↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Belkina
27 января 2022
Aa Aa
#книги #длиннопост

Дело о гибели поэта Владимира Ленского

Даже те из нас, кто давно и прочно позабыл школьную программу по литературе (и, подобно герою Джерома, с тех пор чувствует себя намного лучше), обычно помнят дуэль Онегина и Ленского. Исход ее тоже, кажется, известен всем. Многие без труда перечислят некоторые яркие подробности и назовут имена секундантов.
А если мысленно восстановить последовательность событий в романе, то обнаружится, что и дату дуэли мы знаем совершенно точно. Ссора произошла на балу в честь именин Татьяны, а дуэль – через два дня, то есть 27 января.
(Строго говоря, это было 14 января – по старому стилю. Но Татьянин день мы теперь отмечаем 25-го, а дуэль прочно привязана к этому празднику.)
По такому случаю вспомним, что еще мы знаем об этой дуэли.


Е. П. Самокиш-Судковская. Иллюстрации к «Евгению Онегину» (1908)


Оба главных комментатора «Онегина» – Юрий Лотман и Владимир Набоков – обращают внимание на то, что в ходе поединка были многократно нарушены довольно строгие правила. Это тем более удивительно, что правила эти должны быть отлично известны Зарецкому – распорядителю дуэли, человеку с большим опытом в этом деле.

Что именно пошло не так?

1. При передаче картеля (вызова на дуэль) Зарецкий обязан был обсудить с Онегиным возможности примирения.

2. Зарецкий должен был еще раз предложить противникам покончить дело миром – уже непосредственно перед поединком.

3. Есть вопросы и к секунданту Онегина. Он должен был встретиться с Зарецким накануне, чтобы обсудить условия дуэли.
Предварительная церемония состояла не только из вызова, отправляемого в письменной форме, именовавшегося еще «картелем», но и из совещания секундантов; следует отметить, что последняя формальность не была соблюдена в настоящем случае, не были письменно определены и условия поединка, как того требовали установленные правила. Нет оснований полагать, что были оставлены и посмертные записки с тем, чтобы оградить уцелевшего соперника от преследований; официально дуэли были запрещены, что, впрочем, никак не влияло на их распространенность.
(Владимир Набоков)

4. Собственно, Онегин вообще не озаботился тем, чтобы найти секунданта! Эту роль выполняет слуга – француз Гильо.
По какой-то оплошности он забывает запастись секундантом, хотя знает не хуже Зарецкого, что при поединке между дворянами их секунданты должны быть представителями того же слоя общества, что и дуэлянты, и является со слугой, нанося таким образом Ленскому еще одно глупое оскорбление.
(Владимир Набоков)

5. Онегин не явился в назначенное время – это серьезное нарушение правил.
Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника.
(В. Дурасов. Дуэльный кодекс)
Четверть часа, говорите? Онегин опоздал часа на два! Зарецкий должен был попросту объявить его неявившимся и отменить поединок.


Как все это понимать? Дуэльный кодекс был прекрасно известен и героям романа, и автору, и читателям.

По мнению Лотмана, циничный Зарецкий закрывает глаза на нарушения, так как хочет спровоцировать скандальное дельце, которое вызовет массу шума и сплетен. Ну а Онегин демонстрирует свое презрение к этой глупейшей истории, которую он все еще не воспринимает всерьез.
Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для читателей романа, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет с ходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета, а, идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень.

А Набоков даже не особо ищет объяснение: в происходящем нет логики, как нет ее в затянувшемся кошмарном сне.
Для толкователя снов все онегинское поведение в то утро подобно жуткому ночному кошмару, словно герой оказался под влиянием недавнего сна Татьяны. Нам всем известно это ощущение «опоздания» во сне, случайные «замены» (как здесь, когда слуга превращается в секунданта), «оплошности» и странное чувство неловкости, вдруг беспечно игнорируемое. Онегин ведет себя так, как никогда бы не повел, будучи в нормальном состоянии нравственного самоосознания. Проспав назначенное время, он наносит Ленскому ничем не обоснованное оскорбление, вынудив кипящего от ярости юношу ждать на ледяном ветру часа два, а то и более.
…Он стреляет первым и метит в противника, что также на него не похоже. Ленский безусловно намеревался убить Онегина, но последний, будучи бесстрашным, саркастичным дуэлянтом и находясь в здравом рассудке, несомненно, должен был бы воздержаться от выстрела и не только не отвечать на выстрел Ленского, но, в случае если останется в живых, разрядить пистолет в воздух. Когда Ленский падает, ловишь себя на ощущении, что Онегин вот-вот проснется (как Татьяна) и поймет, что все это был сон.



***

Любопытно наблюдать за тем, как сцена дуэли выглядит в постановках оперы: я уже писала об этом вот здесь.
Но отмотаем немного назад, к моменту ссоры на балу. Вот классическая версия. А если не боитесь беспощадного режиссерского укура, то можно взглянуть сюда. Сам по себе спектакль довольно нелепый, но зато здесь обнажена (и доведена до абсурда) трагикомическая суть этого эпизода. Мне он всегда виделся в комических красках – и это усиливает контраст с печальным продолжением глупой истории, которая так явно должна была закончиться смехом и примирением.
Не засмеяться ль нам, пока
Не обагрилася рука,
Не разойтись ли полюбовно?
Секунданты не предлагают решить дело миром, но герои сами медлят, вспоминая о былой дружбе. И каждый раз, когда я слушаю этот дуэт, думаю: может, обойдется, а? Может, режиссер наконец употребит свою необузданную фантазию для пользы дела, а не как обычно?..
Увы, увы, каждый раз одно и то же. Каждый чертов раз! :(
…Поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.

Что ж, если мы не в силах изменить финал, то можем хотя бы констатировать: опасения Ленского, что память юного поэта поглотит медленная Лета, не оправдались.

27 января 2022
5 комментариев
О! В дзене уже прочла. Спасибо.
Яэль Киршенбаум
>Дуэльный кодекс был прекрасно известен и героям романа, и автору, и читателям.

Не хочу душнить, но кодекс Дурасова относится к рубежу 19 и 20 веков, поэтому этот конкретный свод героям романа и Пушкину был незнаком. Вообще, насколько мне известно, все зафиксированные на бумаге правила дуэлей в России появились как раз в это время, а до этого дуэлянты и секунданты полагались лишь на традицию.

Что, в общем, не отменяет того, что опоздание было бесчестным; похожая ситуация упоминается и в "Герое нашего времени".
Яэль Киршенбаум
Кодекс Дурасова лишь иллюстрация. :) Тут действительно важна именно устойчивая традиция, и вот она героям была известна.
nordwind Онлайн
Ура, день памяти Ленского! А то всё крутится вокруг героев ГП.
Забавно, но на Фанфиксе действительно существует какое-то общее ментально-магическое поле: я только что закончила писать одну трактовочку, где тоже всплывает тема сна. Но выкладывать ее, если доживу,🙄 еще не скоро...
nordwind
Эх, настоящий день памяти Ленского был год назад - ровно двести лет со дня дуэли… Но мы его помним и без привязки к круглым датам!

Про тему сна интересно! Подождем… :)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть