Коллекции загружаются
#моё #писательское #размышления
Я выделаю 5 пластов в тексте. Это пласт персонажей и их отношений. Пласт сюжета, событий, конфликтов. Пласт сеттинга, антуража, мира. Пласт атмосферы, пронизывающих текст настроений, эмоций и чувств. И, наконец, внутри текста есть как пласт идей (назовём их так). Так вот, про идеи. Бывают идеи следующих типов (я не совсем компетентен, т.к. основополагающий труд Лотмана про знаки в тексте не осилил пока...): 1) Порождённый чисто текстом (читателю надо знать только язык, чтобы их считать, внутренняя знаковая система, в которой порождаются идеи, создаётся автором на лету, генерится самим текстом, если читатель способен в принципе конструировать в голове знаковые системы определённой сложности, то он их считает) а) Явные - тут нечего добавить, не обязательно прямо сказанные, но около того. Я люблю работать на этом уровне, кстати. б) Неявные - подтексты, достраивания, недосказанности тоже могут нести идеи, а порой и целый идейный пласт. Как асоциальный человек, я плаваю на этом уровне. Кроме того, сюда входят намёки, авторские игры с символами и пр. на грани постмодернизма и за его гранью. 2) Порождённые взаимодействием текста и современной/соответствующей ему обстановки/внешнего контекста. Т.е. взаимодействием текста и реальности и/или какой-то её части (тут уже не обязательно современной). Самое банальное - высмеивание пороков общества. Через десяток, а то и пятёрку лет может вообще не считываться без предварительного ознакамливания с соответствующей средой и/или явлением, к которому апеллирует автор 3) Порождённые взаимодействием с другими текстами. Самое банальное - фанфики. Есть вообще непонятные без знания канона. Но гораздо более тонкие вещи - это адресация к собственному прошлому творчеству, спор с некими публицистическими текстами или с творчеством другого автора и пр. 4) Порождённые взаимодействием читателя и текста. Чисто субъективное. Для достаточно объёмных и/или глубоких текстов неглупый читатель может нагенерить даже не один, а два или три пласта чисто из себя и текста, а уж если подтягивает пункты 1-3, то... Штука полностью индивидуальная. Идеи типа 1-а считываются из текста, если читатель - не дурак. Идеи 1-б - не всегда. Идеи 2 - только в актуальной среде и/или при предварительной подготовке. Идеи 3 - при знании источников, порой для этого надо ещё и биографию автора знать. Идеи 4 - считываются почти кем угодно, часто и полным дураком, но для каждого - свои (иногда - для каждой социальной группы свои, кстати, где-то отсюда можно работать с ЦА тоже, если ты зарабатываешь на творчестве деньги). Понятное дело, что чужой пласт 4 ты никак прочтёшь, телепаты, как говорится, в отпуске. И автор тоже не может догадаться, что стукнет в голову каждому отдельному читателю, в лучшем случае, с ЦА поработает, и то не факт что выйдет. Идеи четвёртого типа - штука тонкая. Субъективно-индивидуальная. Работаете ли вы с идейным пластом своих текстов, а если да, то на каком уровне? 9 июля 2022
4 |
Матемаг
Таким образом получится 1б, а не 4:) Степень неявности, глубина заложения смысла может быть разной. Вопрос в верифицируемости - был ли умысел автора в том чтобы подобное в голове у читателя возник, намерено ли автор заложил этот смысл (вернее нечто запустившее этот смысл в голове у читателя). С чужой книгой не проверить, кажется что со своей - можно. Но что ты заложил осознанно, а что - нет? |
финикийский_торговец,
С чужой книгой не проверить Проверить-то нельзя, но о вероятностях говорить можно. Собственно, и сам научный метод оперирует только вероятностями, так что не вижу ничего постыдного в.кажется что со своей - можно Ох какие чудеса порой наша психика вытворяет! Такие, что это "кажется" тут очень к месту.Но что ты заложил осознанно, а что - нет? Да, кстати, очень интересный момент. Мне однажды ткнули на идею, которую я сознательно не закладывал - но... |