↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Nadezda_lucifer666
19 августа 2022
Aa Aa
Этично ли было снимать фильмы по делу Фритцля?

В 2021 году начался какой-то странный бум на серийных убийц и маньяков. Сначала Сарик Андреасян снимает сериал про Чикатило, затем в марте на свободу после 17 лет заключения вышел Вик Мохов, который почти четыре года сношал в подвале двух девушек, а двух рождённых мальчиков от одной из пленниц подкидывал в подъезды жилых домов. И сразу же дал интервью Ксении Собчак и другим журналистам, которые буквально подкараулили изверга у колонии.

А тем временем в США вышло два художественных фильма - "Девушка в подвале" режиссёра Элизабет Рём (Elisabeth Röhm) и "Последний код". Их сюжет показывал историю "коллеги" Мохова из Австрии, который запер в подвале многоквартирного дома города Амштеттена свою дочь, где насиловал её 3000 раз и от кровосмесительной связи с ней наплодил семерых детей. Плен девушки продлился чуть ли не четверть века. За это время, как писали некоторые источники, она сгорбилась, состарилась, поседела, её кожа была цвета пепла, и у неё прогнили и выпали зубы. И вообще, походила уже на собственную мать, дородную шестидесятилетнюю жену Фритцля - Розмари Байер, чем на дочь. Подробности этой истории я писала в предыдущей статье.


Вскрылось всё это только в 2008 году, когда запущенная болезнь старшей из детей, родившихся и живших в подвале все это время - эпилепсия и острая почечная недостаточность - закончилась комой и потребовала срочной госпитализации, а никаких документов и медкарты при пациентке не оказалось, её отец -дед вёл себя странно, не смог дать никаких объяснений, а сопроводительное письмо от матери-кукушки, сбежавшей в секту и оставившей больную внучку на попечение родителей, как объяснял раньше Фритцль появление подкинутых им самим младенцев из подвала у порога собственного дома, вызвало серьёзное подозрение. В марте 2009 года по ряду обвинения в рабовладении, инцесте, незаконном лишении свободы и убийстве одного из семерых детей по недосмотру, когда мальчик умер в подвале через три дня от недостатка воздуха и был кремирован в мусоросжигателе, Йозефа Фритцля приговорили к пожизненному заключению.

В экранизациях по мотивам этой ужасной и РЕАЛЬНОЙ истории, на которые я проведу небольшой обзор, конечно же, многие моменты были смягчены урезаны и изменены. Так, в фильме "Девушка в подвале/Girl in the Basement" речь идёт об удерживаемой в подвале сумасшедшим отцом Доном наивной и излишне доверчивой в свои восемнадцать лет Саре, которая за двадцать лет плена родила четырёх детей. Действие картины было перенесено из Австрии в США, в неназванный город. Из четырёх сестёр и двух братьев - Дорис, Габриэле, Ульрики, Розмари-младшей, Харальда и Джозефа-младшего, которые были у реальной Элизабет Фритцль, сбежали из дома, обзавелись семьями и не принимали никакого участия в судьбе сестры, отдав её, как агнца на заклание, прямо в руки ненавистного похотливого отца, который изнасиловал Элизу в одиннадцать лет и всячески её третировал, избивал и домогался, в фильме присутствует только одна сестра Сары - Эми.

Также по фильму Сара помогает отнести ящик с вещами в подвал, а реальная Элизабет относит тяжеленную дверь, да ещё и на ночь глядя. И обе девушки без задней мысли взялись помогать тем, кто их ни во что не ставил и от кого следовало бы держаться подальше. То, что сейчас случится нечто нехорошее, до них начало доходить, увы, слишком поздно. А учитывая то, что Элиза дважды уже пыталась делать ноги, но полиция из-за несовершеннолетия возвращала её обратно, а потом та проболталась опять же отцу, что уезжает жить к сестре, делает её, мягко говоря, неумной.Похороны новорождённого мальчика были показаны в саду Дона, но он родился мёртвым не из-за болезни и недостатка кислорода, а из-за того, что беременная мать его за неудачную попытку побега подверглась избиению. Также, в отличие от своего прототипа, киношная Сара один-единственный раз была вынуждена написать письмо и доставить младенца к матери в качестве подкидыша.

Ну, и в финале, реальная девочка Кёрстин, смертельно бледная, беззубая, попадает в больницу с запущенной формой врождённой эпилепсии, так ещё и ей ставят диагноз - почечная недостаточность. Сам отец не сразу навещает дочь, да ещё и поначалу называет её своей внучкой, которую якобы нашёл без сознания на крыльце собственного дома. В кармане девочки медики находят письмо, которое вызывает подозрение. Вот оно: "Пожалуйста, пожалуйста, помогите ей! Керстин действительно боится других людей. Она никогда не была в больнице. Керстин, пожалуйста, будь сильной, пока мы снова не увидимся!”. Врачи, встревоженные как запиской, так и состоянием 19-летней девушки (кроме того, что она была серьезно больна, она была невероятно бледна и истощена, у неё были ужасно гнилые зубы), потребовали от Йозефа необходимые документы, медицинскую карту и присутствие матери, к которой также было много вопросов. Ничего подобного у дедушки-отца, разумеется, не оказалось, а его бред о секте, который он до этого удачно скормил всему городу, вызвал ещё больше подозрений. Лишь под натиском доктора Альберта Рейтера, который к поиску матери подключил местные СМИ и вызвал полицию, Йозеф вывел Элизабет из подвала - такую же бледную, с выцветшими волосами, телесными и душевными ранами, измученную, иссохшую и выглядевшую намного старше своих лет. Полиция допросила их по отдельности, и ужасная история мигом вскрылась. Фритцль был удивлен тем, как быстро она сказала правду (или “предала его", по словам самого Йозефа), а вот Элизабет под угрозой отнять у неё детей из-за ненадлежащего обращения с ними и при условии, что ей не придётся видеться с отцом, и поведала эту невероятную историю, вызвавшую общественный резонанс.

После их "спасения" Элизабет и ее шестеро детей были помещены в психиатрическое отделение. “Дети из подвала (Керстин, Стефан и Феликс)” и “Дети из верхнего этажа (Лиза, Моника и Александр)” усилиями лучших специалистов Австрии смогли встретиться, узнать друг друга и смириться со своим положением, вылечиться от гнева и негодования, связанных с данными событиями. Но тут им подложили свинью уже СМИ, у которых жертвы стали вторичными заложниками ради прибыли, рейтингов и сенсаций: нарушив все этические нормы, они выложили их фотографии в сеть, разгласили реальные имена и приватную информацию, а в суд на них подали не после того, как они не давали толком пройти реабилитацию и ради снимка после освобождения подкарауливали у клиники и пытались проникнуть в палату, а когда вычислили секретное место и довели женщину до тяжёлого нервного срыва, втихаря-таки сфотографировав её по возвращении из магазина. После этого Элизабет умоляла оставить её и настрадавшуюся семью в покое, не снимать о них фильмов и не писать никаких книг. Но её никто не послушал, к сожалению...


В фильме же Сара ни разу не изменилась за столько лет плена и сама лично вместе с отцом Доном привезла в больницу болеющую астмой дочь-сестру Мари. Также она сама поведала детям о том, что они - плоды кровосмешения. Да и момент разоблачения отца остаётся неясен. В фильме в Сару влюблён молодой человек с вечеринки и воссоединяется с ней в финале. В реальной же жизни Элизабет Фритцль потеряла возлюбленного Андреаса Круцика навсегда, а Йозеф лез в её личную жизнь и рвал в клочья её трогательные послания к нему. В итоге, не зная всей ситуации с Элизой, тот и женился на другой, подумав, что девушка к нему охладела. По неподтверждённой информации после освобождения, когда та стала дряхлой старухой, у неё развились романтические отношения с телохранителем Томасом Вагнером, который стал любящим старшим братом для её детей и заменил им отца в какой-то степени. Психиатры отмечали, что любовь - самая сильная вещь на свете, и что Элизабет уверенно чувствовала себя с этим человеком, который моложе её самой на двадцать три года. Хотя, какая может быть теперь любовь к мужчине, даже на платоническом, а не физическом уровне, после четверти века мучений и неоднократных-то избиений и изнасилований?!

В августе прошлого года стало известно о новом фильме, опять затрагивающем эту тяжёлую тему, связанную с похищением и запиранием в подвале очередной жертвы. Называется фильм "The Final Code" ("Последний код"). Режиссёром данной картины стал Карло Фуаско. На сей раз в картине, созданной США, совместно с Италией и Румынией, речь идёт не о молодой девушке, а уже о взрослой депрессивной женщине средних лет по имени Шэрон, запертой в подвальном помещении таким же полоумным отцом, который, по сравнению с Доном из вышеупомянутого фильма, выглядит намного старше, дряхлым властным стариком, похожим на Василия Каширина из "Детства" Максима Горького.

По сюжету синопсиса, отец держит Шэрон в подвале семнадцать лет, однако в самом фильме женщина ведёт подсчет срока, проведённого в неволе - 8082 полных ужаса, безысходности и безнадёги дня, а значит - где-то 22 года, один месяц и 16 дней - заточение длится чуть больше, чем у Сары из "Девушки в подвале". Известно, что почти всех родившихся детей, а их всего пятеро: Джулия, Майкл, Кристиан, Джордж и Мэттью, соответственно, которые упоминаются в начале фильма и показаны лишь мельком - на фото в бассейне и выходящими из дома ближе к финалу, - неназванный отец семейства забрал к себе, оставив с Шэрон только младшую, шестую дочь... Угадайте, как её зовут?! Конечно же, опять - Сара! Никакой оригинальности...

И так же, как и в "Девушке в подвале", отец и дед девочки в одном лице то и дело поучает и наставляет Сарочку: "Уважение нужно заслужить, оно просто так не даётся, это - обоюдное действие! Со временем ты научишься быть мне благодарна!". Чем же занимаются наши несчастные пленницы львиную долю экранного времени? Согласно синопсису фильма, они разрабатывают план побега от зверств и жестокого обращения, которым подвергались на протяжении всех этих лет. Ничего не напоминает?

Правильно, сюжет и тематика повествования данной..мм..экранизации чем-то очень сильно перекликается с "Комнатой" 2015-го года - так, действие фильма все время происходит только в пределах подвала, где живут пленники, теперь вместо мальчика Джека и его молодой мамы по имени Джой/Ма в исполнении актрисы Бри Ларсон, мы видим девочку Сару и её взаимоотношения с Шэрон, что весьма усиливает драматизм картины. Ближе к финалу - долгожданный выход героинь во внешний мир. Но "Комната" - это всё-таки экранизация не реальной истории, а выдуманного сюжета писательницей Эммой Донохью. А роднит его с историей Фритцля лишь то, что прототипом мальчика Джека стал пятилетний Феликс, последний и родившийся в результате инцеста ребёнок в 2002-м году, провёдший в подвале вместе с матерью и братом и сестрой почти всю свою сознательную жизнь.

Также вместо Старого Ника в фильме "Последний код" мы наблюдаем частые визиты в подвал сумасшедшего папаши, что уже смахивает на сюжет "Девушки в подвале" - то он отчитывает одну из дочерей за то, что та не помолилась пред обедом, то балует пленников - приносит им фрукты, аквариум, рождественскую ёлку. А в случае непослушания - беспощадно избивает и отключает свет. Даже не брезгует насиловать их обеих, и в одном из эпизодов даже связывает Шэрон цепью за попытку противостоять ему. Но, в отличие от Дона, он не менял пароль по нескольку раз в день или месяц, дабы его жертвы не вздумали сбежать. Здесь показано, как новорожденный мальчик Паскаль, последний из всех детей Шэрон, названный в честь хамелеона из диснеевского мультика про Рапунцель - очень символично, учитывая как страшный оригинал сказки Братьев Гримм, так и мрачную тематику самого фильма - умирает на руках у безутешной матери, и отец сжигает его тело, что сближает картину с сюжетом "Девушки в подвале":

Ближе к финалу повествования, как в экранизации романа Эммы Донохью, тёмные и серые тона подвала сменяются яркостью внешнего мира, однако о дальнейшей судьбе жертв после освобождения, в отличие от "Комнаты", мы не наблюдаем. А дальше, после того, как отца арестовывают, а мать увозят в больницу во время митинга неравнодушных жителей города, нам показывают финальные титры реальной истории Йозефа Фритцля, а точнее - видео, когда он отдыхал в Тайланде и наслаждался жизнью, а его дочь тем временем томилась в подземье, и на этом, собственно, фильм и заканчивается.

Не знаю, я бы на месте адвоката Элизабет Фритцль и её родственников за такие кадры в конце фильма засудила бы! Им просто было позарез необходимо лишний раз напомнить искушённому зрителю на чем, собственно говоря, и был основан этот фильм, вместо того, чтобы как-то указать это в титрах...Есть ещё один момент, отличающий данный фильм от вышеупомянутой "Комнаты" и "Девушки в подвале", вышедшей в марте нынешнего года - старшая дочь, спасительной ниточкой для матери которой стала её болезнь, к сожалению, умирает от укуса крысы, тогда как в двух других фильмах и реальности ребенок остаётся жив. Непонятно, зачем создателям понадобилось заканчивать фильм на такой печальной ноте со слишком быстрой концовкой, вызывающей недоумение?!

Да и Шэрон на самом деле только и делала, что страдала от родов и плакала на протяжении всего фильма, ещё и девочку Сару, которая была для неё единственным лучиком света, создатели зачем-то попросту убили вместе с её сестрой Джулией, которую отец непонятно для чего пригласил в подвал, а та в тайне от него по наущению матери пыталась вызвать полицию. Глава семейства после этого инцидента зарезал её, как барана, да и вынес в чёрном мешке...Но в реальности такого эпизода не было же, так для чего было фантазировать на тему?

А теперь - животрепещущий вопрос, который я обозначила в заголовке данной статьи: этично ли было вообще снимать фильмы по этой истории? Ведь жертва - Элизабет Фритцль - ещё жива, она вообще не хотела ТАКОЙ популярности, внезапно свалившейся ей на голову после освобождения! Что говорить, даже авторы документальной литературы про неё Найджел Кауторн и Алан Холл чуть судебные иски не схлопотали за свои произведения! И на фильмы, снятые в 2021 году Элизабет, дети или её родственники, и даже адвокат согласия уж точно не давали... А эти проклятые телевизионщики сговорились, получается, буквально за спиной жертвы, и... Ведь история-то им по факту не принадлежала, чтоб на ней, как сейчас модно говорить, пиариться и монетизировать, только жертва имела право рассказывать о том всему миру или держать в себе, а не испытывать ещё и моральное давление помимо стыда, страха и чувства вины за случившееся с ней!

Когда снимали фильм про ту же Наташу Кампуш по её книге "3096 дней" или про Катю Мартынову, то хотя бы приличия ради у жертв РАЗРЕШЕНИЕ на это спросили! Или подождали, как в случае с тем же Чикатило, пока страсти улягутся, а родственников его жертв в живых не останется, чтоб снять документалку или того же "Гражданина Х", к примеру. ПРОСТО взять и поменять имена и исковеркать событие выдвигая при этом высокоморальные цели о том, что такое нужно помнить и делать вовремя ноги от спятившего отца, пока он тебя ещё в багажнике в лес не увёз, не выйдет! К данной теме нужно подходить особенно осторожно и деликатно. Если жертва согласия НЕ ДАВАЛА на съёмку фильма, то не нужно пользоваться её положением! Иначе чем телевизионщики и СМИ лучше преступника? Иль они думают, что жертвы живут в глухомани, не смотрят телевизор и газет не читают?

Читала я про создание фильма "Девушка в подвале" в иностранных СМИ: ВСЕ, как один, писали в первую очередь, о том, как крута режиссёр Элизабет Рём, какие идеи она выдвигала при этом и на чём был основан её фильм. И при этом - НИ СЛОВА о том, что думают о том сами жертвы Фритцля или их адвокат Кристоф Хёрбст, судебный психиатр Адельгейда Катцнер, нужно ли им это было, давали ли они своё согласие на съёмку или нет! Почему этих людей, прямо причастных к делу Фритцля, не поставили в известность, не спросили?! Напомним, новый фильм Элизабет Рем "Девушка в подвале" - это "призыв к действию о жестоком обращении на очень высоком уровне", - сообщает газета TheWrap.


"Нам было из чего почерпнуть предысторию и психологическую поддержку, которые были получены из этой истории", - сказала изданию TheWrap сама Элизабет Рём. - “Ужасно иметь возможность сказать, что это произошло не один раз. Фильм - это призыв к действию, направленный на то, чтобы привлечь внимание к монстру, который живет в любой семье, с которым никто не сталкивается и который не несет ответственности, потому что мать, дети или жена закрывают глаза на поведение, которое, если его уступить, может вырасти в монстра, подобного этому. В этом фильме Lifetime нарушил границы, рассказав историю, которая является призывом к действию о жестоком обращении на очень высоком уровне ”.

Фильм нелегко смотреть. Сексуальное, физическое и словесное насилие являются основными моментами фильма, и это было сознательным решением для Рем, которая дебютирует в качестве режиссера с "Девушкой в подвале”.

"Я чувствую, что важно обсуждать вещи, о которых мы боимся говорить", - сказала она. - "По статистике, жестокое обращение, инцест и все эти ужасы, о которых рассказывает этот фильм, были на подъеме во время COVID. Сейчас самое подходящее время рассказать эту историю, не только потому, что из-за закрытия стало больше домашнего насилия, но и потому, что нам нужно пролить свет на тьму, и мы должны искоренить ее, вытащив на поверхность. Я думаю, что фильмы, подобные этому, выводят насилие на поверхность, и люди могут получить помощь, в которой они нуждаются, и поддержку. Это также история надежды и воли одной женщины к выживанию. Если мы сможем заякориться в надежде, любви и радости, тогда мы сможем выжить и сможем найти выход из этой тюрьмы…И еще, я просто хочу добавить здесь очень быстро, что после выхода "Девушки в подвале" в эфир выйдет короткий документальный фильм.

В нём будут освещены две правдивые истории женщин, которые прошли через очень похожие ситуации, такие как эта, поскольку сеть действительно выделяет и хочет привлечь внимание к организации RAIN, которая выступает за изнасилование, жестокое обращение, инцест, это на национальном уровне. Это крупнейшая организация по борьбе с сексуальным насилием, которая у нас есть в стране. Этот фильм снят не только ради сенсации, но я был действительно тронут историей Элизабет Фритцль. Я много знал об этом. И я просто почувствовала, что, по иронии судьбы, то, что сейчас нужно миру, — это истории Хоуп и Элизабет Фритцль или любой женщины, которая пережила нечто подобное — которая выжила, а затем может продолжить свою жизнь и восстать как феникс из пепла этого насилия - это история надежды и позитива.Как вы и сказали, это очень мрачно, но она выжила. И поэтому я думаю, что это красивая история. Торжество и триумф человеческой воли - вот о чем этот фильм”.
19 августа 2022
1 комментариев из 3
Мне казалось, что компании должны платить тем, чьи истории они берут для фильмов и сериалов. Анне Делви (Сорокиной) Нетфликс заплатил
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть