашим шагом будет отрицание существования "Я" как психической реальности (а не как психического единства как в буддизме). И тогда получится, что материальный мир не может стать продуктом нашего я, т.к. мы сами -иллюзия, а следовательно не можем доверять собственным суждениям". Из этого логического круга есть лишь выход Р. Декарта, который предложил взять за аксиому "Я мыслю, следовательно существую" (Cogito ergo sum). То есть если я мыслю и если мышление существует, то есть и субъект мышления, тот кто мыслит.

Как-то так.
7 декабря 2021
2 комментариев из 7
Asteroid
Scaverius
Все эти философские конструкции держаться на логических аксиомах и методах логики, которые могут иметь, а могут и не иметь ничего общего с реальностью. И вышеприведенные размышления о "неэмерджентности вечности" прекрасный этому пример. Исследуется некая виртуальная модель имеющая мало общего с реальностью. И оставаясь в рамках этой модели нельзя понять - насколько же мало этого общего.

Можно понять. Ложные философские модели:
а) Внутренне противоречивы.
б) Опровергаются наблюдениями.
в) Основаны на непроговариваемых аксиоматических вещах, подчеркиваю, непроговариваемых.

И да, если у нас объект имеет свойство "вечный", это значит, что он всегда существовал (как у вас всегда количество энергии было постоянным).


На протяжении своего существования человечество строит модели окружающего мира. Ранние модели были совсем примитивны, они заявляли, что всем миром заправляют духи.

Да. Человек по аналогии с собой наделял сознанием природные объекты и пытался приписать этим объектам самостоятельную причинность. Это была ошибка. Сегодня многие ученые пытаются доказать по аналогии, что у человека нет собственной причинности и он сам похож на дерево или камень. И это тоже ошибка, хотя эта модель не ранняя, а современная.


Потом мы поняли, что эти модели ошибочны, и помазанный кровью идол не приносит удачной охоты. Мы перешли на более сложные модели, затем ещё сложнее и т.д.
И философские модели, увы, тоже устарели.
И Маркса это касается в первую очередь.

В смысле философия устарела (и логика тоже). Но тогда вместе с философией и логикой надо будет отбросить математику, т.к. логика - это раздел философии, а математика базируется на логике же.


То что было научной истиной 300 лет назад не является сегодня таковой. И брать те методы сегодня и использовать их как истину в последней инстанции - именно фантазерство и есть.

Какие "те" методы? Диалектическую и формальную логику? Кстати, если не использовать диалектику, материализм вообще обосновать нельзя. Остается как у вас голая эмпирика - "я не видел этого в лаборатории под запись - следовательно этого не существует".
Показать полностью
Scaverius
Какие "те" методы?
Философские. Они слишком грубы и примитивны. Каменный топор, вместо микроскопа.

Диалектическую и формальную логику?
Диалектическую.

Кстати, если не использовать диалектику, материализм вообще обосновать нельзя.
Очень спорное утверждение.
Вся современная научная модель мира, а это те самые накопленные наукой знания, в том числе о геноме человека и астрофизике, она прекрасно себя чувствует без диалектики.

Но тогда вместе с философией и логикой надо будет отбросить математику, т.к. логика - это раздел философии, а математика базируется на логике же.
Лол, нет. Логика исторически зародилась как часть философии. Но теперь это вопрос классификации. Мы можем считать логику отдельной областью науки, и она не чуть не пострадает из-за отрыва от философии. А если она действительно была бы её частью - пострадала бы, как если бы мы попытались оторвать математику от логики.

Сегодня многие ученые пытаются доказать по аналогии, что у человека нет собственной причинности и он сам похож на дерево или камень. И это тоже ошибка, хотя эта модель не ранняя, а современная.
От ошибок никто не застрахован. Но это ничего не доказывает, кроме самого факта небезупречности.


И да, если у нас объект имеет свойство "вечный", это значит, что он всегда существовал (как у вас всегда количество энергии было постоянным).
И вот это и есть устаревший метод познания. Современная наука ушла далеко от такой примитивной концептуальщины.

Можно понять. Ложные философские модели:
Я не говорю о ложности. Я говорю об ущербности.
Эти модели используют "непроговариваемые" и вполне возможно ложные аксиомы, чтобы залезть с ногами в непроверяемую область и сделать там неопровержимые в рамках этой модели выводы. Но возьми другую модель и там будут другие неопровержимые выводы. И мы никак не сможем сверить, где же истина. Поэтому это всё просто фантазии.
Это как с одним философом, который вышел на сцену и убедительно доказал существование бога, переждал аплодисменты, и убедительно доказал его отсутствие. (Не помню его имя, вроде бы Декарт, но бустрый гугл-фу не нашел ничего).

И это даже не просто вопрос веры в ту или иную модель. Наш мозг не идеален, он подвержен глубоко встроенным багам. А значит, и те самые непроговариваемые аксиомы могут быть скомпроментированы этими багами.
Более того, наш мозг сформирован для выживания в определенной окружающей среде, и наша интуитивная логика, на основании которой и созданы аксиомы, полезна именно в ней, и может быть бесполезной и даже мешающей вне её. Именно поэтому у людей такие сложности с восприятием и исследованием квантовой механики и теории относительности.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть